Теперь вы знаете, какими бывают автодома и с какими нюансами можно столкнуться в процессе их эксплуатации. Пора поговорить о ценах и возможности проката.
Прицепы-дачи
Предложений по цене менее 2000$ считанные единицы. Как правило, это не только самые компактные и простые модели без санузла и большей части функционального оборудования, но еще и самые возрастные, а то и откровенно "ветхие" экземпляры. Например, за 700$ предлагается отечественная дача МАЗ 1992 года.
Куда более массовый сегмент – от трех до пяти тысяч долларов. Сюда попадают дачи, выпущенные в 1990-х. Возраст, конечно, приличный, но здесь уже можно рассматривать довольно крупные модели минимум на 4 -6 спальных мест, оборудованные туалетом и душем, со встроенной кухней и дополнительными удобствами. Выбирая среди предложенных вариантов, стоит обращать внимание на комплектацию. Но, конечно, при осмотре вживую главное – оценить состояние самого жилого модуля и его оборудования. Чинится все, вопрос экономической целесообразности.
"Прицеп полной массой 750 кг в очень хорошем состоянии, увеличен дорожный просвет, усилена рама, не протекает, европейского типа, на 4 полноценных спальных места. Оборудован газовой печкой, плитой, холодильником, душем, биотуалетом, везде диодный свет, новая резина. Дополнительно 2 газовых баллона по 27 литров, электростанция 0.8 кВт, гелевый аккумулятор, бак для воды на 100 л, палатка и навесной тент, на переднюю часть наклеена защитная пленка. Техосмотр пройден в 18-м году", – написано в комментарии к продаже прицепа Burstner 1991-го года за 4400$.
А вот описание прицепа Adria 460 1991-го года выпуска за 4200$: "В отличном состоянии, без пробега по РБ, из Германии. 2 зоны, 5 спальных мест, газ, плита, холодильник (220В, 12В, газ), отопитель с раздувом по салону, душ, туалет, сейф, палатка".
Прицепы за 7-8 тысяч долларов выпущены уже в 2000-х или даже в 2010-х, что означает как более современное оборудование, так и лучшее техническое состояние. Как и в случае с автомобилями, у покупателя есть выбор: либо довольно свежий, а то и новый бюджетный вариант, либо экземпляр постарше, но с большим уровнем комфорта и более богатым оснащением. Например, за 6900$ можно купить даже новый прицеп белорусской марки LIPOV WAGGON, рассчитанный на двух человек.
Практически за те же деньги (6950$) продается Tabbert Comtesse 515 1999-го года выпуска. "Прицеп пригнан из Германии, растаможен, весь пакет документов , находится в Минске. Имеются все немецкие документы, брифы, TUV, все книжки и т.д. Прицеп произведен в 1999-м году и находится в очень хорошем состоянии".
А за 7900$ предлагается KNAUS Eifelland E500 2008-го года выпуска. Читаем описание: "Пять спальных мест. Комплектация: солнечная батарея, аккумулятор AGM, контролер заряда, TV-антенна, холодильник (работает от газа, 220V и 12V), газовая плита, газовый отопитель TRUMATIC, бак для воды 80 л, душ, туалет, пневмоподвеска. Все работает. Все в отличном состоянии".
При бюджете 10-14 тыс. долларов можно рассчитывать и на свежий год выпуска, и на большую "жилплощадь", и на хорошее оснащение. И главное, техническое состояние прицепа в целом и состояние мебели и функционального оборудования будет максимально приближено к отличному. Впрочем, это не отменяет внимательности при осмотре – аварийное прошлое или неисправности никто не отменял.
Еще один момент – масса прицепа. С водительским удостоверением категории "В" общая масса автопоезда не должна превышать 3500 кг, в случае с большими и тяжелыми дачами обычно будет требоваться категория ВЕ. Напомним, что, согласно ст. 24 Закона О дорожном движении, под категорию "В" попадает "автомобиль категории "B", сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов или же автомобиль категории "B", сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3500 килограммов".
Габариты могут оказаться принципиальными при решении вопроса о хранении в межсезонье, да и ездить с длинным прицепом не так удобно. В общем, при рассмотрении вариантов учитывайте все эти моменты.
Автокемперы
На стоимость жилого модуля влияет марка (производитель) и его исполнение, ведь планировка, мебель, оборудование, комплектация могут быть совершенно разными. Но в случае с автокемперами немаловажна и марка/модель шасси (Fiat Ducato или Ford Transit чуть дешевле, Volkswagen Caravelle/Multivan или Mercedes Sprinter дороже), Разумеется, помимо состояния "стен" и оборудования модуля, необходимо также учитывать техническое состояние двигателя, коробки, ходовой части.
