Семь «пятерок»: во что превратилась BMW пятой серии за полвека

Семь "пятерок": во что превратилась BMW пятой серии за полвека

В нынешнем году исполняется 50 лет с момента появления одной из эпохальных моделей в ряду BMW – седана с заводским индексом E12, с которого, собственно, в лексикон баварского автогиганта вошло понятие "серий". Сама же идея создания пятиместного седана средних размеров "со спортивной ходовой частью и мощным двигателем" у BMW возникла еще в конце 50-х годов.

"Допятерочная" эра

Семь "пятерок": во что превратилась BMW пятой серии за полвека

Маркетинговые стратеги назвали перспективный автомобиль "новым классом" (Neue Klasse) – так в 1961 году на свет появился седан BMW 1500. В его разработке принимал участие Джованни Микелотти, а рядная 80-сильная "четверка" под капотом разгоняла седан до 150 км/ч.

Год спустя после начала производства 1500 на рынок вышла вторая модель, оснащенная 1,8-литровым двигателем (90 л.с.) – BMW 1800. В 1964 и 1966 году последовали BMW 1600 и 2000, а в 1969 году появилась топ-модель "нового класса" с индексом 2000 tii. До завершения производства в 1972 году семейство "нового класса" стало самой успешной модельной серией BMW – с конвейера завода в Мюнхене сошло 329.626 седанов. "Новый класс" заложил фундамент для последующей модели – более крупной и престижной пятой серии.

1972 год: начало пути

Первое поколение пятой серии с заводским индексом E12 было представлено на выставке IAA 1972 года во Франкфурте. Это были седаны 520 и 520i, в обозначении которых первая цифра обозначала тип автомобиля, а вторая и третья – объем двигателя (это были новые "четверки" с полусферическими камерами сгорания и мощностью 115 и 130 л.с.). По сравнению с моделями "нового класса" кузов "пятерки" обеспечивал более высокий уровень пассивной безопасности (передняя и задняя сминаемые зоны деформации были рассчитаны на компьютере).

Передняя независимая подвеска на поперечных рычагах с тяговыми растяжками и стабилизатором располагала амортизационными стойками, отведенными назад под углом 12 градусов. Сзади использовалась подвеска на диагональных рычагах.

Спустя год на рынок вышла модификация 525 с шестицилиндровым двигателем, а в 1975 году последовала версия 528 (165 л.с.). Летом 1974 года был освоен выпуск начальной версии 518 (90 л.с.).

Семь "пятерок": во что превратилась BMW пятой серии за полвека

В 1977 году внешний вид модельного ряда E12 подвергся детальному обновлению. Кроме того, седан 520 получил новый шестицилиндровый двигатель с двухкамерным карбюратором с горизонтальным потоком и мощностью 122 л.с. Новой топ-моделью стала 528i с 176-сильным мотором (в 1978 году отдачу подняли до 184 л.с.). Это была первая "пятерка" BMW, которая смогла перейти магическую для седанов того времени скоростную отметку в 200 км/ч. В особенности для рынка в США, где законы по токсичности выхлопов становились все строже, с осени 1974 года появился трехлитровый вариант 530i.

Семь "пятерок": во что превратилась BMW пятой серии за полвека

В 1979 году появилась версия M535i, разработанная в основанном в 1972 году подразделении Motorsport GmbH. В движение он приводился 3,5-литровой атмосферной "шестеркой" мощностью 218 л.с., в паре с 5-ступенчатой "механикой" разгонявшей седан до 100 км/ч за 7,2 секунды. Тираж M535i составил 1410 экземпляров. Выпуск первого поколения пятой серии прекратился в 1982 году: было произведено почти 700.000 машин, более половины из которых пошла на экспорт.

1981 год: второй пошел! Дизель заказывали?

Летом 1981 года BMW представила прессе в Мюнхене наследника E12 – E28. Благодаря целенаправленному использованию облегченных материалов массу "пятерки" удалось снизить на 60-90 кг. Сглаженная форма кузова и клинообразная форма с поднятой кормой позволили уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления по сравнению с прежней моделью на 12% (до 0,385).

На рынок E28 вышла сразу с четырьмя разными по мощности версиями: карбюраторная 518i (90 л.с.) и три шестицилиндровых двигателя под капотом 520i, 525i и 528i с мощностью 125, 150 и 184 л.с. Модель BMW 520i с повышенной до 9,8:1 степенью сжатия считалась самым экономичным шестицилиндровым автомобилем в своем классе. Уровень пассивной безопасности удалось поднять на еще более высокий уровень, а в списке опций были АБС и бортовой компьютер.

Двухшарнирная передняя подвеска на амортизационных стойках с наклонными и смещенными относительно оси амортизаторов пружинами была позаимствована у седьмой серии. Задняя подвеска была полностью переработана. В 1983 году в ряду пятой серии появились два новых варианта – особо экономичный 525e и 524td, первая серийная модель BMW на солярке.

2,4-литровый турбодизель развивал 115 л.с. и расходовал 7,1 л на 100 км пути. Разгон до 100 км/ч у дизельной "пятерки" занимал 13,5 секунды, максимальная скорость достигала 180 км/ч.

Семь "пятерок": во что превратилась BMW пятой серии за полвека

В 1984 году небольшой серией был выпущен первый M5, ставший на то время одним из самых быстрых седанов в мире. Располагая рядной 286-сильной "шестеркой" с 4 клапанами на цилиндр, он мог разгоняться до 100 км/ч примерно за 6 секунд. После семи лет производства серии E28, которая поставила очередной рекорд продаж (более 722.000 автомобилей), ей пришло на смену третье поколение пятой серии – машину с индексом E34 представили в январе 1988 года.

