В теплую пору года автомобилисты приводят в порядок не только техническую часть своего транспорта, но и стараются улучшить его вид снаружи и внутри. Какие привычки "убивают" обивку сидений и оплетку руля автомобиля, можно ли исправить порез или прокур, не перешивая салон, и чем экокожа лучше, а в чем уступает натуральной – в нашем материале.
"Искусственный материал сейчас все сложнее отличить от натурального"
Если в салоне автомобиля из кожи или кожзаменителя порез, царапины, трещины, то придется ехать к специалистам. В зависимости от вида материала и типа повреждения вариантов решения может быть несколько – перешить обивку или воспользоваться специальными средствами и технологиями, которые позволят восстановить целостность покрытия без его замены.
Лет 10-15 назад немало автовладельцев обращалось в ателье для полной перетяжки салона в новых автомобилях – кто-то хотел кожу или кожзам вместо текстиля, другие хотели обновить его под свои предпочтения. По словам Дмитрия Паланцевича, руководителя тюнинг-ателье D2, заметно, что раньше люди легче расставались с деньгами, сейчас же это не считается затратами первой необходимости. Последние годы большинство запросов касается ремонта:
"Новые авто приезжают с прокурами, царапинами. У "бюджетников" через 2-3 года эксплуатации салон начинает сыпаться – просаживается поролон, появляются трещины на кожзаме, даже возникают вопросы по каркасу. И это неудивительно – если разобрать сиденье, видно, что все изготовлено так, чтобы машина, главное, отходила гарантию. Если такое авто делают для себя, меняют отдельные элементы – передние сиденья, руль, кулису, подлокотники, если для продажи – локально устраняют дефекты.
Таксисты – редкие клиенты, на ремонте машины очень экономят, поэтому решают все проблемы с помощью чехлов. "Перекупы" делают минимум и с использованием самых бюджетных материалов. Хотя сейчас они вообще не хотят тратиться и нередко продают машину и с трещинами, а приезжают уже тогда, когда товар долго не уходит. Конечно же, есть владельцы старого "премиума". Салон у этих машин уже "высох", цена самого авто из-за его возраста значительно упала, и хороший ремонт его может обойтись дороже автомобиля. Но находятся те, кто все равно готов вложиться. Владельцы старых машин рассуждают, что ездили на авто 15-20 лет, отремонтируют и будут ездить столько же. Многие такие машины делаются под оригинал и за большие деньги уходят за границу, в тот же Казахстан".
Что касается дизайна интерьера, то большинство владельцев сейчас выбирает серый или черный и не маркий салон, который требует минимального ухода. Дмитрию вспоминается человек, который возил в авто с текстильным салоном ребенка с собакой и при этом хотел, чтобы машина всегда выглядела чистой. Ему предложили сделать салон из экокожи – и хозяин авто остался доволен, так как ему не приходилось тратить больше огромные деньги на химчистку, грязь и шерсть уже не задерживалась на сиденьях.
Пошив салона из ярких цветов – дело недешевое, потому что нужно сделать не только качественно, но и так, чтобы хозяин машины не разочаровался и не устал от такой расцветки спустя время. Дмитрий вспоминает истории из практики:
"В самом начале нашей работы приезжали женщины на Volvo S80 – увидели картинку в интернете и хотели салон авто кислотно-салатового цвета. Мы понимаем, что эйфория пройдет, вскоре такой яркий цвет начнет раздражать владелиц. Долго консультировались и в результате распределили салатовые вставки по салону так, что они смотрелись гармонично и не резали глаз. Спустя время хозяйки приехали к нам с благодарностью. Еще был случай – человек купил BMW Е39 под восстановление и хотел апельсиновый салон. В результате долгих консультаций решили пошить салон из шоколадного материала и поставить кедер оранжевого цвета.
Девушка хотела шоколадный салон в белой Acura – пластик в салоне был светлый, и этот цвет требовалось органично туда вписать. Результат – на фото. К слову, обивку сидений и дверные карты делали вручную – очень кропотливая работа, но результат вышел очень интересный".
Что касается выбора материала, самым популярным для пошива автомобильных сидений уже много лет является экокожа.
"Производители постоянно совершенствуют свои технологии, и сейчас искусственный материал по дизайну все сложнее отличить от натурального. Экокожу предпочтительнее использовать, если вы возите в авто детей и животных – на ней не остаются следы когтей, она менее чувствительна к воздействию воды. Натуральная кожа же при длительном контакте с жидкостью высыхает и крошится, за ней нужно тщательно ухаживать.
Конечно, немаловажен вопрос цены – натуральная кожа стоит очень дорого, сейчас даже производители авто премиум-класса комбинируют натуральные и искусственные материалы отчасти из финансовых, отчасти из экологических соображений. В то же время искусственные материалы очень быстро разрушаются из-за обработки их любой химией, спиртосодержащими жидкостями, и их не всегда можно восстановить – только перешивать элемент. Кожа тоже страдает от этого воздействия, но переносит его более стойко".
При этом далеко не любой материал подойдет для использования в салоне автомобиля. Иногда автомобилисты хотят сделать салон из какого-то определенного, привезенного с собой материала. Однако к таким заказчикам в любом ателье отнесутся с осторожностью:
"Автомобильные материалы используются в более жестких условиях, нежели, например, мебельные, и стоят дороже. Но и служить они будут долго, а не год-два. В машине обивка постоянно подвергается негативным воздействиям – ультрафиолета, перепадам температур, механическим, и такие нагрузки выдержит только специализированный материал. Нередко клиенты видят симпатичный для них или недорогой материал и просят сделать из него какой-то элемент – руль, кулису. Но за такие заказы надо браться очень осторожно и предусмотрев все последствия.
