Продолжается обсуждение резонансных изменений в техрегламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", согласно которым с середины 2022 года в Таможенном союза запретят устанавливать на автомобили бывшие в употреблении глушители, рулевые рейки, компоненты тормозной системы, ремни безопасности и подушки безопасности.
Вчера на эту тему Автобизнес писал большую статью: "Автовладельцы реально обалдеют". Чем обернется запрет на "бэушные" запчасти и кто выступил против?" Сегодня поправки изучает "Коммерсант".
Издание дало слово заместителю гендиректора по техническому регулированию ФГУП НАМИ (технический разработчик поправок) Сергею Аникееву. Он подтвердил "Коммерсанту" планы обозначить в документе перечень компонентов транспортных средств, "повторное использование которых не допускается":
* подушки и ремни безопасности,
* сиденья со встроенными креплениями ремней и подушек безопасности,
* компоненты рулевой системы и тормозов,
* противоугонные системы,
* катализаторы и сажевые фильтры,
* глушители.
"Эти компоненты являются критичными для обеспечения безопасной езды, — пояснил "Ъ" Аникеев. — Их демонтируют с выведенных из эксплуатации транспортных средств, которые либо исчерпали свой ресурс, либо были повреждены в результате ДТП. Гарантировать отсутствие скрытых повреждений компонентов, а также наличие усталостных разрушений невозможно".
Запчасти нередко восстанавливают "в гаражных условиях", отметил он, и никто не проверяет их "характеристики и безопасность".
Запрет на применение ряда б/у запчастей уже прописан в ООН №133 "Требования к безопасной утилизации транспортных средств", техрегламент нужно привести в соответствие с ними, пояснил "Ъ" Сергей Аникеев.
Подготовка поправок под руководством Минпромторга РФ заняла три года, рассказали "Ъ" в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): "Необходимо было учесть информацию, поступающую от бизнес-сообществ, научных и общественных организаций, иных заинтересованных лиц". В ходе общественного обсуждения поправок с 21 марта по 1 июня 2020 года ЕЭК получила комментарии от МАЗа, АвтоВАЗа, КамАЗа, УАЗа, ГАЗа, Ассоциации европейского бизнеса, других компаний. Планируется еще ряд согласительных мероприятий, в рамках которых "бизнесу будет предоставлена возможность дать свои комментарии по проекту", добавили в комиссии. В силу изменения вступят не раньше середины 2022 года, поясняют в НАМИ.
Кто и как будет контролировать соблюдение новых правил, пока неизвестно. Штрафов тоже не существует, и неясно, когда появятся, — пишет "Коммерсант".
Это отмечает источник, знакомый с разработкой документа: соответствующие нормативные акты должны быть разработаны после вступления в силу регламента. Как отмечается, действующая редакция документа уже содержит ряд номинальных запретов. Например, с декабря по февраль запрещено ездить на летней резине, но санкций за нарушение нет (речь идет о России — прим. Автобизнеса).
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, комментируя документ, отмечает, что "ни один мастер не сможет понять, заводской стоит на машине катализатор или подушка или замененный на подержанный". Попавшие в запретный перечень запчасти "активно используются повторно, в том числе и при тюнинге и индивидуальном творчестве", говорит гендиректор компании "Услугиавто" Юрий Пархоменко.
Содержание автомобиля будет дорожать, — уверен он. — Сектор рынка по продаже б/у запчастей начнет сокращаться. Свято место пусто не бывает: китайцы начнут продавать новые, но некачественные запчасти взамен запрещенных, но качественных б/у. Вырастет рынок поддельных запчастей".
"Уверен, что в таком виде поправки в регламент вряд ли будут приняты, поскольку против них массово выступит автобизнес, причем не только российский, но и белорусский, и казахский", — прогнозирует господин Шапарин.
Заместитель начальника управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов говорит о "крайне распространенной" практике заключения соглашений между страховщиками и автовладельцами, когда при восстановительном ремонте используется б/у запчасть: "Много автомобилей, к которым невозможно найти новую запчасть — они не выпускаются и не завозятся. А что говорить об автомобилях с правосторонним расположением органов управления, на которых ездит весь наш Дальний Восток?"
При установке неновой детали за обеспечение "безопасной эксплуатации автомобиля" отвечает сегодня автосервис и страховщик, но нужно "системное решение, которое дало бы необходимую гарантию безопасности", отмечает Маклецов.
"Необходима система сертификации таких изделий, которая обеспечит их соответствие требованиям по безопасности", — считают в РСА.
Спрос на подержанные запчасти будет всегда, пока они стоят существенно дешевле новых, говорит глава некоммерческого партнерства станций диагностики "Безопасность и транспорт" (объединяет 60 операторов ТО) Ярослав Васичков. "Никакие регламенты здесь не помогут, — уверен он. — В России на торговле б/у запчастями завязан огромный бизнес, в том числе страховой. В Европе стоимость запчастей гораздо ниже, при этом возможные риски установки неновой детали для автовладельца настолько выше, что он, конечно же, покупает новую деталь, если планирует и дальше эксплуатировать этот автомобиль".