«Зачем обижаться, если сам нарушил?» Где грань между бдительностью и «стукачеством»

Камеры наблюдения на улицах, смартфоны в руках, видеорегистраторы в машинах – с таким арсеналом нарушители ПДД обречены попадать в кадр. За рубежом нормальная практика – обратиться в правоохранительные органы, если человек замечает что-то подозрительное. У нас же принято звонить в ГАИ только в крайнем случае. Мы поинтересовались у водителей, хорошо ли это, когда за порядком на дорогах следят в том числе сами граждане и где для них грань между "быть бдительным" и "настучать".

"За что наказывать, если никто не пострадал?"

Тему для написания этой статьи отчасти навеяли комментарии к одной из новостей. ДТП в той истории удалось избежать, никто не пострадал, но запись с "лихими" действиями водителя попала в руки инспекторов. Те нашли и наказали водителя. В комментариях к новости мнения разделились – кто-то считал, что "поделом". Но нашлись и те, кто назвал владельца регистратора "стукачом" – зачем выкладывать видео и наказывать кого-то, если никто не пострадал?

Кстати, в опросе из нашего Telegram-канала 82% выбрали золотую середину – они вызывают ГАИ только если заподозрят серьезное нарушение, например, пьяного водителя. Два "крайних" варианта получили равное количество голосов.

"Позже начал сомневаться, правильно ли я поступил?"

Несколько читателей рассказали нам свои истории по теме. К примеру, Олег дважды обращался в ГАИ – по его заявлению наказали водителя автобуса, а позже удалось задержать пьяного водителя в центре города.

"Было это лет 15 назад в Серебрянке. Я подъезжал к регулируемому пешеходному переходу между остановками "Шейпичи" и "Плеханова", там, где сейчас находится магазин "Хит". Ехал по второй полосе, остановился на красный. Людей на переходе не было, но пешеходам еще горел разрешающий сигнал светофора. Неожиданно мимо меня пронесся на приличной скорости пассажирский автобус – он даже не затормозил перед переходом. Я опешил от того, как безответственно повел себя водитель – если бы в этот момент из-за машин выбежал пешеход, его бы попросту снесло, да и пассажиры автобуса могли пострадать, начни он резко тормозить. В состоянии шока позвонил в ГАИ, рассказал ситуацию. Спустя час мне перезвонили, сказали, что уже вызвали водителя и пригласили приехать написать заявление.

Когда я немного отошел от шока, закрались сомнения – правильно ли я поступил? Переход этот появился недавно – не помню, то ли раньше он был нерегулируемым, то ли его не было в этом месте вовсе. Скорее всего, человек часто ездил тут и попросту забыл о его существовании.

С водителем мы встретились в ГАИ, адекватный человек, вину признал, но было видно, что не совсем понял, в чем дело – ехал себе спокойно, а тут такое. Возможно, ему дали минимальное наказание, по крайней мере я об этом просил. В конце концов для себя решил, что все правильно сделал – хорошо, что в этот раз ничего не произошло, а ведь могло обернуться иначе. А в следующий раз водитель будет максимально внимателен, особенно на этом переходе, и точно не забудет о нем.

Второй случай – ехали мы с товарищем по проспекту Победителей в районе Стелы и заметили, что одна из машин едет как-то странно – виляет из стороны в сторону, один раз даже зацепила бордюр. Товарищ позвонил в 102, объяснил ситуацию, и предположил, что за рулем пьяный. В ГАИ обещали разобраться.

В итоге в районе поворота на Орловскую мы нагнали милицейскую "Ниву", попросили водителя опустить стекло и объяснили, в чем дело. Милиционеры поехали вперед и остановили машину, но, когда один из них пошел к водителю, чтобы поговорить, тот резко нажал на газ и попытался скрыться. Правоохранители быстро догнали его, остановили и вытащили из машины. Судя по поведению, он действительно был сильно пьян".

Была у нашего читателя еще история, когда он хотел обратиться в ГАИ, но не стал из-за того, что не сработал регистратор.

"В одном месте был ремонт дороги, и фронтальный погрузчик стал прямо поперек проезжей части, заняв две полосы. Место работ никак не было обозначено. Ни конусов, ни знаков – ничего. Налицо было нарушение, водителей надо предупреждать, что впереди идут ремонтные работы. Я собирался отправить запись с регистратора в ГАИ, но обнаружил, что возникла проблема с картой памяти – прибор ничего не записал. Еще была ситуация, наверное, стоило бы заявить, но не стал. Тоже шел ремонт дороги, автомобиль прикрытия поставили перед пешеходным переходом так, что он создавал ограниченный обзор".

По мнению Олега, наличие регистратора в авто – хорошая практика, которая может помочь в спорных ситуациях, и он не осуждает тех, кто сбрасывает видео в ГАИ или просто в интернет и сообщает о каких-то нарушениях.

"Думаю, наличие общественного контроля – это хорошо, инспектора к каждому ведь не приставишь. Адекватный человек, нарушив раз и будучи наказанным, сделает выводы, будет осторожнее и внимательнее в будущем. "Неадекват" или пьяный особо не думает о последствиях, но где-то, возможно, хотя бы понимание, что сосед по потоку может вызвать ГАИ, остановит и его. В любом случае, возвращаясь к истории с пьяным водителем, наш звонок, возможно, помог предотвратить серьезную аварию.

