«Учишься не принимать близко к сердцу, иначе как быть дальше?» Как работает компания, которая перевозит умерших по всему континенту

Когда умирает близкий человек, родственники часто находятся в растерянности, так как не знают, как правильно организовать похороны. А если человек неожиданно умирает за границей, например, в результате ДТП, ситуация осложняется из-за необходимости доставки тела на родину. Но в Беларуси есть организация, которая может взять на себя все связанные с транспортировкой трудности.

"На работу водителем катафалка устроился, будучи еще студентом"

На встречу руководитель компании Александр Жигалко приехал на рабочем Volkswagen Caddy. Машина не выделяется из потока – никакой оклейки или опознавательных табличек на ней нет. "Это машина, которую мы иногда используем для местных перевозок и за границу на расстояние до тысячи километров", – поясняет он.

Александру 28 лет, он попал в сферу транспортировки умерших еще студентом.

"Когда мне было 20, я учился в БАТУ на инженера-механика и устроился водителем в компанию, которая занималась перевозкой покойных. Во время первых поездок показал себя ответственным человеком, после чего стал получать заказы на постоянной основе. Первые похороны не были эмоционально тяжелыми – проводы пожилых людей, кончина которых для родственников не была неожиданностью, в дороге люди разговаривали о своем, обсуждали какие-то насущные дела. На самом деле так проходит большинство церемоний. Ведь говорят, что дальние родственники встречаются обычно на свадьбах и похоронах, а если смерть человека не была внезапной, они просто общаются, делятся, кто как живет. В процессе работы, конечно, было всякое, но к тому моменту я уже воспринимал все иначе".

"Учишься не принимать близко к сердцу, иначе как быть дальше?" Как работает компания, которая перевозит умерших по всему континенту

Отработав 4 года и получив высшее образование, Александр открыл свою фирму, которая оказывает полный комплекс услуг по перевозкам "груза 200", начиная от оформления документов за границей и заканчивая перевозкой тела на кладбище.

"Ниша международных перевозок на тот момент была еще относительно свободной, в Беларуси существовало несколько компаний, которые работали на рынке давно и предлагали подобные услуги. Но то, что стали делать мы, не делал никто. Например, они доставляли покойных из Беларуси в другую страну, а вернуть белоруса из Европы, чтобы похоронить его на родине, не могли из-за большого количества сложностей. Мы же научились этому быстро".

"Последний год количество клиентов заметно выросло"

Хотя сотрудники готовы взяться за доставку покойного на кладбище в Беларуси, основным направлением деятельности фирмы являются международные перевозки. Для этого в компании есть 6 специально оборудованных Mercedes Sprinter 2016 г.в. и Volkswagen Crafter 2017 года. Машины были пригнаны из Европы и переоборудованы. По словам Александра, Mercedes в работе зарекомендовал себя очень хорошо, поэтому автомобили этой марки составляют основную часть автопарка. Обслуживается транспорт у компании-партнера.

"В Беларуси и России нет строгих требований к авто, на котором будет перевозиться гроб. В Минске мы один раз были свидетелями, как две женщины пытались затолкать гроб с покойным в багажник Opel Astra, опустив задние сиденья. Первоначально женщины отказались от нашего предложения помочь, подумали, что мы возьмем за это плату. Но потом сами обратились к нам. Так как ехать было недалеко, мы отвезли их на кладбище бесплатно. В Европе к перевозке умерших очень жесткие требования: если родственники покойного решат взять в аренду обычный микроавтобус и поехать на нем забирать тело, в некоторых странах его просто не отдадут", – объясняет Александр. 

По словам руководителя компании, в перевозящем "груз 200" транспорте должны быть специальные крепления для гроба; отсек, где перевозится покойный, должен быть оборудован отдельным кондиционером, способным поддерживать определенную температуру: даже в 30-градусную жару температура там не превышает 5-10 градусов выше нуля.

По санитарным нормам гроб для перевозки тела на дальние расстояния обязательно должен иметь цинковые вкладки и быть запаян. Если человек умер от инфекционного заболевания или тело уже подверглось разложению, гроб перед похоронами не открывается – для таких случаев в крышке есть небольшое стеклянное окошко, чтобы родственники могли попрощаться.

Так как белорусы всегда активно ездили на заработки за границу, спрос на услуги компании есть.

