С приходом теплых дней автолюбители выстраиваются в очереди на заправку кондиционеров, которые после зимы неожиданно перестают охлаждать воздух. Но если осенью все нормально работало, а весной перестало, то просто заполнить систему фреоном обычно помогает ненадолго. Рано или поздно, через пару дней или пару месяцев, возникнет ситуация из разряда "никогда такого не было и вот опять".
Куда девается фреон?
Хладагент не заканчивается сам по себе и не улетучивается через уплотнения в узлах соединения различных элементов системы. Тем не менее, утечка фреона – самая распространенная поломка автомобильного кондиционера. Куда же он девается?
"Специалисты", знаний и умений которых хватает только на заправку фреоном, любят рассказывать о том, что система кондиционирования в машине не герметична, поэтому утечки – нормальное явление и систему нужно заправлять ежегодно. Эти утверждения разбиваются об огромное количество примеров машин, кондиционеры которых работают без дозаправки по 10 лет и более.
Как бы там ни было, контур кондиционера состоит из алюминиевых трубок и резиновых шлангов. И если резиновые шланги, как правило, едва ли не вечные, то алюминиевые трубки рано или поздно разрушаются под действием коррозионных процессов. Проблема в том, что в отличие от железа алюминий не покрывается рыжим налетом, поэтому коррозия на нем не бросается в глаза. Да и фреону, чтобы смешаться с атмосферным воздухом, достаточно очень маленького отверстия.
Проблема коррозии усугубляется инженерными просчетами. Во многих автомобилях трубки проложены в таких местах, где они подвергаются регулярному воздействию дорожной грязи и реагентов, что, естественно, не способствует увеличению их срока службы. Ну а радиатор кондиционера, он же конденсатор, и вовсе принимает на себя огромное количество воды и грязи, а также камней.
Поэтому утечка фреона чаще всего возникает из-за разрушения алюминиевых трубок и радиатора. Но на стадии вакуумирования, которое производится перед заправкой кондиционера, проблема, как правило, не обнаруживается. Зато место сильной утечки в доступном для обзора месте легко увидеть уже через день-два после заправки: трубка или радиатор вокруг дырки будут покрыты маслом. Для обнаружения минимальных повреждений используют светящийся в ультрафиолете краситель, который добавляют в хладагент. Это могут сделать даже придорожные заправщики, чтобы затем уже в условиях сервиса специалисты провели обследование и обнаружили место утечки.
Пайка или замена?
Когда место повреждения обнаружено, встает дилемма: ремонтировать или менять. Если прохудился радиатор – менять. Разбежка цен очень большая и зависит от марки автомобиля и производителя конденсатора. Из личного опыта могу сказать, что моя предыдущая машина пять лет отъездила с дешевым китайским радиатором за 40 долларов и вместе с ним была продана.
Конечно, если утечка в конденсаторе возникла в легкодоступном для ремонта месте, то его можно запаять. Обойдется это примерно в 80-120 рублей, но если немногим дороже реально найти новый радиатор, пускай и китайский, то зачем паять старый?
Тем более все тот же личный опыт заставляет негативно относиться к ремонту трубок с помощью аргонной сварки. Несколько лет подряд мне ежегодно доводилось менять одну и ту же трубку на восстановленную запаянную и эта эпопея закончилась только после установки оригинальной целой трубки, снятой с другой такой же машины.
Поэтому несмотря на низкую цену пайки в 20-30 рублей, более целесообразным вариантом выглядит замена трубки на заведомо целую, если, конечно, вы не хотите ремонтировать ее каждый год. На разборках эти детали на распространенные автомобили стоят относительно недорого: 30-100 рублей в зависимости от размера и конфигурации трубки. А вот цены на новые запчасти могут неприятно удивить, как и стоимость бывших в употреблении деталей на автомобили, редко встречающиеся на разборках. Даже на Polo Sedan встречается большая б/у-трубка хитрой формы с заправочным штуцером и датчиком давления по 500-600 рублей. При такой стоимости пайка действительно выглядит разумным решением.
И, что интересно, у такого элемента со штуцером и местом установки датчика нет альтернативы. А вот небольшие трубки в специализированных сервисах могут заменить на шланги (рукава высокого давления). При ремонте заднего контура в машинах с индивидуальной регулировкой климата на втором ряду к такой замене прибегают едва ли не чаще, чем меняют трубки на новые. Правда, установка шланга вместо трубки под капотом может быть сопряжена с трудностями или вовсе невозможна, т.к. резине в отличие от алюминия нельзя придать фиксированную форму со всеми необходимыми изгибами.
Цены на изготовление шлангов в сервисах начинаются от 70 рублей. Это сопоставимо со стоимостью б/у-трубки и куда дешевле покупки новой запчасти. На практике с подобной заменой сталкиваться не приходилось, но судя по отзывам в интернете такое решение избавило от проблем с регулярно травящими трубками, особенно в тех случаях, когда нет возможности купить новую деталь.
Наш вердикт
Если весной система кондиционирования опустела – простая заправка фреоном поможет ненадолго. Хотя встречаются автомобили, которым одной порции газа хватает ровно на сезон. Но даже каждую весну тратить минимум 100 рублей – сомнительное удовольствие. Лучше разобраться с причинами утечки, устранить их и забыть о проблемах с отсутствием хладагента на несколько лет.
Радиаторы кондиционера в базе объявлений Автобизнеса