В Европе седан Santana закончил свою карьеру во второй половине 1980-х, когда на сцену вышел Passat B3. В Китае в это время все только начиналось, а финальная аккорд для этой модели прозвучит лишь сейчас.
Как вспоминают "Колеса", с моделью Santana концерн Volkswagen начал свое вторжение на китайский рынок в первой половине 1980-х годов, но теперь легковая модель уйдет на покой, поскольку потребительский спрос сместился в сторону электромобилей и кроссоверов.
Volkswagen Santana – это глобальная версия европейского Volkswagen Passat второго поколения (B2), которую помимо Китая собирали в Африке, Латинской Америке и даже в Японии. Пилотная партия китайской "Сантаны" была собрана крупноузловым методом в 1983 году, а полноценное массовое производство на совместном предприятии с китайской корпорацией STAC (ныне известна как SAIC) в Шанхае началось в 1985-м. С тех пор выпущено более 6 млн экземпляров этой модели!
Santana стала одним из символов становления в КНР среднего класса, массовой автомобилизации, прихода в Китай западных корпораций и бурного роста экономики. Сегодня китайский авторынок – крупнейший в мире, а Volkswagen – самая популярная марка на китайском рынке: за первые три квартала этого года, по данным ресурса CarSalesBase, она реализовала здесь более 1,5 млн автомобилей.
Santana первого поколения предлагалась в Китае с кузовами седан и универсал и пережила три крупные модернизации, которые подавались как смена поколений, хотя, по сути, речь шла о рестайлингах, кузов принципиально не менялся и сохранял характерные угловатые формы "второго" Passat.
В первой половине 1990-х китайской "Сантане" под контролем VW и его бразильского подразделения нарастили колесную базу (с 2548 до 2656 мм) и обновили дизайн в духе европейского Passat B4 – эту версию назвали Santana 2000. В первой половине 2000-х с дизайном "Сантаны" упражнялись уже сами китайцы и создали третью генерацию Santana 3000 с довольно неказистым оформлением передка и кормы. Салон переоформили в духе современного на тот момент Passat B5. В 2008-м появилась "четвертая" Santana Vista – примерно то же самое, что и Santana 3000, но с бόльшим количеством хрома в отделке и более замысловатой светотехникой.
В 2012 году наконец-то появилась совершенно новая Santana на всефольксвагеновской платформе PQ25, то есть китайская "родственница" локализованных в России Volswagen Polo и Skoda Rapid. Сборку новой модели наладили на новом заводе SAIC-VW в Ичжэне, автомобиль предлагается с кузовами седан и хэтчбек (называется Gran Santana), причем у хэтчбека была еще и кросс-версия, уже списанная в архив.
Лучшим годом продаж для новой "Сантаны" стал 2016-й, когда было реализовано 314.045 экземпляров модели. В доковидном 2019-м спрос упал до 255.836 шт., в 2020-м – до 175.728 шт., а за первые три квартала этого года реализовано 100.336 шт. (минус 20% по сравнению с январем – сентябрем 2020-го) — вроде бы еще много, но ясно, что стареющая модель сильно сдает.
И вот сейчас Reuters со ссылкой на источник в китайском правительстве сообщил, что Volkswagen планирует свернуть производство "Сантаны", вместе с ней конвейер в Ичжэне покинет родственная Skoda Rapid (за первые три квартала продано всего 6915 шт., минус 67%). Им на смену придет Volkswagen Lamando нового поколения, более крупная и идейно более близкая к первым "Сантанам" модель. В Ичжэне, по данным Reuters, также будут выпускаться хэтчбек Polo, субкомпкатный кроссовер T-Cross и обновленный компактный кроссовер Tharu. Смена производственной программы завершится в 2023 году, и пока неясно, когда именно будут собраны последние экземпляры Santana, но понятно, что случится это довольно скоро.