«Сидячая забастовка Флинта». Как протест рабочих едва не поставил General Motors на колени

"Сидячая забастовка Флинта". Как протест рабочих едва не поставил General Motors на колени

Эта неделя выдалась для Беларуси чрезвычайно насыщенной и сложной: недовольство положением дел в стране выплеснулось в невиданных ранее масштабах. То, что свои права и желания необходимо отстаивать, – неоспоримый факт. А вот с формой протестов возможны варианты.

История помнит, как недовольство рабочих GM в США едва не поставило концерн "на колени". Протест получил название "Сидячая забастовка Флинта".

Работать больше, получать меньше

Конфликт начал развиваться еще в 1929 году с началом Великой депрессии. Из-за проблем в экономике продажи автомобилей резко снизились, вслед за этим подтянулось и падение объемов производства. Это не могло не отразиться на рабочих. Многие были уволены. Те, кому удалось сохранить рабочее место, вынуждены были мириться с плохими условиями труда. Высказываться тоже было нельзя – под страхом увольнения.

Концерн General Motors, который являлся одним из крупнейших производителей на тот момент, сократил производство дорогих автомобилей и сильно снизил цены на их складские запасы. Упор был сделан на "бюджетники", как назвали бы их сейчас. Во главу угла стали наращивание производительности и сокращение расходов. Эти и многие другие действия позволили концерну развиваться несмотря ни на что.

Изменения в политике компании отразилось и на рабочих. Утрированно: работать нужно было больше, получать – меньше. Как сообщают некоторые источники, уволить могли в любой момент. Шанс на возвращение на работу был, но при трудоустройстве уже не учитывался стаж, а зарплата предлагалась в меньшем размере.

"Сидячая забастовка Флинта". Как протест рабочих едва не поставил General Motors на колени

В 1935 году в США был принят Национальный закон о трудовых отношениях, также известный как закон Вагнера. Он гарантировал наемным работникам право объединяться в профсоюзы, участвовать в коллективных переговорах и забастовках. В это же время был создан союз United Auto Workers.

В UAW быстро смекнули, что для отстаивания своих прав стоит сосредоточить внимание на самом крупном работодателе того времени – General Motors. Началась подготовка к забастовке. Целью был выбран завод по производству кузовов во Флинте.

"Заседания" в цехах и "суд кенгуру"

Говорят, что GM во многом контролировал происходящее в городе. Так, после прибытия в город и заселения в отель одного из членов UAW, он тут же получил звонок с настоятельной просьбой уехать во избежание печальных для него же последствий. Тем не менее профсоюз наращивал количество сообщников. Забастовка была запланирована на январь 1937 года, после выплаты рождественских премий и приходу к власти нового, лояльного губернатора штата.

Но все случилось 30 декабря 1936 года. Толчком к началу забастовки послужило не то увольнение двух братьев, не то подготовка к отправке важнейшего оборудования на другие заводы. UAW объявил, что забастовка не будет прекращена, пока GM не придет с рабочими к обоюдному соглашению о дальнейших условиях работы.

"Сидячая забастовка Флинта". Как протест рабочих едва не поставил General Motors на колени

Сама забастовка проходила в довольно необычной форме. Вместо протестов на улице рабочие "засели" непосредственно в цехах. Это позволило полностью парализовать работу предприятия без возможности привести на него других штрейкбрехеров. Штрейкбрехеры с немецкого можно перевести как "стачколомы". К ним относят временных работников, которые не участвуют в забастовке и находятся на стороне администрации.

Чтобы жизнь на заводе не превращалась в хаос, внутри него были сформированы собственные органы власти и управления. Среди "услуг" была почтовая служба, медпункты, "министерство культуры" и что-то вроде информагентства. При этом главным правилом для бастующих были порядок и сохранность оборудования. Провинившихся ждал "суд кенгуру". Суд кенгуру – английская идиома, означающая несправедливое, инсценированное правосудие или пародия на него. Как вариант трактовки – суд с заранее известным решением. Наказания на заводе варьировались от приговора к мытью посуды до выселения с завода. Последнее считалось высшей мерой.

Остудить пыл забастовщиков пытались различными средствами, в том числе и отключением отопления. Ключевой датой считается 11 января 1937 года, когда к конфликту подключились силовые структуры. Несмотря на использование "спецсредств" вроде слезоточивого газа, завод все же не сдался полиции – идея забастовки продолжала жить.

"Сидячая забастовка Флинта". Как протест рабочих едва не поставил General Motors на колени

Чем все закончилось?

General Motors, несмотря на правоту по закону, ничего не мог сделать с забастовкой и продолжал нести денежные и репутационные потери. Более того, протест лишь набирал обороты: из Флинта забастовка перекинулась в Кливленд, где находился еще один завод концерна. Губернатор штата отказался решать вопрос силовыми методами, на необходимость переговоров указал и президент США Франклин Рузвельт.

GМ ничего не оставалось, кроме как действительно начать искать компромисс с UAW. Согласно некоторым источникам, переговоры проходили в весьма необычной форме. Представители GM отказались находиться в одной комнате с UAW, а "посыльным" между ними стал губернатор штата.

По результатам переговоров, UAW на полгода становился эксклюзивным представителем сотрудников GM на переговорах. Рабочим также была повышена зарплата, а профсоюз перестал быть запретной темой. Более того, администрация просто обязана была с ним считаться. Забастовка продлилась долгие 44 дня. Самое главное – усилия не прошли даром. В дальнейшем UAW переключилась на Ford, но это уже была другая история. Начало было положено.

Хочешь сиди, хочешь езжай. Сиденья в базе объявлений Автобизнеса

Источник