Большой резонанс вызвал новый Техрегламент Таможенного союза, согласно которому автовладельцы не только лишатся права использовать восстановленные узлы и агрегаты, но и будут обязаны получать разрешение для установки, например, багажника на крышу. Запреты прописаны в пакете изменений №3 в Техрегламент ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
Как это все будет работать, будет ли работать вообще — пока вопрос. "За рулем" обнародовал список запчастей. Под запрет попадают далеко не все узлы и агрегаты, но попавшие отличаются высокой стоимостью, их замена на новые по карману далеко не всем, отмечает издание.
Та или иная запчасть могла бы служить еще долгие годы, если бы автомобиль, на который она установлена, вдруг не пришел бы в негодность по той или иной причине. В этом суть популярности так называемых "разборов", где можно приобрести оригинальные б/у запчасти в отличном состоянии и за небольшие деньги.
Кроме того, многие агрегаты в автомобиле подлежат восстановлению, после которого способны прослужить еще долгие годы. Замена же их на новые стоит дорого, да и не факт, что запчасть "с нуля" не сломается в первый же месяц эксплуатации, отмечает "За рулем".
Тем не менее в соответствии с поправками в Техрегламент многие бывшие в употреблении узлы и агрегаты окажутся под запретом. Как отмечает издание, подобный запрет есть и в других странах, но касается он только новых машин и защищает интересы будущих покупателей, которые станут первыми владельцами собранных на заводах автомобилей. У нас же, кажется, хотят защитить интересы производителей за счет автомобилистов, которые будут обязаны покупать новые детали, тратя на это большие деньги.
Итак, что хотят запретить использовать повторно:
- подушки безопасности. Если подушка вмонтирована в рулевое колесо, то запрет распространяется и на него. Вопрос — подушка прослужила бы на прежнем автомобиле еще годы, почему ей нельзя продолжить службу на новой машине? По логике ей нельзя было находиться и на прежнем транспортном средстве, так как суть ее использования не меняется. Также запрещено ставить "бэушные" пиротехнические исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики;
- ремни безопасности автоматические или неавтоматические. Запрет касается даже тканной ленты и пряжек, которым сноса нет, а также натяжителей и пиротехнических исполнительных механизмов;
- сиденья, в которые встроены ремни безопасности или подушки безопасности;
- системы рулевого управления, включая исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики;
- тормозные системы, включая исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики;
- иммобилизаторы, включая повторители и блоки электронного управления;
- каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры;
- глушители системы выпуска;
- оборудование для питания двигателя газообразным топливом: баллон; вспомогательное оборудование баллона; испарителъ/регулятор давления; запорный клапан; газонагнетатель, инжектор или газосмеситель; газовый дозатор с газонагнетателем или без него; заправочный блок; обратный клапан; предохранительный клапан газопровода; фильтр; датчик давления или температуры; топливный насос; электронный блок управления; топливопровод; ограничитель давления; газопроводы и их соединительные муфты; ручной вентиль; газоснабжающее устройство; регулятор подачи газа; контрольный клапан; разгрузочный клапан; устройство сброса давления; газонепроницаемый кожух; вентиляционный шланг; топливная рампа;
- компоненты систем хранения компримированного водорода для транспортных средств, работающих на водороде: резервуар, предохранительное устройство для сброса давления, запорный клапан, контрольный клапан.
Но важны не столько запчасти, которые попали в список запрещенных для повторного использования, сколько появление самого списка, который можно будет пополнять все новыми узлами и агрегатами.
Ранее "За рулем" дал ответ на вопрос, волнующий многих: как будет осуществляться контроль исполнения запрета властями России? Издание отмечает: необходимо учесть, что какого-либо механизма контроля за исполнением приложения №21 новая редакция ТР ТС не устанавливает. При этом следует отметить, что в силу международных нормотворческих процедур принятие законодательных мер исполнения данного приложения относится к компетенции Российской Федерации.
В частности, правительством России в ближайшее время будут приняты необходимые изменения в действующие ранее изданные им нормативные акты, учитывающие новые изменения ТР ТС, либо же разработан и введен в действие соответствующий регламент, устанавливающий порядок контроля.
От Автобизнеса. Судя по тому, что в Беларуси никакой подготовительной работы не велось, можно предположить, что и контролировать выполнение Техрегламента никто не будет. Но поживем — увидим.