"Год-два назад основными направлениями для нас были Россия, Украина, страны СНГ – наши соотечественники уезжали туда на заработки или отдых и могли стать жертвами несчастного случая или аварии. В Европе часто забирали наших дальнобойщиков. У них тяжелая работа, ситуации на дорогах случаются разные, тем более ни для кого не секрет, что даже во время рейсов некоторые могут злоупотреблять алкоголем.

До карантина наши граждане активно ездили в другие страны на сезонные работы, а там опять же жара, работа на износ, поэтому случались и несчастные случаи, у кого-то банально не выдерживало сердце. В этом году спрос на наши услуги сильно вырос, мы стали значительно чаще ездить в Европу и связываем это с тем, что многие наши соотечественники покинули страну. Спрос был высоким даже после нового года, хотя прошлые годы в это время клиентов практически не было".

"Учишься не принимать близко к сердцу, иначе как быть дальше?" Как работает компания, которая перевозит умерших по всему континенту

За время работы сотрудники компании побывали почти во всех странах Европы. Чаще забирают белорусов из Литвы, Польши, Франции, Германии, Чехии, приходилось бывать в Дании, Норвегии, Нидерландах, Италии. Россию и Украину объездили практически целиком, были поездки из Европы в Россию.

"Белорусов обычно возим из-за границы на родину – заказов, когда наших соотечественников везут хоронить за границей, меньше. Из Беларуси домой возим граждан Азербайджана, Армении, реже – граждан России и Украины. Бывают и нестандартные клиенты. Однажды пришлось доставлять покойного из Франции в Россию в компанию, которая занимается криозаморозкой. Крионика – это технология сохранение человека или органов, чаще мозга, чтобы в будущем, когда технологии станут совершеннее, его можно было оживить. Фирмы, которые этим занимаются, есть в Европе, США, России, пользуются их услугами обычно очень богатые люди. Когда мы везли тело, пришлось заказывать специальный гроб, в котором должна была поддерживаться определенная температура и охлаждаться определенные участки, там была особая система вентиляции". 

По стоимости услуг компании назвать какую-то конкретную сумму Александр затрудняется.

"Все ситуации разные, соответственно цены будут отличаться. Стоимость возвращения человека на родину будет зависеть от того, в какой стране он находится, при каких обстоятельствах умер, оказывали ли ему медицинскую помощь и прочее, потому что без оплаты всех услуг вывезти его из страны не разрешат".

"В одном из моргов России тела на каталках лежали прямо на улице"

По словам Александра, на таможне катафалк с покойным проезжает без очереди, но осматривают сотрудники машину всегда очень тщательно. Зато инспекторы ГАИ, особенно в России, микроавтобус с табличкой "груз 200" обычно не останавливают.

"Умерших от COVID мы тоже возим, обязательно в закрытых гробах, для их перевозки нужны дополнительные справки. В прошлом году, когда пандемия только началась, были большие трудности, так как Польша запретила везти умерших от вируса транзитом через свою территорию. Для наших граждан это вылилось в увеличение трат – некоторые ждали, когда запрет снимут, другие решали доставлять умерших родственников самолетами, третьи кремировали и после перевозили".

Законодательство по подготовке к перевозке умерших на Западе и Востоке очень отличается.

"Если повезет, в России все вопросы с документами для вывоза тела можно решить за один день, там требований к транспорту и перевозчику меньше. В Европе все очень сложно: нужно иметь лицензию на перевозку умерших, получить сертификаты соответствия на машину, подтвердить квалификацию водителя, в некоторых странах получить разрешение на то, чтобы закрыть крышку гроба, отдельно – чтобы вывезти его за пределы страны. Все это требует определенных знаний, занимает много времени, порой только на сбор документов уходит 4 дня.

Причем во Франции и Германии в этом плане гораздо сложнее, чем, например, в Польше. Чтобы получить все эти документы, нужно знать местный язык, потому что не все сотрудники понимают по-английски, а приходится многое объяснять. Например, я говорю по-польски, по-английски и по-немецки. Кроме того, все документы, которые вы будете везти из Беларуси, должны быть переведены на язык страны, где находится тело. Обязательно нужно разбираться в законодательстве, чтобы чиновник безосновательно не заставил тебя везти определенные документы. Такое может случиться и в Европе, но чаще проблема возникает в странах СНГ".

