Еще немного – и нас "накроет" тепло. И тогда можно вспомнить, что в машине есть люк – открыть его, насладиться свежим воздухом… И тут, возможно, вас будет ждать неприятный сюрприз: а с люком-то проблемы! Какие неисправности могут приключиться и можно ли их избежать?
Не самый простой "наворот"
Существуют различные конструкции люков, начиная с простых подъемных, которые могут устанавливаться самостоятельно, и заканчивая интегрированными в кузов подъемно-сдвижными, хотя в последнее время более популярны панорамные. В любом случае это далеко не самая простая, а потому достаточно дорогая опция, которая имеет как преимущества, так и недостатки.
На самом деле главная польза от люка – это возможность обеспечить в салон приток свежего воздуха или обеспечить хорошую вентиляцию, что было особенно важно на старых моделях без кондиционера. Ну а если люк прозрачный или вообще панорамный, он еще и дает дополнительное освещение салона, создает чувство дополнительного объема и – чего уж там греха таить – элементарно поднимает настроение.
Недостатки? Интегрированный люк, как правило, "съедает" пространство в области головы – для задних пассажиров, что особенно заметно в случае с купе или купе-кроссоверами, имеющими покатую крышу. Панорамный стеклянный люк зимой может "холодить" салон из-за того, что снижает теплоизоляцию крыши. Ну а главное, с возрастом люк может потребовать к себе дополнительного внимания – а это время и деньги.
Не открывается, плохо закрывается, течет
Это те проблемы, которые в какой-то момент придется решать. Большая часть из них вызвана элементарно возрастом и естественным износом (старением) деталей. Но иногда и сами владельцы провоцируют или усугубляют неприятности бездействием или, наоборот, слишком настырными попытками открыть или закрыть люк.
К слову, есть еще и вероятность механического повреждения самой поверхности, металлической или стеклянной: при падении предметов (от града до камней и бутылок из хулиганских соображений) или же в результате аварии. Но это скорее форс-мажорные обстоятельства. Мы же сосредоточимся на естественных причинах поломок.
Если люк вдруг стало невозможно открыть или закрыть, он вообще не двигается, дело обычно в электроприводе. Часто выходит из строя электромотор, но возможны и другие варианты – от отказа блока управления до банальной потери контакта или сгоревшего предохранителя. С последнего и стоит начать проверку прежде, чем копать глубже.
Механический привод отказывает редко, а если уж выходит из строя, то, как правило, этому предшествуют возросшие усилия, заедания, посторонние звуки и т.д.
Сдвижной люк может потерять подвижность (заедать) по другой причине – из-за нарушения геометрии или перекоса направляющих. Как правило, в этом случае люк двигается до какого-то момента, затем из-за возросшего сопротивления останавливается. В некоторых случаях может помочь регулировка направляющих, но иногда необходима замена.
Наконец, люк может без видимых проблем полностью закрываться, но во время мойки автомобиля или дождя выясняется, что его герметичность нарушена и он протекает. В этом случае причина в естественном износе или механическом повреждении уплотнителей, которые подлежат замене.
Все ремонтируется, но…
Какие-то виды работ достаточно просты и под силу практически любому автомобилисту, особенно если есть толковое руководство по ремонту. Но, скажем, регулировка или замена направляющих, диагностирование неисправности приводного механизма и его ремонт уже сложнее, могут требовать определенного опыта или знаний по части нюансов – в этом случае, возможно, придется обращаться к профильным специалистам.
Помимо трудоемкости работ проблемой может быть покупка необходимых деталей. Если новые невозможно заказать или они слишком дороги, вопрос может решаться поиском б/у люка в сборе. Собственно, это касается и направляющих, и приводного механизма, и самого люка в случае его механического повреждения.
Просто обслуживайте
На самом деле часть проблем связана с тем, что система люка никак не проверяется и не обслуживается, хотя именно периодические осмотры, очистка уплотнителей и направляющих, их смазка специальными средствами помогают упредить проблемы или отодвинуть их появление на более поздний срок.
Отдельная тема – проверка и прочистка дренажной системы. Подробно мы этой темы касались ранее, здесь повторим основные моменты. Если автомобиль оснащен заводским люком, конструкцией предусмотрена развитая и эффективная дренажная система: через размещенные в проеме отверстия вода попадает в отводящие трубки и затем по ним стекает вниз, под кузов.
Со временем входные отверстия или проводящие трубки забиваются мусором, а иногда по незнанию владелец или мастера нарушают работу дренажа, удаляя или заглушая трубки или отверстия. Это чревато тем, что вода начинает стекать по внутренним полостям кузова и через стойки, вызывая коррозию, а иногда заливая попавшиеся по пути электронные блоки. Поэтому необходимо периодически очищать от мелкого мусора проем люка, продувать отверстия и трубки, следить за герметичностью уплотнителей и т.д. Как правило, в дренажной системе две-четыре трубки. Выход из строя даже одной магистрали значительно снижает эффективность дренажа, особенно в условиях сильных осадков или во время мойки автомобиля. Так что важно поддерживать работоспособность всей системы.
Обслуживать люк рекомендуется хотя бы раз в год, при интенсивной эксплуатации, частой езде вне асфальта – и того чаще. Описание работ можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации, иногда полезная информация есть и на специализированных форумах.
Вы знаете, к кому обращаться. СТО в базе объявлений Автобизнеса