Новая модель электробуса появилась в продуктовой линейке холдинга "Белкоммунмаш" — E490. Машина выделяется своим необычным видом — задняя ось вынесена далеко назад, к самому краю кузова, заднего свеса практически нет. Даже в Европе электробусы с такой компоновкой еще пока редкость, в Беларуси это первый такой.
Грузия ждет
Удивлять своими необычными разработками "Белкоммунмашу" не привыкать — низкопольные троллейбусы четвертого поколения "Витовт" и электробусы Vitovt, созданные на основе этого же кузова, до сих пор остаются единственными в своем роде на постсоветском пространстве. Новейший БКМ E490 продолжает развитие данного направления. Но если до сих пор "Белкоммунмаш" создавал машины большого и особого большого класса, то E490 — это шаг в новый класс, средний.
Длина кузова БКМ E490 — 9500 мм. Для сравнения: у E420 — 12.230 мм; у E433 — 18.743 мм. Зачем нужны маленькие машины? Для маршрутов с небольшими (средними) пассажиропотоками.
Стоит отметить, что БКМ E490 создавался под конкретный проект. В Батуми (город-порт на побережье Черного моря в Грузии) решили заменить дизельные автобусы экологичными электробусами на одном из местных туристических маршрутов. Провели анализ и пришли к выводу: нужны машины длиной не более 9,5 м, вместимостью не более 66 человек, полной массой не более 14,5 тонны. Был объявлен конкурс, на который производители могли представить модели как с ночной, так и с экспресс-зарядкой. "Белкоммунмаш" подал предложения по обоим лотам.
Еще одна особенность этого конкурса — покупались не только электробусы, но и зарядные станции, и инженерные услуги по подключению зарядной инфраструктуры, то есть, по сути дела, приобреталась организация электробусного движения под ключ. И организаторы выбрали вариант "Белкоммунмаша", который прошел проверку двухлетней эксплуатацией в Минске, — с супербыстрой зарядкой на конечных остановках.
До 45 километров на одной зарядке. Но с важной оговоркой
Первый готовый электробус БКМ E490 для Батуми демонстрировался на выставке "Судьба гигантов", которая 2-5 июля проходила на Октябрьской площади в Минске. Об особенностях этой машины рассказал директор НТПЦ "Белкоммунмаш" и главный конструктор Олег Быцко.
Модель E490 создавалась на основе 12-метрового электробуса E420 Vitovt Electro II. В абсолютных цифрах унификация достигает порядка 80%. По кузову унификация довольно серьезная. По электрооборудованию — практически 100-процентная, за исключением тягового двигателя (он меньшей мощности). По шасси унификация меньше — на E490 другие мосты и подвески.
Электробус БКМ E490 оснащен такой же, как на минских электробусах, системой суперконденсаторов, поэтому и время зарядки аналогичное — 6-7 минут (при остатке заряда 30%). Правда, батарейный модуль сделан для европейского рынка и сертифицирован по действующим в Европе стандартам, поэтому рассчитан на более высокое максимальное напряжение 720 В (для Минска — 585 В). Масса суперконденсаторов — 1350 кг. Срок службы — 90 тыс. циклов.
Автономный ход у батумского БКМ E490 — 25 км на маршрут. Вообще, отмечает Олег Быцко, этот электробус может проехать и больше — практически 45 км (если на рекорд). Но в реальных условиях пробег без подзарядки установлен на уровне 25 км, чтобы иметь запас на случай непредвиденных обстоятельств (пробки, заторы).
Электродвигатель для нового электробуса по техническому заданию "Белкоммунмаша" разработал могилевский завод "Электродвигатель" — это ТАД-120-4-БУ1 номинальной мощностью 120 кВт (кстати, также новейшая отечественная разработка). Его особенность — имеется только одна опора, задняя, а передней опорой служат подшипники редуктора. Редуктор — двухступенчатый, с косозубыми шестернями, со встроенным дифференциальным механизмом — спроектирован и изготовлен на "Белкоммунмаше".
А теперь о том, что делает новый электробус по-настоящему инновационным продуктом, — управляемыми у него являются колеса как передней, так и задней оси. Это позволило обеспечить машине с довольной большой колесной базой (7150 мм) отличную маневренность — радиус поворота E490 составляет всего 8,5 м. (Для сравнения: у 8,8-метрового МАЗ-206 с колесной базой 4270 мм радиус поворота 9,5 м.)
На электробусе E490 нашла применение электронно-гидравлическая система управления подруливающей задней осью ETS (Electronic Truck Steering) производства нидерландской компании VSE. Схематично ее работу можно представить следующим образом. На рулевой колонке и в шкворнях задней оси установлены датчики, которые передают информацию в электронный блок управления. Тот сопоставляет угол поворота рулевого колеса с углом поворота колес и соответствующим образом управляет работой гидроцилиндра рулевого управления задней оси.
Рулевой механизм передней оси — с гидроусилителем. Он отечественного производства — изготовлен в ОАО "Борисовский завод "Автогидроусилитель".
Передние шины — 275/70 R22,5 ("Белшина"). Шины на задней оси широкопрофильные — 385/55 R22,5 (Continental).
Что касается подвесок передних и задних колес, то они обе независимые пневматические, с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами. Передняя — на двух пневмоэлементах, задняя — на четырех. Электробус оснащен электронной системой управления уровнем пола ECAS.
В салоне предусмотрено 21 место для сидения: 12 — на низком полу, 9 — в задней части на подиумах. Имеется полноценная накопительная площадка в районе вторых дверей с оборудованным местом для инвалидной коляски. Общая пассажировместимость E490 — 66 человек (или 62 + коляска).
Предусмотрено раздельное (индивидуальное) кондиционирование салона и кабины водителя. Отопление салона — тепловым насосом кондиционера, то есть он работает как на охлаждение, так и на обогрев. Для Батуми, где минимальная температура всего -5°C, этого вполне достаточно.
Кабина водителя, как и на всех "Витовтах", отделена от пассажирского салона остекленной перегородкой с дверью и форточкой для продажи билетов.
В электробусе применена CAN-система, которая обеспечивает управление всеми системами электробуса и диагностику их технического состояния. Информация о функционировании систем отображается на ЖКИ-мониторе у водителя.
Еще одна особенность батумского E490 — каркас кузова (в том числе арки колес) выполнен из нержавеющей стали. Обшивка — из композитных материалов. Конкретного требования со стороны Батуми по материалу каркаса не было, но, исходя из требований по сроку эксплуатации (12 лет), на "Белкоммунмаше" решили сделать его из нержавейки — все-таки климат в городе морской.
Всего по контракту "Белкоммунмаш" до конца нынешнего года должен поставить в Батуми восемь электробусов E490.
Нагрузил и поехал. Машины для работы в базе объявлений Автобизнеса