Однако отношение к умершим в Европе и состояние моргов очень отличаются от российских.

"В Европе все очень аккуратно, современные холодильные камеры, чисто. А в Мюнхене, например, есть морг, где практически нет людей. Ты приезжаешь, берешь ключи, забираешь тело, переодеваешь его, оставляешь запись в журнале и можешь ехать. И кардинально иная ситуация в России и Украине. Один раз мы долго не могли найти морг в Подмосковье – это оказалась небольшая полуразрушенная кирпичная постройка, которая стояла просто посреди поля. В другом морге тела лежали прямо на улице под навесом, скрытые от посторонних забором высотой примерно 2 метра. Дело было ранней весной, не знаю, стоят они так постоянно или на тот момент просто не было места в помещении…

Отличаются Запад и Восток и по отношению. В Европе люди более приветливые, всегда готовы помочь, объяснить. Один раз мне нужно было взять бумагу в полицейском участке в Германии, а там с какими-то документами сидел бездомный. И все сотрудники участка, которые выходили, улыбались и здоровались с ним. Конечно, в России тоже можно решить любой вопрос, но за самую минимальную услугу в этой стране возьмут деньги".

"У людей нашей профессии эмоции притупляются"

По словам Александра, хотя ехать с грузом приходится и ночью, страха перед умершими у него нет, каких-то пугающих историй за годы работы не случалось. Единственное, что удивляет, – когда выносят гроб и катафалк обычно остается открытым, в него часто запрыгивают коты.

"Такое ощущение, что в машине скапливается какая-то энергия, которая их привлекает", – делится наблюдениями он.

Каких-то особых примет у Александра и его коллег в работе нет: "Единственная закономерность, которую мы заметили, – если заявка начинается с проблемы, то мелкие неприятности будут преследовать до конца. Например, если задержали на границе, могут возникнуть какие-то вопросы по документам в стране, где находится покойный, и так далее".

За границу водители ездят всегда вдвоем.

"Когда едем с грузом, обычно двигаемся без остановок – пока один водитель спит, второй за рулем. В этом плане работа у нас сложнее, чем у дальнобойщиков, которые могут остановиться и поспать. Когда часто сталкиваешься со смертью, перестаешь видеть в ней что-то мистическое, относишься к умершим как к работе, как-то черствеешь. Это нельзя назвать эмоциональным выгоранием, просто при виде мертвых перестаешь испытывать какие-то сильные эмоции. Конечно, есть ситуации, которые не могут оставить равнодушными даже опытных водителей, но ты учишься не принимать их близко к сердцу, иначе как быть дальше?

Вообще работать в этой сфере сможет не каждый. Иногда идут устраиваться, уверяют, что смогут, а после первой поездки уходят. Кроме того, в нашей профессии нужно быть психологом, так как в горе не все могут вести себя логично. Нужно уметь успокоить, понять, что от тебя хотят, объяснить, что ты можешь и как лучше поступить. Часто люди становятся заложниками семейных привычек, советов и требуют делать то, что в конкретной ситуации не нужно. Например, в жару просят отнести гроб с человеком, который умер несколько дней или недель назад, в квартиру, при этом запрещают открывать окна. Можете себе представить, что в этой духоте будет происходить с телом и какой в квартире будет запах! В этом случае мы рекомендуем отвезти его в ритуальный зал, где поддерживается оптимальная температура. Так вы сможете спокойно попрощаться и не нарушите требований вашей религии". 

Напоследок мы поинтересовались у Александра, что самое тяжелое в его работе.

"Если говорить о технической стороне, в Европе много времени занимает оформление различных разрешений. Что касается эмоций, то самые сложные похороны – детские. Я слышал истории о том, что некоторым родителям отказывали в перевозке детей, но мы придерживаемся позиции, что помочь нужно обязательно. Представьте состояние людей, у которых горе, а им отказывают в услуге, но ведь им все равно придется как-то добираться на кладбище. Конечно, на такие заказы мы отправляем наиболее опытных и эмоционально устойчивых водителей, у которых самих нет маленьких детей", – ответил он.

Компания Ritual-Transport International решит все вопросы с доставкой умершего за границей родственника на родину. Заберем тело из морга в любой точке России, Украины или Европы, оформим все документы. Встретим "груз 200" в аэропорту.

Источник