На минувшей неделе в Ганновере прошла крупнейшая в Европе выставка коммерческого транспорта IAA Transportation. Она наглядно показала, что электрификация не обходит стороной грузовики и легкие коммерческие автомобили.
Лучшие из лучших
По традиции на выставке в Ганновере оглашают результаты выбора лучшего грузовика и фургона года. Титул International Van of the Year (IVOTY) в этот раз получил фургон Volkswagen ID. Buzz Cargo, то есть грузовая версия электрического минивэна ID. Buzz, рассекреченного ранее в этом году.
Экспертное жюри конкурса в составе 24 журналистов присудило этой модели 110 баллов – на 10 баллов больше, чем у занявшего второе место Ford E-Transit Custom. К слову, Ford раскрыл технические данные о своем фургоне, который будет доступен с электромоторами мощностью 135 и 217 л.с. и батареей емкостью 74 кВт*ч.
Грузовиком года (International Truck of the Year, ITOY) был объявлен DAF серии XD, набравший по итогам голосования международного жюри 134 балла. Новое семейство развозных грузовиков оснащается рядной "шестеркой" Paccar MX-11 и роботизированными коробками передач TraXon фирмы ZF.
Дизели остаются, но электричество все ближе
Одним из главных дебютантов ганноверской выставки стал фургон Ford Transit Custom нового поколения. Кроме вышеупомянутого полностью электрического варианта были представлены и другие модификации, в том числе с обычными дизельными моторами объемом 2 л и мощностью от 110 до 170 л.с. Коробки передач – 6-ступенчатая "механика" или опциональный 8-ступенчатый "автомат". Будут в гамме и полноприводные версии.
Гибридная модификация Transit Custom PHEV располагает бензиновой "четверкой" 2.5, электромотором и батареей емкостью 11,8 кВт*ч, с которой фургон на одной электротяге может преодолеть 57 км. Покупатели смогут выбирать между версиями с одним или двумя рядами сидений, двумя вариантами колесной базы и высоты кузова. В европейской продаже новый Transit Custom появится во второй половине 2023 года.
Электрической версией пополнился и модельный ряд фургонов Renault Trafic – она обозначается приставкой E-Tech Electric. Фургон доступен в двух вариантах длины (5,08 и 5,48 м) и высоты (1,97 и 2,5 м), объем грузового отсека варьируется от 5,8 до 8,9 кубометра. Грузоподъемность – до 1,1 тонны.
Оснащен такой малотоннажник 120-сильным электродвигателем и батареей емкостью 52 кВт*ч, обеспечивающей пробег до 240 км на одной зарядке (по методике WLTP). Цена и сроки начала продаж Trafic E-Tech Electric не называются. Также Renault показала в Ганновере концептуальный электрический кемпер на базе Kangoo, о котором Автобизнес уже сообщал.
Новинки от розетки
Американский стартап Cenntro Electric, у которого имеются представительства в Европе и Китае, на IAA Transportation привез новый городской фургон Logistar 260. В длину он насчитывает 5,5 м, в ширину – 1,85 м и по предварительным данным располагает 82-сильным электромотором и батареей на 41,9 кВт*ч.
Объем грузового отсека у Logistar 260 равен 7,5 куб.м. Фургон может перевозить до 1280 кг груза на расстояние около 270 км – на такой путь должно хватить одного заряда батареи. Поставки фургона европейским клиентам запланированы на I квартал 2023 года.
Китайская компания Maxus, которая в рамках концерна SAIC отвечает, помимо всего прочего, за легкий коммерческий транспорт и пикапы, показала европейцам сразу несколько своих новинок на электротяге. Одна из них – пикап T90 EV с электродвигателем мощностью 204 л.с. и батареей емкостью 89 кВт*ч. Заявленная для него дальность хода между перезарядками – 330 км.
Грузовик Maxus Electric Light Truck располагает литий-железо-фосфатным аккумулятором емкостью 128 кВт*ч, с которым паспортная дальность хода по циклу WLTP достигает 210 или 412 (без груза) км.
Что касается показанных в Ганновере грузовиков от крупнейших мировых производителей, то во главу угла разработчики ставят альтернативные виды силовых установок, беспилотные и прочие технологии, призванные облегчить управление крупным грузовым транспортом. Так, подразделение Ford Trucks представило прототип электрического грузовика, который должен пойти в серию в 2024 году. Выставочный образец, представленный в виде мусоровоза, имеет электродвигатель мощностью 390 кВт, а заряд батареи (пополнение с 20 до 80% займет около 75 минут) позволяет проехать до 300 км.
Кроме того, Ford в рамках своей стратегии Generation-F объявил об испытаниях на дорогах общего пользования технологии Level 4 Highway, которая позволяет грузовикам передвигаться в автономном режиме между логистическими центрами (H2H, hub-to-hub). Впрочем, пока весь процесс контролируется находящимся в кабине инженером компании, готовым в случае нештатной ситуации взять управление на себя.
Главная грузовая премьера Mercedes – магистральный тягач eActros Long Haul, который пока представлен в статусе прототипа. Он оснащен тремя блоками батарей суммарной емкостью 600 кВт*ч, пробег на одной зарядке с такой энерговооруженностью заявлен на уровне 500 км. В задний мост встроено два электромотора, которые в пике развивают 815 л.с. (постоянная мощность скромнее – 544 л.с.).
Также сообщается, что пополнить запас энергии батарей тягача с 20 до 80% заряда можно всего за 30 минут, но это при наличии зарядной станции мощностью 1 мегаватт. Серийное производство eActros Long Haul развернется в 2024 году на заводе в Верте.
Американский стартап Nikola помимо батарейного тягача Tre BEV предложит европейским дальнобойщикам модель на водородных топливных элементах. В Ганновере был представлен прототип тягача Tre FCEV Artic 6×2, разработанный в сотрудничестве с Iveco. Его выпуск планируется начать в 2024 году в немецком Ульме на мощностях совместного с итальянским концерном предприятия. Рассчитанные на давление 700 бар и примерно на 70 кг водорода баллоны установлены за кабиной, заявленный запас хода – до 800 км.
Коммерческий транспорт в базе объявлений Автобизнеса