Когда умирает близкий человек, родственники часто находятся в растерянности, так как не знают, как правильно организовать похороны. А если человек неожиданно умирает за границей, например, в результате ДТП, ситуация осложняется из-за необходимости доставки тела на родину. Но в Беларуси есть организация, которая может взять на себя все связанные с транспортировкой трудности.
"На работу водителем катафалка устроился, будучи еще студентом"
На встречу руководитель компании Александр Жигалко приехал на рабочем Volkswagen Caddy. Машина не выделяется из потока – никакой оклейки или опознавательных табличек на ней нет. "Это машина, которую мы иногда используем для местных перевозок и за границу на расстояние до тысячи километров", – поясняет он.
Александру 28 лет, он попал в сферу транспортировки умерших еще студентом.
"Когда мне было 20, я учился в БАТУ на инженера-механика и устроился водителем в компанию, которая занималась перевозкой покойных. Во время первых поездок показал себя ответственным человеком, после чего стал получать заказы на постоянной основе. Первые похороны не были эмоционально тяжелыми – проводы пожилых людей, кончина которых для родственников не была неожиданностью, в дороге люди разговаривали о своем, обсуждали какие-то насущные дела. На самом деле так проходит большинство церемоний. Ведь говорят, что дальние родственники встречаются обычно на свадьбах и похоронах, а если смерть человека не была внезапной, они просто общаются, делятся, кто как живет. В процессе работы, конечно, было всякое, но к тому моменту я уже воспринимал все иначе".
Отработав 4 года и получив высшее образование, Александр открыл свою фирму, которая оказывает полный комплекс услуг по перевозкам "груза 200", начиная от оформления документов за границей и заканчивая перевозкой тела на кладбище.
"Ниша международных перевозок на тот момент была еще относительно свободной, в Беларуси существовало несколько компаний, которые работали на рынке давно и предлагали подобные услуги. Но то, что стали делать мы, не делал никто. Например, они доставляли покойных из Беларуси в другую страну, а вернуть белоруса из Европы, чтобы похоронить его на родине, не могли из-за большого количества сложностей. Мы же научились этому быстро".
"Последний год количество клиентов заметно выросло"
Хотя сотрудники готовы взяться за доставку покойного на кладбище в Беларуси, основным направлением деятельности фирмы являются международные перевозки. Для этого в компании есть 6 специально оборудованных Mercedes Sprinter 2016 г.в. и Volkswagen Crafter 2017 года. Машины были пригнаны из Европы и переоборудованы. По словам Александра, Mercedes в работе зарекомендовал себя очень хорошо, поэтому автомобили этой марки составляют основную часть автопарка. Обслуживается транспорт у компании-партнера.
"В Беларуси и России нет строгих требований к авто, на котором будет перевозиться гроб. В Минске мы один раз были свидетелями, как две женщины пытались затолкать гроб с покойным в багажник Opel Astra, опустив задние сиденья. Первоначально женщины отказались от нашего предложения помочь, подумали, что мы возьмем за это плату. Но потом сами обратились к нам. Так как ехать было недалеко, мы отвезли их на кладбище бесплатно. В Европе к перевозке умерших очень жесткие требования: если родственники покойного решат взять в аренду обычный микроавтобус и поехать на нем забирать тело, в некоторых странах его просто не отдадут", – объясняет Александр.
По словам руководителя компании, в перевозящем "груз 200" транспорте должны быть специальные крепления для гроба; отсек, где перевозится покойный, должен быть оборудован отдельным кондиционером, способным поддерживать определенную температуру: даже в 30-градусную жару температура там не превышает 5-10 градусов выше нуля.
По санитарным нормам гроб для перевозки тела на дальние расстояния обязательно должен иметь цинковые вкладки и быть запаян. Если человек умер от инфекционного заболевания или тело уже подверглось разложению, гроб перед похоронами не открывается – для таких случаев в крышке есть небольшое стеклянное окошко, чтобы родственники могли попрощаться.
Так как белорусы всегда активно ездили на заработки за границу, спрос на услуги компании есть.