"Сдают" и наказывают кого? Того, кто нарушил. Так чего обижаться на соседа, который снял и выложил видео? У самого было – правила парковки я нарушаю крайне редко, но пару раз ставил машину там же, где постоянно ставили другие, на зеленой зоне. По закону подлости в этот день кто-то обращался в ГАИ и меня вместе со всеми наказывали. И в этой ситуации испытывать негатив по отношению к тому, кто меня "сдал" или наказал, неправильно – я нарушил и должен отвечать. Иначе зачем нужны правила, если они не соблюдаются и за их несоблюдение не наказывают? ПДД нужно соблюдать всем без исключений или получать наказание, если хотим жить в цивилизованном обществе, ездить безопасно и иметь чистые дворы, а не вместо них залитые техническими жидкостями парковки.

С другой стороны, иногда встает этический аспект. Однажды знакомый подвез родственника, престарелого и тяжелобольного, к дому. Дойти, даже с помощью, человек не мог, а въезд во двор был ограничен. Кто-то из соседей увидел чужую машину, вызвал ГАИ – водителя наказали. С одной стороны, все по закону, с другой – ситуация была разовой и вынужденной.

Поступил бы я так же, как владелец регистратора из недавней новости? Возможно, да – загрузил бы видео в соцсеть, но в ГАИ обращаться бы не стал. И, честно говоря, не подумал бы о последствиях для того водителя. А может и обратился бы, все зависит от того, насколько в тот момент меня зацепила эта ситуация".

Алексей также вызывал ГАИ на предположительно пьяного водителя.

"Обратил внимание на припаркованный во дворе автомобиль – он стоял так, что мешал всем, я еще подумал, что таким образом в трезвом уме не поставишь. Потом появился мужчина. Он сел и начал делать что-то странное: то фары включит, то посигналит, как будто в первый раз машину видит. Я позвонил в ГАИ – мало ли, пьяный или под наркотиками, еще кататься поедет. Инспекторы приехали, но вроде бы другой человек вышел и припарковал машину нормально, а этот за рулем с места не тронулся, то есть для наказания не возникло оснований.

В целом вызвал бы ГАИ, если только происходило бы что-то серьезное. Однозначно позвонил бы при виде пьяного водителя – это для меня как красная тряпка. Если человек где-то запутался, даже по ошибке выехал на "встречку", отнесусь с пониманием – с кем не бывает. Человек и так понял, что он не прав, за что его наказывать?

Иногда бывает желание вызвать ГАИ на "паркунов", которые загораживают обзор – недавно выезжал из двора и чуть не попал в аварию. Но ни разу этого не делал – ну вызову, оштрафуют человека, а что дальше? Пресекать подобные нарушения надо систематически, а не только по звонкам, потому что водитель не извлечет урок, а только будет злиться на нехорошего человека, который его "сдал". А через полчаса на его место станет другой – не сидеть же мне с телефоном день и ночь и не вызывать постоянно ГАИ".

Дмитрию также в жизни дважды приходилось звонить в ГАИ – однажды вместе с другим очевидцем он задержал пьяного водителя скутера, в другой – заметил пьяного человека, который садился за руль. Инспекторы приехали, но человек так никуда и не отправился, а попросту уснул в автомобиле.

К тем, кто вызывает ГАИ на нарушителей и выкладывает ролики с разными дорожными ситуациями, мужчина относится нормально. Но сам бы заявлял на кого-то только в серьезных случаях.

"В основном заявляют о нарушениях правил парковки и какие-то дорожные инциденты"

Как нам рассказали в ГАИ ГУВД Мингорисполкома, сообщение о правонарушении в электронном варианте сейчас может оставить любой человек, есть возможность сделать это анонимно.

"Есть ресурсы, на которых граждане могут сообщить в том числе и о нарушениях ПДД. На сайте МВД в разделе ГУВД есть электронная почта и ссылка на наш чат-бот, отправить сообщения на который можно круглосуточно. Также есть раздел "Электронные обращения". Кроме того, можно оставить обращение, позвонив по телефону 102 или написать заявление в любом отделе милиции. К обращению лучше прилагать доказательства своих слов – фото, видеоматериалы, а также подробно описать ситуацию".

Обращение на сайте МВД регистрируется в общем порядке, заявитель обязан в этом случае оставить контактные данные. После этого ему дадут ответ, когда его заявление будет принято, и уведомят об итогах разбирательства.

"Сообщения, отправленные в чат-бот, тоже регистрируются в единой книге. В дежурной части ГУВД сотрудники отслеживают информацию в мессенджере, и, если в описанном вами инциденте есть состав правонарушения, информация о нем фиксируется и отправляется в территориальный отдел для проведения проверки. В Telegram не требуется оставлять свои персональные данные, то есть обращение может быть анонимным, проверка по нему будет проведена в общем порядке. Если заявитель оставляет свои данные, с ним могут связаться для уточнения какой-то информации и уведомить о результатах разбирательства".

По словам сотрудников ГАИ, минчане достаточно активно сообщают о нарушениях.

"За три месяца текущего года в наш чат-бот пришло 1230 обращений по линии ГАИ. Нередко обращения касаются автомобилистов, наиболее часто сообщают о нарушениях правил парковки – фотографируют машины, оставленные на зеленой зоне или с другими нарушениями ПДД. Присылают и видео с регистраторов – различные ситуации между автомобилистами, которые возникают во время движения".

К тому же сотрудники ГАИ мониторят социальные сети и различные паблики, где обращают внимание на фото и видео, на которых могут быть нарушения ПДД.

"Если нами выявляется видео, на котором зафиксированы действия, в которых мы усматриваем состав правонарушения, оно, опять же, регистрируется в книге обращений граждан. Дальше территориальным отделом будет проведена проверка".

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Aвтобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Источник