Причитания "умели же раньше делать!" и "вот в 1990-х были машины!" звучат с завидным постоянством. Мы все понимаем: раньше небо было голубее, трава зеленее, мороженое вкуснее и все такое прочее. Но неужели в 2000-х разучились делать достойные автомобили? Нет! И мы это докажем.
Память хранит лучшее
Да, старые автомобили – "ламповые", у них завидный ресурс и основательность во всем, хотя после 30 лет нещадной эксплуатации "в живых" остаются считаные экземпляры. Но в части харизмы и элегантности большинству из них все равно далеко до олдтаймеров более ранних лет (ведь тогда трава была еще зеленее, а мороженое – еще вкуснее).
И давайте объективно: только на ностальгических чувствах и эмоциях многие массовые модели и "выезжают". Объективно, кроме ремонтопригодности, большинство из них ничем особым перед наследниками похвастать не может. Безопасность? Управляемость? Комфорт? Ну разве что плавность хода да живой отклик на "газ" не задушенных экологией моторов.
Да, последние десятилетия прошлого века подарили сумасшедшие гиперкары (Bugatti EB110), были отличные легкие и живые родстеры (Mazda MX5), гениальные малолитражки (Renault 5), веселые горячие хэтчбеки (Peugeot 205 GTI), дорожные "омологационные" автомобили (BMW M3 E30, Sierra RS Cosworth), наконец, поражающие комфортом и оснащением представительские седаны (Mercedes W140, Lexus LS). Но разве начало XXI не отметилось не меньшим количеством весьма достойных моделей?
Что дал прогресс
2000-е принесли настоящий прорыв в области активной и пассивной безопасности. Вы скажете, что ABS, ESP и подушки безопасности появились задолго до того, но именно в первой декаде XXI века безопасность перестала быть конкурентным преимуществом премиумных моделей и пошла в массы, то есть стала доступна практически для всех покупателей новых автомобилей.
Напомним, кстати, что первой моделью, заработавшей пять звезд в краш-тесте EuroNCAP, стала в 2001 году Renault Laguna II. Для сравнения: BMW 3-й серии (Е36) и Mercedes C-класса (W202) в 1997-м заработали лишь по две звезды. Кстати, Laguna первого поколения в том же 1997 году смогла получить две с половиной звезды (да, тогда можно было заработать и такую оценку).
Автомобили ХХI века стали не только безопаснее предшественников, они "в среднем по больнице" стали приятнее в части ходовых качеств (курсовой устойчивости, управляемости, разгонной и тормозной динамики), кузова стали жестче, изменились подходы в настройке подвески.
Опять же стандарты комфорта и оснащения во всех сегментах стали выше. Просто сравните, например, Volkswagen Golf II и Golf V или Audi 80 B3 и А4 В6. То, что более свежие модели стали более дорогими в обслуживании и ремонте, к их душевности особого отношения не имеет. Кстати, по части надежности более свежие поколения также обычно выигрывают у предшественников (тут важно не путать с ресурсом и ремонтопригодностью).
Конечно, никак не отвертишься от того факта, что сами модели, а также основные агрегаты (двигатели, коробки) разрабатываются годами. Так что многие модели, выведенные на рынок в первой половине 2000-х, задумывались и разрабатывались как раз в 1990-х, то есть в определенной степени они являются продолжением инженерных и дизайнерских традиций тех лет. Есть и еще одно тонкое место: при смене поколений часто речь идет об эволюционных изменениях. Тем не менее первое десятилетие этого века подарило немало интересных моделей, и некоторые из них мы сейчас вспомним.
Экстремально крутые
Ну что, сразу зайдем с козырей? Именно в 2000-х появилось очередной поколение Porsche 911 – серия 997. А еще среднемоторный Audi R8 с моторами V8 и V10 и очень быстрый Nissan GT-R с полным приводом и отнесенной к задней оси коробкой передач (transaxle). На смену легендарному Lamborghini Diablo пришел Murcielago, который тоже был "неплох". А еще вспомним Alfa Romeo 8с с монококом из углепластика. Ну а 1000-сильный Bugatti Veyron и вовсе называют гиперкаром десятилетия.