"Год-два назад основными направлениями для нас были Россия, Украина, страны СНГ – наши соотечественники уезжали туда на заработки или отдых и могли стать жертвами несчастного случая или аварии. В Европе часто забирали наших дальнобойщиков. У них тяжелая работа, ситуации на дорогах случаются разные, тем более ни для кого не секрет, что даже во время рейсов некоторые могут злоупотреблять алкоголем.
До карантина наши граждане активно ездили в другие страны на сезонные работы, а там опять же жара, работа на износ, поэтому случались и несчастные случаи, у кого-то банально не выдерживало сердце. В этом году спрос на наши услуги сильно вырос, мы стали значительно чаще ездить в Европу и связываем это с тем, что многие наши соотечественники покинули страну. Спрос был высоким даже после нового года, хотя прошлые годы в это время клиентов практически не было".
За время работы сотрудники компании побывали почти во всех странах Европы. Чаще забирают белорусов из Литвы, Польши, Франции, Германии, Чехии, приходилось бывать в Дании, Норвегии, Нидерландах, Италии. Россию и Украину объездили практически целиком, были поездки из Европы в Россию.
"Белорусов обычно возим из-за границы на родину – заказов, когда наших соотечественников везут хоронить за границей, меньше. Из Беларуси домой возим граждан Азербайджана, Армении, реже – граждан России и Украины. Бывают и нестандартные клиенты. Однажды пришлось доставлять покойного из Франции в Россию в компанию, которая занимается криозаморозкой. Крионика – это технология сохранение человека или органов, чаще мозга, чтобы в будущем, когда технологии станут совершеннее, его можно было оживить. Фирмы, которые этим занимаются, есть в Европе, США, России, пользуются их услугами обычно очень богатые люди. Когда мы везли тело, пришлось заказывать специальный гроб, в котором должна была поддерживаться определенная температура и охлаждаться определенные участки, там была особая система вентиляции".
По стоимости услуг компании назвать какую-то конкретную сумму Александр затрудняется.
"Все ситуации разные, соответственно цены будут отличаться. Стоимость возвращения человека на родину будет зависеть от того, в какой стране он находится, при каких обстоятельствах умер, оказывали ли ему медицинскую помощь и прочее, потому что без оплаты всех услуг вывезти его из страны не разрешат".
"В одном из моргов России тела на каталках лежали прямо на улице"
По словам Александра, на таможне катафалк с покойным проезжает без очереди, но осматривают сотрудники машину всегда очень тщательно. Зато инспекторы ГАИ, особенно в России, микроавтобус с табличкой "груз 200" обычно не останавливают.
"Умерших от COVID мы тоже возим, обязательно в закрытых гробах, для их перевозки нужны дополнительные справки. В прошлом году, когда пандемия только началась, были большие трудности, так как Польша запретила везти умерших от вируса транзитом через свою территорию. Для наших граждан это вылилось в увеличение трат – некоторые ждали, когда запрет снимут, другие решали доставлять умерших родственников самолетами, третьи кремировали и после перевозили".
Законодательство по подготовке к перевозке умерших на Западе и Востоке очень отличается.
"Если повезет, в России все вопросы с документами для вывоза тела можно решить за один день, там требований к транспорту и перевозчику меньше. В Европе все очень сложно: нужно иметь лицензию на перевозку умерших, получить сертификаты соответствия на машину, подтвердить квалификацию водителя, в некоторых странах получить разрешение на то, чтобы закрыть крышку гроба, отдельно – чтобы вывезти его за пределы страны. Все это требует определенных знаний, занимает много времени, порой только на сбор документов уходит 4 дня.
Причем во Франции и Германии в этом плане гораздо сложнее, чем, например, в Польше. Чтобы получить все эти документы, нужно знать местный язык, потому что не все сотрудники понимают по-английски, а приходится многое объяснять. Например, я говорю по-польски, по-английски и по-немецки. Кроме того, все документы, которые вы будете везти из Беларуси, должны быть переведены на язык страны, где находится тело. Обязательно нужно разбираться в законодательстве, чтобы чиновник безосновательно не заставил тебя везти определенные документы. Такое может случиться и в Европе, но чаще проблема возникает в странах СНГ".
Однако отношение к умершим в Европе и состояние моргов очень отличаются от российских.
