Выборы, отключение интернета и массовые протесты. Как автобизнес переживает непростые времена?

Выборы, отключение интернета и массовые протесты. Как автобизнес переживает непростые времена?

Выборы, отключение Интернета, массовые протесты – ситуация в стране затронула всех и каждого, в том числе и автобизнес. Мы поговорили с представителями БАА и дилеров о ситуации в данной сфере. 

"Сейчас не до рекламы"

Напомним, на минувшей неделе Белорусская автомобильная ассоциация выразила глубокую обеспокоенность и возмущение происходящими в дни после выборов насилием и беззаконием в отношении мирного населения нашей страны. БАА потребовала освободить задержанных, остановить насилие и провести расследование произошедших задержаний и случаев жестокости силовиков. Мы связались с председателем ассоциации Сергеем Михневичем, чтобы поговорить об экономических последствиях.

Выборы, отключение интернета и массовые протесты. Как автобизнес переживает непростые времена?

Сергей, как политическая ситуация в стране отразилась на автобизнесе?

– Как и на всех предприятиях любого сектора экономики. Насколько я понимаю и вижу, сказывается падение спроса на услуги. Общеэкономическая ситуация, которую мы видим, оказывает воздействие на решение о покупке. Кто-то останавливается, кто-то решает поспешить. Ситуация меняется с каждым днем. 

Упали ли продажи новых автомобилей?

С продажами ситуация непонятная. Сегодня (разговор был в пятницу, 21 августа, Прим. автора) произошло резкое ослабление белорусского рубля. В период волнений был явный спад спроса на автомобили. То, что происходит с белорусским рублем, как показывал март, может привести к всплескам продаж. Цены на автомобили ведь установлены в белорусских рублях, но приобретены за валюту, российскую или европейскую. Но цены в белорусских рублях будут держаться до поры до времени, пока не произойдут быстрые скачки валюты. Так что сейчас можно выгодно купить машину, если успеть до поднятия цен. В пятницу курс рубля ослаб на 3%, соответственно, цены никто еще не переписывал. 

Важным фактором продаж автомобилей являются финансовые инструменты. Не будут ли свернуты программы кредитования?

– Насколько я понимаю, в банковском секторе сейчас стоит курс на сворачивание кредитных портфелей. Очевидно, что кредитные портфели банков сокращаются. И это негативным образом скажется на покупке авто в ближайшем будущем. Сейчас банки выдают кредиты от 14% до 18% годовых. Но дилеры совместно с банками предлагают более выгодные условия – менее 10% годовых в первые полтора-два года. У каждого дилера своя политика и возможности. У Geely есть льготный кредит 3.9%. Как будет дальше развиваться ситуация с кредитованием – покажет время.

Как бренды ведут себя в этой ситуации? Приостанавливают рекламную активность?

– Очевидно, что в такие периоды рекламная активность ослабевает на фоне политических событий. Сейчас не до рекламы. Дилеры запустят рекламные кампании в полном масштабе, когда в стране успокоится ситуация. 

Что будете дальше?

– У нас уже был период в марте, когда из-за пандемии сложно было строить какие-либо прогнозы. Сейчас происходит примерно то же самое: мы не можем дать каких-либо прогнозов. Июль был неплохим по продажам. В августе произошли выборы, и все последующие события очевидно негативно повлияли на рынок продаж как новых, так и подержанных автомобилей. Сейчас все теряют деньги, вся страна. 

"Первая неделя после выборов была очень тихая, практическая нулевая"

Также мы взяли комментарии у дилеров. По словам руководителя отдела маркетинга "ФелОкт" Дарьи Горбарук, сейчас в организации минимизирована какая-либо активность:

"Мы сняли жизнерадостную рекламу, поддерживаем только контекстную в Интернете. Какие-то есть покупки, но мы никак не стимулируем это. Продажи упали. По сервисным услугам у нас была внутренняя акция по поврежденным автомобилям-клиентам Skoda. Сделали хорошие условия на выправление повреждений.

Что касается прогнозов, очень сложно говорить – много самых разных факторов, влияющих на ситуацию. Если бы проблема была чисто в курсе валют, было бы проще. К тому же до сих пор есть проблема с наполненностью складов – завод в отпуске, ждем поставок. Что касается политической ситуации, то мы как участники автомобильной ассоциации БАА поддерживаем председателя. Его заявление – это было коллективное мнение участников. Что будет дальше, не знает никто. Думаю, во второй неделе сентября уже можно будет что-то говорить.

Выборы, отключение интернета и массовые протесты. Как автобизнес переживает непростые времена?

Весь этот год сложный, одно на другое падает. Были атипичные пики и спады, которые абсолютно нехарактерны для нашего рынка. Непредсказуемый год. И долгосрочные прогнозы строить сложно".

Представитель одного из дилеров Geely отметил, что из-за нашумевших проблем с Интернетом продавцам новых автомобилей также пришлось несладко:  

"С 9 августа по 17 августа были проблемы с трафиком. В том числе из-за того, что не работал интернет. Многие сервисы, которые были завязаны на нем, не работали. Падение спроса было на неделе после выборов в связи с обстановкой в стране. Начиная с прошлой недели появились звонки и покупатели. Из-за ослабления курса рубля машины дешевеют. Пока что цены на них зафиксированы. Повышенный спрос на Atlas и Coolray. Сейчас очень сложно что-то спрогнозировать, как и в ситуации с коронавирусом. Всю рекламу выключили, тем не менее последние дни продажи идут по нарастающей".   

Продажи понемногу растут и на вторичном рынке. Об этом Автобизнесу рассказал маркетолог одной из площадок по продаже авто с пробегом:

"Первая неделя после выборов была очень тихая, практическая нулевая. Отключили интернет, ГАИ не работала, машины нельзя было переоформить. Работал только отложенный спрос – закрывали сделки по договоренностям, которые были до выборов. Сейчас продажи восстанавливаются. Прогнозируем, что по месяцу падение продаж будет около 30%. Буквально за две недели до выборов мы восстановили показатели, которые были до ситуации с пандемией. И тут опять… 

Выборы, отключение интернета и массовые протесты. Как автобизнес переживает непростые времена?

Кредитование на данный момент работает. Какие программы были, такие и остались. Минимальная ставка – 13,5 процента. Пока мы свернули рекламные проекты, трафик никакой. Продается только за счет конверсии и отложенного спроса. Год еще не закончился, но то, что он был непростым, это очевидно. В долгосрочной перспективе у нас есть несколько сценариев, но как будет ситуация развиваться дальше, никто не знает".

Наш вердикт 

Как шутят в Интернете, год белорусы решили пройти на максимальном уровне сложности. Сначала ударил коронавирус, а потом и внутриполитическая ситуация. На момент подготовки материала курс рубля начал активно падать, и мало кто может спрогнозировать, до какой отметки он опустится. Все это негативно влияет на автомобильный бизнес в виде череды пиков и падений, а в перспективе – сворачивания кредитных портфелей. До конца года четыре месяца – чем еще удивит нас 2020-й?

Отдышался немного и снова пошел. Двигатели в базе объявлений Автобизнеса

Источник