Сообразить на двоих. Почему появляются «совместные» моторы и что с этого рядовому автомобилисту

Вы наверняка слышали о том, что Geely и Daimler объединят свои усилия для создания высокоэффективного двигателя для гибридных автомобилей. Неожиданный союз, но далеко не единственный в истории автомобильной промышленности. Впрочем, давайте по порядку. 

Желание сэкономить, причем не только деньги 

Сообразить на двоих. Почему появляются "совместные" моторы и что с этого рядовому автомобилисту

Собственно говоря, автопроизводители давно кооперируются для создания единых платформ и общих моделей. Достаточно вспомнить Ford Galaxy и Volkswagen Sharan, Mitsubishi Carisma и Volvo S40, Peugeot 107/Citroёn C1 и Toyota Aygo – таких примеров немало. 

Причины понятны: совместные проекты позволяют экономить ресурсы, финансы, время. К тому же сам конечный продукт может получиться лучше, чем если его создавать своими усилиями. Ведь по идее каждый из участников будет заниматься именно тем, что умеет делать лучше. В качестве примера можно привести Fiat Sedici / Suzuki SX4. Нетрудно догадаться, кто занимался дизайном, а кто – технической начинкой.

Та же история и с моторами Несмотря на то что двигатели обычно имеют куда более длительную жизнь на конвейере, нежели модели автомобилей – в среднем от 10 до 20 лет против 6-8, – а также на то, что производятся они многомиллионными тиражами, процесс проектирования, испытаний, внедрения в производство является и длительным, и затратным, особенно если новое поколение ДВС существенно отличается от предыдущего в силу принципиально иной конструкции, использования ранее не применявшихся технологий. 

Сообразить на двоих. Почему появляются "совместные" моторы и что с этого рядовому автомобилисту

А теперь представьте, что один технический партнер имеет больший опыт в этих технологиях, у него больше компетенций в данном направлении и с его помощью второй участник проекта может сэкономить не один месяц на пути к серийному производству. А его вклад в общее дело будет в чем-то другом. В чем именно? Это тоже хороший вопрос!

Совместный – понятие растяжимое

Под сотрудничеством могут подразумеваться совершенно разные формы участия в проекте. Например, вовсе не обязательно, что конструирование двигателя будет действительно совместным (хотя бывает и так). Возможно, эту часть практически полностью возьмет на себя одна сторона, а вторая будет отвечать за производство – предоставит для этого свой моторный завод и займется вопросами взаимодействия с поставщиками сырья и компонентов. Или вообще все участие будет сводиться к финансированию проекта в той или иной степени – в этом случае лишенная собственных ресурсов сторона сможет довести до практической реализации свои задумки.

Сообразить на двоих. Почему появляются "совместные" моторы и что с этого рядовому автомобилисту

Кто что вкладывает и получает на выходе – коммерческая тайна, так что условия и особенности подобных сделок обычно не озвучиваются. В пресс-релизах лишь говорится о "взаимовыгодном сотрудничестве" и "совместном производстве", ну а далее по конструктивным особенностям и месту производства приходится угадывать, чьи были "мозги", а чьи "руки".

Следовательно, кто больше выиграл от сделки, мы тоже вряд ли узнаем. Хотя часто это вопрос, относящийся к общей стратегии развития. Обычно конечной целью является не только собственно мотор, но еще и приобретенные компетенции или технологии. Здесь, конечно, надо понимать, что участие в проекте, его финансирование, например, еще не означает автоматического получения защищенных патентами изобретений или процессов – тут все зависит от того, что предполагают условия договора о сотрудничестве. 

Примеры "совместных" моторов

Сообразить на двоих. Почему появляются "совместные" моторы и что с этого рядовому автомобилисту

1,3-литровый бензиновый турбомотор Renault H5Ht / Mercedes-Benz M282 как раз тот случай, когда точно известно, что конструкцию двигателя разрабатывали оба производителя. Так, компактную "треугольную" головку блока цилиндров и систему непосредственного впрыска топлива с рабочим давлением 250 бар делали немцы, а блок из алюминиевого сплава с технологией плазменного напыления покрытия стенок цилиндров и шатунно-поршневую группу – французы. Двигатель выпускается с 2008 года и устанавливается на ряд моделей Mercedes и Renault, в том числе и на российскую Arkana.

Семейство бензиновых двигателей Prince 1.4 (ЕР3/N12) и 1.6 (EP6/N13-16) – совместная разработка BMW и PSA. Немцам эти моторы были нужны для своих компактных моделей и MINI, а французы ставили их на большинство легковых автомобилей Peugeot/Citroёn. Считается, что основную часть по конструированию выполнили специалисты BMW, а PSA отвечал за практический выпуск самих двигателей (с 2006 года).

Любопытно, что BMW перестал ставить эти двигатели на свои модели с 2014 года, а PSA использует их до сих пор. Правда, для этого их пришлось модернизировать: ранние версии отметились целым букетом проблем, начиная с растяжения цепи ГРМ и быстрого образования отложений во впуске и заканчивая выходом из строя системы изменения фаз газораспределения, а также неисправностями топливной системы.

PSA DW / Ford Duratorq DW – семейство дизельных двигателей 2.0 (DW10) и 2.2 (DW12), которые считаются совместной разработкой PSA и Ford Motor Company. При этом точный вклад FMC в данный проект не указывается, но фактически речь идет о том, что базой послужили именно французские двигатели. В любом случае сотрудничество концернов в данном направлении длится более 20 лет: оно началось еще в конце 1990-х и продолжается до сих пор. 

Не путать с "заимствованными"!

Но ведь довольно часто на автомобилях одних марок мы видим двигатели других производителей, родственных и не очень. Скажем, под капотом Vesta можно встретить 1,6-литровый Renault H4M (он же Nissan HR16DE). А на ранние версии Range Rover Evoque ставили 2,0-литровые Ford EcoBoost.

К слову, сам по себе EcoBoost 2.0 представляет собой довольно интересный продукт. В его основе – Ford Duratec HE, который в свою очередь является аналогом 2,0-литрового мотора Mazda MZR LF. То есть американская компания получила этот "атмосферник" не в результате совместной разработки, а в рамках сотрудничества с японской компанией. А вот в дальнейшем, внедрив свои собственные компоненты (оригинальную ГБЦ, турбонаддув, систему непосредственного впрыска), Ford и построил свой EcoBoost.

Это все на пользу?

Опыт совместных проектов может быть как положительным (PSA DW / Ford Duratorq DW), так и не очень (Prince). При этом свои дивиденды получают не только автопроизводители, но и их клиенты – покупатели автомобилей. Если говорим про новые авто, то плодотворное сотрудничество компаний приносит технически продвинутые новые двигатели, которые на голову выше своих предшественников по характеристикам.

Сообразить на двоих. Почему появляются "совместные" моторы и что с этого рядовому автомобилисту

Ну а с возрастом и по мере появления необходимости ремонтов у "совместных" и "заимствованных" двигателей появляется такой плюс, как широкая сервисная база, за счет того что они ставились на автомобили разных марок. Это вопрос и наличия деталей, и выбора по брендам. А еще и возможность сэкономить, если деталь подходит не только на Volvo, но и на Ford, не только на BMW, но и на Peugeot. Согласитесь, что это неплохо!

На бензине и на дизтопливе – выбирай подходящий! Двигатели в базе объявлений Автобизнеса

Источник