В ближайшей перспективе – Granta «без всего», а дальше? Что будут выпускать под маркой Lada

Еще недавно казалось: будущее бренда Lada – это «перелицованные» модели Dacia. Но все изменилось, и теперь новые автомобили АВТОВАЗ будут разрабатывать на российских платформах. Что делать с «французским» наследием и что вообще удастся выпускать в ближайшее время?

Чрезмерное техническое разнообразие

Начнем с того, какие модели под маркой Lada и на каких платформах выпускал до недавнего времени АВТОВАЗ.

Самые возрастные – это внедорожники Lada Niva Legend и Niva Travel. В основе обеих моделей – конструкция, разработанная еще в 1970-х с применением ряда узлов от «Жигулей». Хотя классическая Niva Legend неоднократно модернизировалась и получала современные узлы, а Niva Travel (Chevrolet Niva) обладает еще более современной конструкцией, оба внедорожника безнадежно устарели. Но даже в лучшие времена об их отставке не помышляли, а в «сложные» – и подавно, так как низкая стоимость обеспечивает им стабильные продажи.

Еще одна «пожилая» модель – Granta. Это эволюционное развитие платформы, примененной еще на семействах «Самара», «Самара-2», а затем и «Калина» – то есть конструкция родом из 1980-х, пусть и дополненная более современными узлами. Но это не мешало «Гранте» не просто оставаться в производстве, но и быть в числе наиболее популярных моделей на российском рынке. Дело, опять же, в доступной стоимости.

Самая свежая собственная платформа – у Vesta. Слухи о том, что это просто Renault в оригинальном кузове так же верны, как и утверждения о том, что это, наоборот, все та же Granta, только в другой «упаковке». И то, и другое не соответствует действительности. Vesta базируется на оригинальной платформе. Но справедливости ради заметим, что в конструкции есть как узлы от Renault (задняя подвеска от электромобиля Zoe, на части машин установлена коробка Renault JH3, на версиях с вариатором применяется двигатель Н4М), так и истинно ВАЗовские агрегаты – те же моторы и коробки.

А вот Lada Largus и XRAY – это модели на французской платформе B0. Причем если последний является аналогом Sandero Stepway с собственным кузовом и салоном, то Largus – это по сути лицензированная копия Dacia Logan MCV первого поколения.

Таким образом, текущая линейка Lada включает шесть моделей на четырех разных платформах. По современным меркам избыточное техническое многообразие. Поэтому и планировалась глобальная реорганизация.

Французский путь

Объявленная в январе 2021 стратегия Renaulution подразумевала, что Dacia и Lada объединятся в части инжиниринга, при этом вместо четырех используемых двумя брендами платформ должна остаться одна-единственная, на которой и будут строиться все новые автомобили.

Тогда же был опубликован график вывода новых моделей – и из него следовало, что в 2023 году Lada должна показать сразу две новинки (ожидалось, что это будет «новая» Granta с двумя типами кузова), в 2024 – еще одну (это новая Niva), а в 2025 планируется новинка в сегменте С, причем не новая Vesta, а кроссовер, близкий к Dacia Bigster. И все эти модели должны были базироваться на современной платформе СМF-B в ее «бюджетном» исполнении LS.

Первенцами этой платформы у Dacia стали Logan и Sandero третьего поколения. Их российские версии (судя по всему, с оригинальным дизайном кузова и своим набором моторов-коробок) уже вовсю готовились к началу производства на АВТОВАЗе – по планам на конвейер они должны были встать в мае-июне этого года.

Одновременно с этим в Тольятти проводились работы по подготовке к выпуску принципиально новой Lada (рабочее название «модель В»). Она ожидалась в 2023 году. Весной с завода приходили инсайды о том, что сварены первые кузова, более того, прототип был показан руководителю предприятия Николя Мору. Судя по всему, этот автомобиль создавался по тому же рецепту, что и XRAY: технически тот же Logan / Sandero III, но с оригинальным дизайном и интерьером, и наверняка с моторами и коробками ВАЗ. Это как раз та самая условная Granta-2. При этом производство прежней модели сворачивать не собирались. По крайней мере, сразу.

Периодически появлялись новости и о будущей новой «Ниве». Напомним, в прошлом году дизайнерская концепция этой модели была пересмотрена. Если ранее предполагалось, что серийная Niva будет представлять собой упрощенный вариант яркого концепта Lada 4×4 Vision, внешний вид которого компания даже запатентовала, то затем было заявлено, что автомобиль стилистически станет больше напоминать Niva Legend. При этом конструктивно он будет близок к Duster, хотя и будет иметь собственный двигатель (предполагалось, что речь идет о 1,8-литровом агрегате), а также отличную от дастеровской полноприводную трансмиссию – с понижающей передачей и, возможно, принудительной блокировкой.

Судя по всему, какое-то время новые и старые модели производились бы одновременно. Но затем постепенно с производства сняли бы и старую Granta, и обе классические «Нивы», и даже Vesta. Все для того, чтобы избавиться от лишних платформ. К тому дело и шло. До недавнего времени.

Планы меняются

В середине мая Минпромторг России сообщил, что подписано соглашение о том, что принадлежащие Renault  67,69% акций АВТОВАЗа переходят в собственность Российской Федерации в лице ФГУП «НАМИ» (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). При этом важным условием является опцион на обратный выкуп Renault своей доли в АВТОВАЗе, который может быть реализован в течение следующих 6 лет.

