Так себе DeLorean? Как не надо делать спортивные автомобили на примере редкого Bricklin SV-1

Не так давно по Сети разлетелась новость об очередной гаражной находке: из мертвых восстал редкий Bricklin SV-1. Подобное периодически случается в разных концах света и зачастую преподносится едва ли не как находка Грааля. Но все бывает куда интереснее, если покопаться в прошлом. Тогда-то и становится очевидно, что редкий не всегда значит хороший. 

"Самый безопасный"

Малкольм Бриклин, в честь которого и назван автомобиль, был весьма продуктивным американским бизнесменом. Он основал Subaru of America Inc, импортировал и продавал автомобили FIAT и даже югославские Zastava Koral. И между всем этим нашел время и силы, чтобы освоить производство под собственным брендом.

Бриклин хотел построить небольшой и при этом доступный спортивный автомобиль с дверями типа "крыло чайки". Работы по нему начались в 1972 году, уже к 1974-му все было готово. В его истории были прототипы и эксперименты, но это не столь важно – конечный продукт получился весьма своеобразным.

Взять хотя бы название SV-1. Оно появилось не просто так. Аббревиатура означает safety vehicle one, или в вольном переводе "безопасный автомобиль номер один". Безопасность авто тех лет и сегодня – кардинально разные понятия, поэтому не стоит удивляться скудной безопасности SV-1. В частности, в рекламе автомобиля внимание акцентировалось на двух вещах: бамперах, которые готовы были "поглотить" удар на скорости 8 км/ч, и защите водителя и пассажиров при опрокидывании. Опять же ничего сверхдорогого и технологичного – защита представляла собой каркас, который мог бы уберечь находящихся внутри салона людей от травм.

В душе SV-1 был спорткаром. В зависимости от года выпуска автомобиль оснащался 5,8- или 5,9-литровым V8, а также 4-ступенчатой "механикой" или 3-ступенчатым "автоматом". Таким образом, в лучшем из вариантов его мощность составляла 220 л.с. Вкупе с, надо признать, приятным дизайном автомобиль имел все шансы на успех.

Так себе DeLorean? Как не надо делать спортивные автомобили на примере редкого Bricklin SV-1

"Хрустальный" спорткар

Трудности начались с момента презентации авто в 1974 году. Мероприятие должно было состояться в ресторане в Нью-Йорке, но почти перед самым его началом выяснилось, что машина слишком широкая, чтобы попасть внутрь. Проблему решили при помощи построенного на скорую руку опрокидывателя, чтобы презентуемое авто попало в здание хотя бы боком.

Но это были мелочи. Настоящей проблемой стал кузов автомобиля, композитные панели которого изготавливались из акрила и стекловолокна. Первоначально выбранная акриловая смола не переносила высоких температур. Ее заменитель с этим справлялся, но панели с ним становились тяжелее, машина быстро набирала ненужный вес. И ладно бы высокая температура, ведь всегда можно списать проблемы на "неправильную эксплуатацию". Шутим, конечно, но у панелей выявился еще один недостаток. Ультрафиолет мог разрушать полиэфирные смолы, что означало отделение акрила и стекловолокна друг от друга. С адгезией тоже были проблемы.

В первые месяцы производство откровенно страдало от несовершенства технологий. Доходило до того, что детали повреждались просто во время транспортировки. Метод, с помощью которого в компании решили тестировать кузовные панели, достоин уважения: Бриклин-старший предложил стучать по всем панелям трехкилограммовым молотком. Если деталь не расслаивалась от такого удара, то признавалась соответствующей стандартам качества компании. С проблемными кузовными элементами разобраться так и не удалось. Даже после оптимизации процессов по их изготовлению количество брака могло доходить до 25%.

Двери типа "крыло чайки" тоже стали проблемой. Они открывались и закрывались, радовали своим внешним видом и при этом были не особо практичными. Каждая дверь весила 40 кг, их механизм приводился в действие гидроцилиндрами. На открытие и закрытие уходило 12 секунд. Вроде бы терпимо, но до тех пор, пока на улице не начинался ливень. Именно так рассказывал об этом Бриклин с тех пор, как на автомобиле пришлось поездить во время дождя.

Были у механизма открытия и другие проблемы. Чувствительный к состоянию АКБ, он не был надежным в принципе. Единственный гидравлический насос испытывал серьезную нагрузку в том случае, если открыть и закрыть необходимо было обе двери одновременно.

Гордость Бриклина

Среди прочих причин, которые относят к сворачиванию производства, упоминаются и проблемы в его организации. Контроль качества (по-видимому, пример с молотком был не единственным), нехватка поставщиков, проблемы с рабочими кадрами и даже кумовство – все это не шло на пользу компании. Наконец, автомобиль постоянно дорожал. За 1974-1975 годы производства его стоимость выросла в два раза. Неудивительно, что Bricklin завершил свое существование.

Всего было выпущено около 3000 экземпляров, некоторые из них изредка всплывают на аукционах или в гаражах очередных счастливчиков. Как бы то ни было, Малкольм Бриклин не жалеет ни о чем. В интервью 2020 года он отметил, что все еще гордится SV-1.

Явно будут крепче. Купе в базе объявлений Автобизнеса

Источник