"В Европе все очень аккуратно, современные холодильные камеры, чисто. А в Мюнхене, например, есть морг, где практически нет людей. Ты приезжаешь, берешь ключи, забираешь тело, переодеваешь его, оставляешь запись в журнале и можешь ехать. И кардинально иная ситуация в России и Украине. Один раз мы долго не могли найти морг в Подмосковье – это оказалась небольшая полуразрушенная кирпичная постройка, которая стояла просто посреди поля. В другом морге тела лежали прямо на улице под навесом, скрытые от посторонних забором высотой примерно 2 метра. Дело было ранней весной, не знаю, стоят они так постоянно или на тот момент просто не было места в помещении…
Отличаются Запад и Восток и по отношению. В Европе люди более приветливые, всегда готовы помочь, объяснить. Один раз мне нужно было взять бумагу в полицейском участке в Германии, а там с какими-то документами сидел бездомный. И все сотрудники участка, которые выходили, улыбались и здоровались с ним. Конечно, в России тоже можно решить любой вопрос, но за самую минимальную услугу в этой стране возьмут деньги".
"У людей нашей профессии эмоции притупляются"
По словам Александра, хотя ехать с грузом приходится и ночью, страха перед умершими у него нет, каких-то пугающих историй за годы работы не случалось. Единственное, что удивляет, – когда выносят гроб и катафалк обычно остается открытым, в него часто запрыгивают коты.
"Такое ощущение, что в машине скапливается какая-то энергия, которая их привлекает", – делится наблюдениями он.
Каких-то особых примет у Александра и его коллег в работе нет: "Единственная закономерность, которую мы заметили, – если заявка начинается с проблемы, то мелкие неприятности будут преследовать до конца. Например, если задержали на границе, могут возникнуть какие-то вопросы по документам в стране, где находится покойный, и так далее".
За границу водители ездят всегда вдвоем.
"Когда едем с грузом, обычно двигаемся без остановок – пока один водитель спит, второй за рулем. В этом плане работа у нас сложнее, чем у дальнобойщиков, которые могут остановиться и поспать. Когда часто сталкиваешься со смертью, перестаешь видеть в ней что-то мистическое, относишься к умершим как к работе, как-то черствеешь. Это нельзя назвать эмоциональным выгоранием, просто при виде мертвых перестаешь испытывать какие-то сильные эмоции. Конечно, есть ситуации, которые не могут оставить равнодушными даже опытных водителей, но ты учишься не принимать их близко к сердцу, иначе как быть дальше?
Вообще работать в этой сфере сможет не каждый. Иногда идут устраиваться, уверяют, что смогут, а после первой поездки уходят. Кроме того, в нашей профессии нужно быть психологом, так как в горе не все могут вести себя логично. Нужно уметь успокоить, понять, что от тебя хотят, объяснить, что ты можешь и как лучше поступить. Часто люди становятся заложниками семейных привычек, советов и требуют делать то, что в конкретной ситуации не нужно. Например, в жару просят отнести гроб с человеком, который умер несколько дней или недель назад, в квартиру, при этом запрещают открывать окна. Можете себе представить, что в этой духоте будет происходить с телом и какой в квартире будет запах! В этом случае мы рекомендуем отвезти его в ритуальный зал, где поддерживается оптимальная температура. Так вы сможете спокойно попрощаться и не нарушите требований вашей религии".
Напоследок мы поинтересовались у Александра, что самое тяжелое в его работе.
"Если говорить о технической стороне, в Европе много времени занимает оформление различных разрешений. Что касается эмоций, то самые сложные похороны – детские. Я слышал истории о том, что некоторым родителям отказывали в перевозке детей, но мы придерживаемся позиции, что помочь нужно обязательно. Представьте состояние людей, у которых горе, а им отказывают в услуге, но ведь им все равно придется как-то добираться на кладбище. Конечно, на такие заказы мы отправляем наиболее опытных и эмоционально устойчивых водителей, у которых самих нет маленьких детей", – ответил он.
Компания Ritual-Transport International решит все вопросы с доставкой умершего за границей родственника на родину. Заберем тело из морга в любой точке России, Украины или Европы, оформим все документы. Встретим "груз 200" в аэропорту.