Эта неделя выдалась для Беларуси чрезвычайно насыщенной и сложной: недовольство положением дел в стране выплеснулось в невиданных ранее масштабах. То, что свои права и желания необходимо отстаивать, – неоспоримый факт. А вот с формой протестов возможны варианты.
История помнит, как недовольство рабочих GM в США едва не поставило концерн "на колени". Протест получил название "Сидячая забастовка Флинта".
Работать больше, получать меньше
Конфликт начал развиваться еще в 1929 году с началом Великой депрессии. Из-за проблем в экономике продажи автомобилей резко снизились, вслед за этим подтянулось и падение объемов производства. Это не могло не отразиться на рабочих. Многие были уволены. Те, кому удалось сохранить рабочее место, вынуждены были мириться с плохими условиями труда. Высказываться тоже было нельзя – под страхом увольнения.
Концерн General Motors, который являлся одним из крупнейших производителей на тот момент, сократил производство дорогих автомобилей и сильно снизил цены на их складские запасы. Упор был сделан на "бюджетники", как назвали бы их сейчас. Во главу угла стали наращивание производительности и сокращение расходов. Эти и многие другие действия позволили концерну развиваться несмотря ни на что.
Изменения в политике компании отразилось и на рабочих. Утрированно: работать нужно было больше, получать – меньше. Как сообщают некоторые источники, уволить могли в любой момент. Шанс на возвращение на работу был, но при трудоустройстве уже не учитывался стаж, а зарплата предлагалась в меньшем размере.
В 1935 году в США был принят Национальный закон о трудовых отношениях, также известный как закон Вагнера. Он гарантировал наемным работникам право объединяться в профсоюзы, участвовать в коллективных переговорах и забастовках. В это же время был создан союз United Auto Workers.
В UAW быстро смекнули, что для отстаивания своих прав стоит сосредоточить внимание на самом крупном работодателе того времени – General Motors. Началась подготовка к забастовке. Целью был выбран завод по производству кузовов во Флинте.
"Заседания" в цехах и "суд кенгуру"
Говорят, что GM во многом контролировал происходящее в городе. Так, после прибытия в город и заселения в отель одного из членов UAW, он тут же получил звонок с настоятельной просьбой уехать во избежание печальных для него же последствий. Тем не менее профсоюз наращивал количество сообщников. Забастовка была запланирована на январь 1937 года, после выплаты рождественских премий и приходу к власти нового, лояльного губернатора штата.
Но все случилось 30 декабря 1936 года. Толчком к началу забастовки послужило не то увольнение двух братьев, не то подготовка к отправке важнейшего оборудования на другие заводы. UAW объявил, что забастовка не будет прекращена, пока GM не придет с рабочими к обоюдному соглашению о дальнейших условиях работы.
Сама забастовка проходила в довольно необычной форме. Вместо протестов на улице рабочие "засели" непосредственно в цехах. Это позволило полностью парализовать работу предприятия без возможности привести на него других штрейкбрехеров. Штрейкбрехеры с немецкого можно перевести как "стачколомы". К ним относят временных работников, которые не участвуют в забастовке и находятся на стороне администрации.
Чтобы жизнь на заводе не превращалась в хаос, внутри него были сформированы собственные органы власти и управления. Среди "услуг" была почтовая служба, медпункты, "министерство культуры" и что-то вроде информагентства. При этом главным правилом для бастующих были порядок и сохранность оборудования. Провинившихся ждал "суд кенгуру". Суд кенгуру – английская идиома, означающая несправедливое, инсценированное правосудие или пародия на него. Как вариант трактовки – суд с заранее известным решением. Наказания на заводе варьировались от приговора к мытью посуды до выселения с завода. Последнее считалось высшей мерой.
Остудить пыл забастовщиков пытались различными средствами, в том числе и отключением отопления. Ключевой датой считается 11 января 1937 года, когда к конфликту подключились силовые структуры. Несмотря на использование "спецсредств" вроде слезоточивого газа, завод все же не сдался полиции – идея забастовки продолжала жить.
Чем все закончилось?
General Motors, несмотря на правоту по закону, ничего не мог сделать с забастовкой и продолжал нести денежные и репутационные потери. Более того, протест лишь набирал обороты: из Флинта забастовка перекинулась в Кливленд, где находился еще один завод концерна. Губернатор штата отказался решать вопрос силовыми методами, на необходимость переговоров указал и президент США Франклин Рузвельт.
GМ ничего не оставалось, кроме как действительно начать искать компромисс с UAW. Согласно некоторым источникам, переговоры проходили в весьма необычной форме. Представители GM отказались находиться в одной комнате с UAW, а "посыльным" между ними стал губернатор штата.
По результатам переговоров, UAW на полгода становился эксклюзивным представителем сотрудников GM на переговорах. Рабочим также была повышена зарплата, а профсоюз перестал быть запретной темой. Более того, администрация просто обязана была с ним считаться. Забастовка продлилась долгие 44 дня. Самое главное – усилия не прошли даром. В дальнейшем UAW переключилась на Ford, но это уже была другая история. Начало было положено.
Хочешь сиди, хочешь езжай. Сиденья в базе объявлений Автобизнеса