Трудно представить себе человечество без соревнований. Все, что только может двигаться, обязательно должно поучаствовать хоть в каком-нибудь состязании, и тракторы в этом списке не исключение. Среди развлечений на сельхозтехнике есть как "обычные" гонки с прохождением трассы на время, так и более изощренные способы продемонстрировать мощь. Трактор-пуллинг – один из них.
Как все начиналось
В трактор-пуллинге нет массовых заездов и подсчета времени. Все, что необходимо сделать трактору, – протащить прицеп на дистанции 100 метров.
Годом рождения первого трактора принято считать 1892-й, когда американец Джон Фролих построил первую подобную машину с двигателем внутреннего сгорания. С тех пор производство тракторов с каждым годом набирало обороты, к нему подключались различные компании. Уже в 1929 году состоялись первые соревнования, где тракторам нужно было продемонстрировать как можно большее тяговое усилие.
Как и многие начинания, особым успехом эти соревнования не пользовались. Четко проработанный регламент отсутствовал, в разных штатах могли быть разные правила, да и время было далеко не самым подходящим. Более-менее регулярные соревнования начались в 1950-х годах. К этому времени технический прогресс заметно продвинулся, а военные времена остались позади.
К единому регламенту удалось прийти в 1969 году, тогда же была создана ассоциация National Tractor Pullers Association. В начале это был трактор-пуллинг на более-менее "стандартных" тракторах, но желающие показать себя миру вынудили внести изменения в регламент. Энтузиасты пришли к установке на один трактор сразу нескольких двигателей (рекорд – 7 двигателей), к которым добавлялись прочие технические ухищрения для поднятия мощности. Поскольку соревнования подобных "монстров" с обычными машинами смысла не имело, а запрещать их было бы глупо, к 1979 году регламент был переработан с выделением отдельных классов и различными ограничениями.
Родиной трактор-пуллинга считаются Соединенные Штаты, но география этой страной не ограничивается. Своя ассоциация существует в Австралии, нашлись желающие смотреть и участвовать в подобных состязаниях в различных странах Европы.
Как соревнуются
На текущий момент участники в NTPA разделены на 14 классов, но вдаваться в подробности каждого не имеет смысла. К соревнованиям допускаются как почти стоковые тракторы, так и настоящие метаноловые "монстры", мощность которых может доходить до 12.000 лошадиных сил. Последняя категория называется Modified, главным требованием в ней ко всем участникам является размер задних ведущих колес. А уж будет в тракторе установлен двигатель от теплохода или вертолета, особого значения не имеет. Строго говоря, тракторами такие машины можно называть лишь номинально, поскольку вряд ли найдутся желающие выгонять их в поле для посадки картофеля.
В самых мощных тракторах нет ни намека на кабину или что-либо еще из мира сельхозтехники. Вместо нее пилот окружен мощным защитным каркасом, поскольку далеко не всегда двигатели выдерживают заезды. Передние колеса в заездах не участвуют вовсе: да, у пилота есть руль, но он нужен лишь в перерывах между заездами. Во время движения с грузом передняя часть трактора поднимается в воздух, а управление машиной происходит при помощи отдельных тормозов на задних колесах.
Сами соревнования проходят в несколько этапов. Задача всех участников, как уже упоминалось, доехать с прицепом до конца участка длиной 100 метров. Если это удалось, ведущий громогласно объявит: Full Pull! И участник перейдет в следующий тур, где прицеп будет еще тяжелее. Остановка посреди маршрута означает выбывание из соревнований.
Основная хитрость кроется как раз в конструкции прицепа. Опять же прицеп – название скорее номинальное, поскольку конструкция эта весьма хитрая и интересная. Да, огромный вес может оказать заметное сопротивление тысячам лошадиных сил, но уж если трактор смог сдвинуть груз с места, то сможет дотащить его и до конца маршрута. В этом и скрывается главный подвох: после начала движения передняя часть прицепа постепенно нагружается таким образом, чтобы он зарывался в землю и создавал дополнительное сопротивление. И вот с таким испытанием справляются далеко не все.
Как отмечают зрители подобных мероприятий, их зрелищность трудно сравнить хоть с чем-то. Земля буквально дрожит от мощности, рев двигателей превышает все возможные нормы, а день то и дело превращается в ночь из-за густых облаков черного дыма. За один такой заезд техника способна тратить полсотни литров топлива, и все ради того, чтобы проехать всего 100 метров. Прости, Грета Тунберг.
Таскать-поднимать! Спецтехника в базе объявлений Автобизнеса