Не так давно по Сети разлетелась новость об очередной гаражной находке: из мертвых восстал редкий Bricklin SV-1. Подобное периодически случается в разных концах света и зачастую преподносится едва ли не как находка Грааля. Но все бывает куда интереснее, если покопаться в прошлом. Тогда-то и становится очевидно, что редкий не всегда значит хороший.
"Самый безопасный"
Малкольм Бриклин, в честь которого и назван автомобиль, был весьма продуктивным американским бизнесменом. Он основал Subaru of America Inc, импортировал и продавал автомобили FIAT и даже югославские Zastava Koral. И между всем этим нашел время и силы, чтобы освоить производство под собственным брендом.
Бриклин хотел построить небольшой и при этом доступный спортивный автомобиль с дверями типа "крыло чайки". Работы по нему начались в 1972 году, уже к 1974-му все было готово. В его истории были прототипы и эксперименты, но это не столь важно – конечный продукт получился весьма своеобразным.
Взять хотя бы название SV-1. Оно появилось не просто так. Аббревиатура означает safety vehicle one, или в вольном переводе "безопасный автомобиль номер один". Безопасность авто тех лет и сегодня – кардинально разные понятия, поэтому не стоит удивляться скудной безопасности SV-1. В частности, в рекламе автомобиля внимание акцентировалось на двух вещах: бамперах, которые готовы были "поглотить" удар на скорости 8 км/ч, и защите водителя и пассажиров при опрокидывании. Опять же ничего сверхдорогого и технологичного – защита представляла собой каркас, который мог бы уберечь находящихся внутри салона людей от травм.
В душе SV-1 был спорткаром. В зависимости от года выпуска автомобиль оснащался 5,8- или 5,9-литровым V8, а также 4-ступенчатой "механикой" или 3-ступенчатым "автоматом". Таким образом, в лучшем из вариантов его мощность составляла 220 л.с. Вкупе с, надо признать, приятным дизайном автомобиль имел все шансы на успех.
"Хрустальный" спорткар
Трудности начались с момента презентации авто в 1974 году. Мероприятие должно было состояться в ресторане в Нью-Йорке, но почти перед самым его началом выяснилось, что машина слишком широкая, чтобы попасть внутрь. Проблему решили при помощи построенного на скорую руку опрокидывателя, чтобы презентуемое авто попало в здание хотя бы боком.
Но это были мелочи. Настоящей проблемой стал кузов автомобиля, композитные панели которого изготавливались из акрила и стекловолокна. Первоначально выбранная акриловая смола не переносила высоких температур. Ее заменитель с этим справлялся, но панели с ним становились тяжелее, машина быстро набирала ненужный вес. И ладно бы высокая температура, ведь всегда можно списать проблемы на "неправильную эксплуатацию". Шутим, конечно, но у панелей выявился еще один недостаток. Ультрафиолет мог разрушать полиэфирные смолы, что означало отделение акрила и стекловолокна друг от друга. С адгезией тоже были проблемы.
В первые месяцы производство откровенно страдало от несовершенства технологий. Доходило до того, что детали повреждались просто во время транспортировки. Метод, с помощью которого в компании решили тестировать кузовные панели, достоин уважения: Бриклин-старший предложил стучать по всем панелям трехкилограммовым молотком. Если деталь не расслаивалась от такого удара, то признавалась соответствующей стандартам качества компании. С проблемными кузовными элементами разобраться так и не удалось. Даже после оптимизации процессов по их изготовлению количество брака могло доходить до 25%.
Двери типа "крыло чайки" тоже стали проблемой. Они открывались и закрывались, радовали своим внешним видом и при этом были не особо практичными. Каждая дверь весила 40 кг, их механизм приводился в действие гидроцилиндрами. На открытие и закрытие уходило 12 секунд. Вроде бы терпимо, но до тех пор, пока на улице не начинался ливень. Именно так рассказывал об этом Бриклин с тех пор, как на автомобиле пришлось поездить во время дождя.
Были у механизма открытия и другие проблемы. Чувствительный к состоянию АКБ, он не был надежным в принципе. Единственный гидравлический насос испытывал серьезную нагрузку в том случае, если открыть и закрыть необходимо было обе двери одновременно.
Гордость Бриклина
Среди прочих причин, которые относят к сворачиванию производства, упоминаются и проблемы в его организации. Контроль качества (по-видимому, пример с молотком был не единственным), нехватка поставщиков, проблемы с рабочими кадрами и даже кумовство – все это не шло на пользу компании. Наконец, автомобиль постоянно дорожал. За 1974-1975 годы производства его стоимость выросла в два раза. Неудивительно, что Bricklin завершил свое существование.
Всего было выпущено около 3000 экземпляров, некоторые из них изредка всплывают на аукционах или в гаражах очередных счастливчиков. Как бы то ни было, Малкольм Бриклин не жалеет ни о чем. В интервью 2020 года он отметил, что все еще гордится SV-1.
Явно будут крепче. Купе в базе объявлений Автобизнеса