Кемперы на автомобильном шасси, разумеется, стоят дороже прицепов, поэтому при бюджете до 4000$ можно рассчитывать разве что на древние модели 1980-х или самоделки – обычные микроавтобусы или фургоны с установленной мебелью.
Более свежие варианты первой половины 1990-х годов выпуска будут стоить от 5000 до 10.000$, а то и дороже – опять же, многое зависит от уровня исполнения жилого модуля и состояния.
Кемперы из 2000-х будут стоить от 15.000$. При этом цена свежих (5-7-летних) экземпляров запросто будет превышать 40.000$. Но и по уровню комфорта это будет сопоставимо с небольшим номером в гостинице.
Например, автокемпер Hymer на базе Fiat Ducato (2.3 MultiJet) 2015 года выпуска продается за 66.000$. Он рассчитан на четверых, в оснащение входят утепленные баки с подогревом воды, кухонный блок, холодильник с раздельной морозильной камерой (работает от газа или электричества напряжением 12В или 220В), кассетный туалет с раковиной и отделяющейся душевой кабиной, электрическая выдвижная ступенька при входе в жилой модуль, маркиза, держатель на 4 велосипеда и т.д. Пригнан из Германии в 2019 году.
Вариант подешевле – автокемпер Carado на базе Fiat Ducato (2.3 MultiJet) 2011-го года выпуска за 41.300$. "Пригоняли из Германии. Все до единой кнопочки работает. 7 мест для сна. Багажник для 4-х велосипедов. Душ, туалет, горячая и холодная вода. Бак для воды чистой на 100 литров. Бак для воды серой на 120 литров. Газовая плита на три конфорки. Холодильник с морозильником. Вся техника работает от 12 вольт, 220 вольт, газа, солнечной батареи. Установлена система зарядки аккумулятора от солнечной батареи и от системы ЕFOY" – говорится в объявлении.
А если в аренду?
Как видим, цены на прицеп-дачи и тем более автокемперы кусаются. К тому же наш рынок не радует особым выбором. Но главная проблема даже не в этом. "Жилье" на колесах используется нечасто, в лучшем случае сезонно, при этом требует обслуживания и хранения. Стоит ли заморачиваться покупкой, если использование не будет очень частым?
Альтернатива – аренда. Стоимость зависит от класса кемпера, количества дней, а также цели использования. Так, некоторые организации берут простенькие модели для размещения строительных бригад на объектах – в таких случаях стоимость составляет порядка 25-30 рублей в сутки, но речь идет об аренде на несколько недель, а то и месяцев.
Для туризма предлагают более комфортабельные модели со всеми удобствами, и их стоимость уже порядка 50-60 рублей в сутки при продолжительном сроке аренды и порядка 90-120 рублей в сутки, если прицеп берется всего на несколько дней. У некоторых компаний есть и промежуточные тарифы: на 7-14 или 10-30 дней.
Автодома также сдаются в аренду, и, как правило, тарификация построена по тому же принципу: расценки зависят от класса техники, а также продолжительности ее использования. Модели попроще можно взять и за 130-180 рублей в сутки, если говорим про длинные сроки. Если на пару дней, то будет 150-200 рублей в сутки. Дорогие варианты (свежего года выпуска, с хорошим оснащением) обойдутся соответственно в 250 и 330 рублей в сутки.
При аренде берется залог, его величина зависит от компании, типа кемпера и прочих условий. Естественно, техника полностью обслужена и готова к использованию, имеется страховка. Выезд за пределы РБ, как правило, возможен при дополнительном согласовании, хотя в этом случае можно рассматривать и аренду кемперов за рубежом. Впрочем, сейчас это не актуально.
Наш вердикт
Что ж, пора подвести общий итог нашей трилогии. Что лучше подходит для путешествия, прицеп-дача или кемпер на автомобильном шасси, зависит от характера поездки. Выбирая размеры, оснащение, дополнительные опции, следует трезво оценивать свои потребности и возможности, чтобы не переплатить за лишнее и не страдать от отсутствия чего-то нужного.
В любом случае не стоит покупать автодом на эмоции "вот возьму и поеду". Возможно, ездить вы будете не настолько часто. Возможно, вы поймете, что вам лучше путешествовать на самолете/поезде, а спать в отеле. Или, наоборот, познав все прелести европейских кемпингов, сделаете вывод, что с собой надо брать только палатку, а кухню и санузел можно найти и в лагере.
Для начала просто попробуйте. Для этого не нужно ничего покупать. Возьмите автодом в аренду на пару дней и устройте хороший тест-драйв. После этого по крайней мере будете лучше понимать многие нюансы, а возможно, поймете, насколько это вообще ваше.
Прицепил и живи. Прицепы-дачи в базе объявлений Автобизнеса