Просто крутые
Ладно, слегка снизим планку и вспомним про такие модели, как Mazda RX8 (да, продолжатель старой концепции, но на современном уровне технологий), Megane III RS и Ford Focus RS – условно доступные, очень харизматичные и в своем роде уникальные. И это лишь то, что сразу приходит на ум, хотя "зажигалок" в 2000-х было представлено немало. Причем постепенный переход на турбомоторы и роботизированные коробки позволил им стать еще быстрее по сравнению с предшественниками.
Кроссоверы!
Именно в 2000-х этот сегмент "выстрелил" так, что похоронил однообъемники и начал копать могилы для универсалов и хэтчбеков. Именно тогда мы получили Nissan Qashqai и Volkswagen Tiguan, BMW X3 и Audi Q5. Отдельного упоминания требует такой любопытный гибрид универсала и SUV, как Chrysler Pacifica.
И конечно, обязательно стоит вспомнить про дебюты Volvo XC90 и Porsche Cayenne в SUV-сегменте. Собственно тем маркам, которые до этого предлагали преимущественно спорткары или очень дорогие седаны, именно кроссоверы впоследствии позволили значительно расширить базу клиентов и существенно увеличить объемы продаж. Но Lamborghini, Aston Martin и Maserati пришли к тому лишь в 2010-х.
Настоящие внедорожники
И ведь они тоже были! Land Cruiser 200 появился в 2007 году, а еще в 2000-х выпускался Land Cruiser 120 (2002-2009 г.в.). Сюда с оговорками можно добавить и Mitsubishi Pajero третьего поколения. Да, он вышел на рынок в 1999 году, то есть это детище 1990-х. Тем не менее основная часть конвейерной жизни пришлась на 2000-е, а в 2006-м появилось четвертое поколение, которое стало для Pajero последним. А еще именно в эти годы появились принципиально новые Range Rover III и Land Rover Discovery III, которые заметно отличались от предшественников и, по сути, перезапускали модельный ряд британской марки.
Стильно и весело
Вы скажете, что в 2000-х умерла легкость бытия, ушли в прошлое "задорные малыши" вроде Renault Twingo и Ford Ka первого поколения… Да, их продолжения, "оптимизированные" в угоду безопасности, уже не так оригинальны и привлекательны. Но ведь появились другие! Например, троица Toyota Aygo, Peugeot 107 и Citroёn C1 – утилитарные, доступные и просто "прикольные". А кроме них была и Panda II от Fiat, которая даже стала европейским автомобилем года.
Ну а главное – 2000-е запомнились триумфальным возвращением MINI под крылом BMW, с ретродизайном, но с самой современной начинкой и совершенно серьезными ходовыми качествами. Причем речь шла не просто о возрождении некогда культовой модели – рождалась новая марка и новая легенда.
На этом фоне Fiat 500 является типичной итальянской аферой: построить на базе дешевой Panda красивый автомобиль, хайпануть на ретродизайне и продать как можно дороже. Но ведь работает, причем до сих пор! Согласитесь: и MINI, и 500-я модель – реальные герои 2000-х.
Так, а "нормальные" автомобили были?
А то! Любители больших седанов (и универсалов) D+ имели возможность выбирать между Volkswagen Passat B6, Ford Mondeo Mk III (а позже и Mk IV), Peugeot 407, Mazda6, Toyota Camry XV30 (а затем и XV40). В бизнес-классе были представлены вполне себе приличные Audi A6 C6, Mercedes W211 и BMW 5-series E60 (кажется, теперь это последняя настоящая "пятерка"?). Ни одну из этих моделей нельзя назвать выдающейся, но они точно не уступают своим предшественникам из 1990-х.
Ну и вишенка на торте – Toyota Prius II. Да, это было продолжение идей из прошлого века. Но именно во втором поколении Prius стал законченным продуктом, настоящим символом гибридизации и экологичных трендов, не забыв про традиционные ценности вроде ресурса и надежности.
Так что…
Как видим, ярких, крутых, надежных и просто "душевных" моделей хватало и в 2000-х. Многие из них уже приближаются к 20-летнему возрасту, а значит, через какое-то время и по ним будут вздыхать и вспоминать с теплотой, вставляя "не то что современные бездушные одноразовые поделки".
Вернёте свои 2000-е? Подержанные машины в базе объявлений Автобизнеса