Вы наверняка слышали о том, что Geely и Daimler объединят свои усилия для создания высокоэффективного двигателя для гибридных автомобилей. Неожиданный союз, но далеко не единственный в истории автомобильной промышленности. Впрочем, давайте по порядку.
Желание сэкономить, причем не только деньги
Собственно говоря, автопроизводители давно кооперируются для создания единых платформ и общих моделей. Достаточно вспомнить Ford Galaxy и Volkswagen Sharan, Mitsubishi Carisma и Volvo S40, Peugeot 107/Citroёn C1 и Toyota Aygo – таких примеров немало.
Причины понятны: совместные проекты позволяют экономить ресурсы, финансы, время. К тому же сам конечный продукт может получиться лучше, чем если его создавать своими усилиями. Ведь по идее каждый из участников будет заниматься именно тем, что умеет делать лучше. В качестве примера можно привести Fiat Sedici / Suzuki SX4. Нетрудно догадаться, кто занимался дизайном, а кто – технической начинкой.
Та же история и с моторами Несмотря на то что двигатели обычно имеют куда более длительную жизнь на конвейере, нежели модели автомобилей – в среднем от 10 до 20 лет против 6-8, – а также на то, что производятся они многомиллионными тиражами, процесс проектирования, испытаний, внедрения в производство является и длительным, и затратным, особенно если новое поколение ДВС существенно отличается от предыдущего в силу принципиально иной конструкции, использования ранее не применявшихся технологий.
А теперь представьте, что один технический партнер имеет больший опыт в этих технологиях, у него больше компетенций в данном направлении и с его помощью второй участник проекта может сэкономить не один месяц на пути к серийному производству. А его вклад в общее дело будет в чем-то другом. В чем именно? Это тоже хороший вопрос!
Совместный – понятие растяжимое
Под сотрудничеством могут подразумеваться совершенно разные формы участия в проекте. Например, вовсе не обязательно, что конструирование двигателя будет действительно совместным (хотя бывает и так). Возможно, эту часть практически полностью возьмет на себя одна сторона, а вторая будет отвечать за производство – предоставит для этого свой моторный завод и займется вопросами взаимодействия с поставщиками сырья и компонентов. Или вообще все участие будет сводиться к финансированию проекта в той или иной степени – в этом случае лишенная собственных ресурсов сторона сможет довести до практической реализации свои задумки.
Кто что вкладывает и получает на выходе – коммерческая тайна, так что условия и особенности подобных сделок обычно не озвучиваются. В пресс-релизах лишь говорится о "взаимовыгодном сотрудничестве" и "совместном производстве", ну а далее по конструктивным особенностям и месту производства приходится угадывать, чьи были "мозги", а чьи "руки".
Следовательно, кто больше выиграл от сделки, мы тоже вряд ли узнаем. Хотя часто это вопрос, относящийся к общей стратегии развития. Обычно конечной целью является не только собственно мотор, но еще и приобретенные компетенции или технологии. Здесь, конечно, надо понимать, что участие в проекте, его финансирование, например, еще не означает автоматического получения защищенных патентами изобретений или процессов – тут все зависит от того, что предполагают условия договора о сотрудничестве.
Примеры "совместных" моторов
1,3-литровый бензиновый турбомотор Renault H5Ht / Mercedes-Benz M282 как раз тот случай, когда точно известно, что конструкцию двигателя разрабатывали оба производителя. Так, компактную "треугольную" головку блока цилиндров и систему непосредственного впрыска топлива с рабочим давлением 250 бар делали немцы, а блок из алюминиевого сплава с технологией плазменного напыления покрытия стенок цилиндров и шатунно-поршневую группу – французы. Двигатель выпускается с 2008 года и устанавливается на ряд моделей Mercedes и Renault, в том числе и на российскую Arkana.
Семейство бензиновых двигателей Prince 1.4 (ЕР3/N12) и 1.6 (EP6/N13-16) – совместная разработка BMW и PSA. Немцам эти моторы были нужны для своих компактных моделей и MINI, а французы ставили их на большинство легковых автомобилей Peugeot/Citroёn. Считается, что основную часть по конструированию выполнили специалисты BMW, а PSA отвечал за практический выпуск самих двигателей (с 2006 года).
Любопытно, что BMW перестал ставить эти двигатели на свои модели с 2014 года, а PSA использует их до сих пор. Правда, для этого их пришлось модернизировать: ранние версии отметились целым букетом проблем, начиная с растяжения цепи ГРМ и быстрого образования отложений во впуске и заканчивая выходом из строя системы изменения фаз газораспределения, а также неисправностями топливной системы.
PSA DW / Ford Duratorq DW – семейство дизельных двигателей 2.0 (DW10) и 2.2 (DW12), которые считаются совместной разработкой PSA и Ford Motor Company. При этом точный вклад FMC в данный проект не указывается, но фактически речь идет о том, что базой послужили именно французские двигатели. В любом случае сотрудничество концернов в данном направлении длится более 20 лет: оно началось еще в конце 1990-х и продолжается до сих пор.
Не путать с "заимствованными"!
Но ведь довольно часто на автомобилях одних марок мы видим двигатели других производителей, родственных и не очень. Скажем, под капотом Vesta можно встретить 1,6-литровый Renault H4M (он же Nissan HR16DE). А на ранние версии Range Rover Evoque ставили 2,0-литровые Ford EcoBoost.
К слову, сам по себе EcoBoost 2.0 представляет собой довольно интересный продукт. В его основе – Ford Duratec HE, который в свою очередь является аналогом 2,0-литрового мотора Mazda MZR LF. То есть американская компания получила этот "атмосферник" не в результате совместной разработки, а в рамках сотрудничества с японской компанией. А вот в дальнейшем, внедрив свои собственные компоненты (оригинальную ГБЦ, турбонаддув, систему непосредственного впрыска), Ford и построил свой EcoBoost.
Это все на пользу?
Опыт совместных проектов может быть как положительным (PSA DW / Ford Duratorq DW), так и не очень (Prince). При этом свои дивиденды получают не только автопроизводители, но и их клиенты – покупатели автомобилей. Если говорим про новые авто, то плодотворное сотрудничество компаний приносит технически продвинутые новые двигатели, которые на голову выше своих предшественников по характеристикам.
Ну а с возрастом и по мере появления необходимости ремонтов у "совместных" и "заимствованных" двигателей появляется такой плюс, как широкая сервисная база, за счет того что они ставились на автомобили разных марок. Это вопрос и наличия деталей, и выбора по брендам. А еще и возможность сэкономить, если деталь подходит не только на Volvo, но и на Ford, не только на BMW, но и на Peugeot. Согласитесь, что это неплохо!
На бензине и на дизтопливе – выбирай подходящий! Двигатели в базе объявлений Автобизнеса