Кроме того, к автомобильным материалам предъявляются особые требования по части безопасности – они должны быть матовыми, особенно при использовании на центральной панели, чтоб не было блика в лобовое стекло, горючесть материала, а многие дешевые материалы им не соответствуют".
Проблема порезов и прокуров актуальна не только для новых, но и для всех машин – это наиболее частый вопрос, по которому приезжают в ателье. Дмитрий рассказал, что еще влияет на внешний вид и состояние салона:
"Курение в салоне однозначно плохо влияет на его состояние – запах табака впитывается, может измениться цвет обивки. С началом пандемии мы заметили тенденцию – люди стали нередко обращаться по поводу вспучивания оплетки руля даже на новых автомобилях. Даже если она была выполнена из натуральной кожи. Выяснилось, что виноваты антисептики, причем особенно сильно влияние гелевых, потому что они дольше остаются на руках и немалая часть попадает на руль.
Еще одна проблема – люди не ухаживают за сиденьями из натуральной кожи или используют для этого некачественные средства. У нас был клиент, который купил Mercedes с салоном из натуральной кожи, а он оказался жесткий, задубевший. Оказалось, продавец помыл его на мойке высокого давления, чего категорически нельзя делать. Еще одно время на некоторых мойках, чтобы ускорить уборку, использовали средство, которое смачивало пыль в труднодоступных местах и делало ее невидимой. Не знаю, используют ли его сейчас, но такая обработка очень негативно влияет на состояние обивки.
"Перекупы" перед продажей могут покрасить салон акриловой краской по металлу. В результате проблемы будут у покупателя, потому что такие средства категорически нельзя наносить на обивку, так как это значительно ускорит ее разрушение".
"Фуфлят" салон, потому что это пользуется спросом среди покупателей"
Если салон авто сделан из натуральной кожи, есть возможность восстановить его бесшовным методом. Основатель проекта "Клиника кожи" Сергей Данилюк говорит, что впоследствии место такого ремонта будет практически невозможно обнаружить. "Используется специальный клей, который не делает кожу жесткой и способен выдерживать те же нагрузки, что и остальная обивка", – объясняет специалист.
В основном таким способом ремонта пользуются владельцы автомобилей премиальных марок. Стоимость работ зависит от многих нюансов.
"На цену реставрации влияет вид кожи – свиная, бычья или какого-то экзотического животного, степень и размер повреждения, возраст салона авто, его цвет – например, реставрировать салон черного цвета будет стоить дешевле, чем красного или зеленого. Если говорить об искусственных материалах, возможности их реставрации сильно ограничены. Например, в корейских "бюджетниках" часто используют так называемую прессованную кожу, которая состоит из измельченных отходов производства, склеенных с помощью пресса под высокими температурами. В своей работе мы также используем высокие температуры, реставрировать ее практически невозможно, потому что она начинает расползаться. Поэтому салоны в таких авто обычно перешивают".
Сколько служит отреставрированная поверхность? По словам Сергея, все зависит от того, в каком состоянии материал попал в ремонт и от дальнейшего ухода. Нередко приезжают владельцы новых авто премиум-класса, которым нужно только очистить поверхность и восстановить ее защитный слой или отремонтировать царапину. Но есть и владельцы 20-30-летних автомобилей, которые хотят полностью привести в порядок потрескавшийся от времени салон. Выполнить эту работу можно, но ее стоимость может в несколько раз превысить стоимость самого транспорта.
"Если у вас заблестел руль из натуральной кожи, это не значит, что его надо перешивать. Если краска не стерта, структура кожи не нарушена, то есть материал сохранил все характеристики, не напитался грязью, его можно успешно восстановить. Срок службы натуральной кожи обычно составляет около 8 лет, после качественного восстановления, если структура материала не была нарушена во время эксплуатации, он прослужит еще столько же. Еще один нюанс: натуральной коже нужен правильный уход, ее нужно очищать и обрабатывать ее только хорошей автокосметикой, не содержащей щелочи".
Сергей объясняет, что любые попытки восстановить кожу самостоятельно, в том числе окраска средствами, не предназначенными для кожи, приводят к невозможности профессионального восстановления материала.
"Всем известны методы "перекупов", которые перед продажей "фуфлят" машину и салон дешевыми способами. Иногда и сами владельцы авто покупают на рынке баночки с так называемой "жидкой резиной" и пытаются устранить дефекты самостоятельно. Я категорически не рекомендую прибегать к таким средствам, так как результат работы, когда ее выполняет человек без опыта, может быть непредсказуемым, а после использования подобных средств порой невозможно выполнить реставрацию.
С одной стороны, можно понять "перекупов", которые не хотят, чтобы некрасивый салон стал предметом торга. То есть они делают так, потому что того требует рынок. Поэтому покупателю при выборе авто стоит обращать внимание на состояние салона так же тщательно, как он проверяет состояние кузова, и избегать покупать машину с признаками дешевого ремонта. Лучше купить машину и самому сделать салон качественно, чем иметь дело с некачественным ремонтом, после которого, вероятно, обивку в скором времени придется менять полностью".
Запчасти для легковых машин в базе объявлений Автобизнеса