1988 год: третий выход – впервые и в кузове универсал

Увеличившийся в габаритах кузов обеспечивал больше места в салоне и отличался улучшенным коэффициентом аэродинамического сопротивления (от 0,3 до 0,32 в зависимости от модификации). Ходовую часть E34 (двухтрубные газонаполненные амортизаторы и двухшарнирная передняя подвеска) позаимствовала у флагманской седьмой серии. Тормозную систему с укрупненными дисками адаптировали к возросшей мощности двигателей – выпуск E34 начался только с шестицилиндровых вариантов (с отдачей от 115 л.с. на 524td до 218 л.с. у 535i).

Позже подоспели и другие варианты. Летом 1988 года появился новый M5, получивший 315-сильный двигатель с 4 клапанами на цилиндр и системой управления Bosch Motronic. С 1992 года у него увеличился ход поршней и выросла степень сжатия, что позволило поднять мощность до 340 л.с. В 1991 году в гамме появился турбодизель объемом 2,5 л, с охладителем наддувочного воздуха и мощностью 143 л.с.

С 1992 модельного года BMW штатно оснащает все свои автомобили АБС, а на E34 ее можно было дополнить системой стабилизации. Вместе с выходом 525iX у пятой серии появляется и полный привод, также покупателям предложен вариант в кузове универсал (Touring), включая и "заряженный" M5.

По желанию эти модели можно было заказать с двойной подъемно-сдвижной крышкой люка. Год спустя на пятую серию начали устанавливать V8, взятые у "семерки". Силовые агрегаты объемом 3 л и 4 л развивали 218 и 286 л.с. Всего было продано более 1,3 миллиона автомобилей серии E34.

1995 год: с алюминиевой подвеской!

В 1995 году на автосалоне во Франкфурте дебютировало четвертое поколение пятой серии (E39). Седан подрос во всех направлениях и первым из крупносерийных автомобилей в мире получил ходовую часть, которая практически целиком была изготовлена из алюминия.

Чтобы снижение массы пошло на пользу ходовым качествам, конструкция включала расположенную спереди рулевую рейку и подвеску с тяговыми растяжками и амортизационными стойками. Запатентованная интегральная задняя подвеска могла оснащаться пневмоэлементами.

С самого начала "пятерки" серии E39 комплектовались шестицилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями мощностью от 150 до 193 л.с. В конце 1996 года свет увидели версии с V8. Топ-моделью серии стал выпущенный в 1998 году новый M5, оснащенный пятилитровым мотором мощностью 400 л.с. с индивидуальными дроссельными заслонками с электронным управлением.

В 1997 году BMW предложила легкобронированную версию 540i Protection – седан, кузов которого от огнестрельного оружия защищало арамидное волокно и бронестекло, весил всего на 165 кг больше обычной версии. В 1999 году на рынок вышел четырехцилиндровый вариант 520d. Продажи "пятерки" в кузове E39 составили более 1,4 миллиона единиц.

2003 год: с прогрессивными опциями

В 2003 году на рынок вышло пятое поколение "пятерки" с заводским обозначением E60. Масса автомобиля уменьшилась (до 75 кг в зависимости от модификации), седан стал просторнее и комфортнее внутри и получил ряд новых опций, среди которых поворотные фары, проекционный дисплей, система ночного видения и адаптивный круиз-контроль. Среди прочих новшеств – активное рулевое управление, система компенсации кренов Dynamic Drive и комплекс iDrive.

Широкая гамма двигателей включала дизельные и бензиновые агрегаты мощностью от 170 до 367 л.с. (столько развивал V8 у модификации 550i). В 2005 году на базе E60 появилось четвертое поколение M5, гордостью которой стал пятилитровый двигатель V10 (507 л.с.), в пару которому полагалась 7-ступенчатая секвентальная коробка передач SMG.

2009 год: хэтчбек и "гибрид" в придачу

В 2009 году состоялась премьера шестого по счету поколения седана пятой серии (индекс F10). Он был создан на укороченном шасси седьмой серии (передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, подруливающая задняя ось и электроусилитель руля). В моторной гамме – четырех- и шестицилиндровые бензиновые агрегаты и турбодизеля и 407-сильный битурбо-V8 4.4 у топ-версии.

Модельное семейство включало также хэтчбек 5 Series Gran Turismo и гибридную версию 5 ActiveHybrid, дебютировавшую в 2011 году и оснащенную тандемом турбо-"шестерки" 3.0 и 55-сильного электромотора (в сумме 335 л.с.). По паспорту средний расход у 5 ActiveHybrid составлял 6,4 л/100 км. Осенью 2011 года был представлен и новый M5, сменивший V10 под капотом на 560-сильный V8 с двумя турбинами. В 2013 году прошло плавное обновление семейства пятой серии.

2016 год: максимум электронных помощников

Наконец, нынешнее, седьмое по счету поколение "пятерки" с индексом G30 было представлено в 2016 году. За основу была взята фирменная архитектура CLAR с использованием алюминия и сталей высокопрочных сортов. Седан стал крупнее и вместительнее предшественника, а в салоне появилась система iDrive следующего поколения.

Всевозможных электронных помощников (система удержания автомобиля в полосе с активной защитой от боковых столкновений, дистанционная парковка с помощью ключа и так далее) стало еще больше, а в моторной гамме появились двигатели новой модульной линейки EfficientDynamics. Весной 2020 года "пятерка" была модернизирована – и она также побывала на нашем тест-драйве. А в начале прошлого года баварцы показали свой самый мощный серийный седан – это M5 CS с 635-сильным V8, за основу которого взята и без того "злая" и обновленная летом 2020 года модификация M5 Competition.

Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Источник