Далее на протяжении недели появлялись различные новости на тему будущего производства на АВТОВАЗе. Так, сообщалось о том, что в рамках существующих лицензий продолжится выпуск всей линейки автомобилей Lada на заводах АВТОВАЗа, а сам АВТОВАЗ будет осуществлять сервисное обслуживание автомобилей Renault на российском рынке.

Своего рода сенсацией стало заявление директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Дениса Пака о том, что в Тольятти может быть перенесен выпуск кроссовера Duster. «Отдельно хочу сказать о возможности производства на «АВТОВАЗЕ» автомобилей Renault Duster, но под брендом Lada. Об этом тоже соответствующая договоренность с компанией Renault достигнута», – заявил Пак в эфире телеканала «Россия-24».

«В результате достигнутых договоренностей сегодня можно уверенно фиксировать, что на «АВТОВАЗе» в перспективе будет выпускаться Renault Duster и Renault Sandero», – заявил в интервью ТАСС губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Подобные новости дают надежду на то, что с официальным уходом Renault модели на платформе В0 резко из линейки Lada не пропадут. Возможно, достигнута договоренность о том, что выпуск Largus будет продолжен, а производство Duster и в самом деле может быть налажено в Тольятти. Или, по крайней мере, французы не будут чинить подобным планам препятствий. Насколько возможно продолжать выпуск этих моделей чисто технически – это уже другой вопрос.

При этом на днях «АВТОВАЗ» выпустил пресс-релиз, в котором приводятся слова министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова о том, что «новые продукты будут разрабатываться на российских платформах, с использованием российских инжиниринговых компетенций и с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов».

Гадание на кофейной гуще

Несмотря на многочисленные (порой противоречивые) заявления и инсайды будущее модельного ряда Lada остается туманным. Во-первых, неизвестны детали договоренностей между российским правительством и Renault – в какой мере допустимо использование платформы B0 (а это касается выпуска Largus, XRAY и возможного переноса производства Duster в Тольятти), возможно ли использование перспективной CMF-B, а также компонентной базы Renault (а это двигатели, коробки и прочие узлы).

Во-вторых, пока неясна позиция нового руководства завода (или Минпромторга) о будущем  существующих и разрабатываемых моделей на платформах Renault  – будут пытаться запустить их производство или поставят на них крест, сосредоточившись на «истинно российских» моделях. Мысль о том, что новые разработки будут собственными, прозвучала. Но как быть с Granta-2, которая уже находится в стадии подготовки к производству, а также с новой «Нивой», которая тоже разрабатывается на платформе CMF-B?

А ведь есть еще и в-третьих – сложившаяся ситуация с дефицитом компонентов. Изначально она формировалась на фоне пандемии. Пресловутая нехватка микрочипов по всему миру зацепила и российских автопроизводителей – тот же «АВТОВАЗ» начал приостанавливать на день-два производство и упрощать комплектации некоторых моделей еще осенью 2021 года. А затем события в Украине вызвали, с одной стороны, санкции, с другой – повлияли на логистические цепочки. А «контрольным выстрелом» стала новая волна короновируса в Китае, что также повлияло на поставки компонентов.

Но перспективы дальнейшего развития модельного ряда – это только один из вопросов, причем не первой важности. Куда актуальнее для завода – снова запустить производство. Судя по всему, в ближайшие месяцы будут выпускать «облегченные» версии Granta, Niva Legend, скорее всего и Vesta. Если верить доступной информации, двигатели будут соответствовать классу Евро-2, в оснащении не будет ABS/ESP и подушек безопасности, будет отсутствовать или иметь ограниченный функционал ЭРА-ГЛОНАСС.

Да, жестко, но это хотя бы позволит выпускать автомобили – в той ситуации, когда другие заводы по-прежнему стоят на паузе. На днях «Автостат» сообщил, что по его данным в России (на момент публикации той новости) легковые автомобили выпускает лишь УАЗ и Haval. Так что «пустая» Lada лучше, чем вообще ничего. В любом случае, в ближайшее время ключевым вопросом станет налаживание стабильных поставок автокомпонентов, причем желательно – российского производства, чтобы в меньшей степени зависеть от импорта.

Что дальше? Думается, в перспективе нескольких лет «АВТОВАЗ» сохранит в линейке «истинно российские» модели – то есть Granta, Vesta, Niva Legend и, возможно, Niva Travel. Largus останется, если будут позволять обстоятельства, а вот за не сильно популярный XRAY держаться особо не будут.

В ближайшей перспективе – Granta "без всего", а дальше? Что будут выпускать под маркой Lada

Будет обидно, если Granta II и Niva III так и не появятся, пусть даже с практически неизбежным отставанием от ранее намеченного графика. Но обе модели базируются на современной «реношной» платформе, а вероятность ее использования в текущих условиях невысока – хотя бы из-за вопросов локализации компонентной базы.

Возможно, вместо новой «Нивы» завод действительно просто займется выпуском Duster под маркой Lada. По крайней мере, это уже существующая модель, которую не надо разрабатывать. Хотя ходят слухи, что ее могут перевести на двигатель ВАЗ объемом 1.8 – и тогда потребуются работы по адаптации автомобиля под новый для него агрегат.

Пожалуй, в выигрыше от всей этой истории Vesta. Скорее всего, в свете текущих событий ее жизненный цикл будет продлен, затем появится следующее поколение с эволюционным развитием конструкции, а оригинальная платформа, которой грозила отставка, наоборот, может стать базой при создании будущих моделей без влияния технологий Renault.

Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Источник