Когда Денис долго не ездит на MINI, закрадывается мысль: зачем эта машина ему нужна, если в обыденной жизни он пользуется другими авто? Однако стоит нашему гостю только сесть за руль MINI, как идея продать куда-то улетучивается. Чем же эта машина так хороша – в рассказе владельца:
– У меня MINI с ноября 2018 года. Вообще-то автомобиль выбирался для моей тогда еще будущей жены. Ей нужна была какая-то компактная машинка, чтобы ездить на работу в центр города. Эта модель подходила по всем параметрам, в том числе и симпатичной внешностью.
По тому, что я о ней знал, надо было искать вариант в 50-м или 53-м кузове, потому что у них надежные и выносливые двигатели. Правда, на рынке на тот момент, когда машина выбиралась, предлагались только три экземпляра MINI. Этот Cooper S в 53-м кузове был лучшим.
Автомобиль 2002 года выпуска, в Беларуси у него были два хозяина, остались документы от владельцев в Германии. Двигатель – бензиновый 1.6 с механическим нагнетателем. Предыдущий владелец машину доработал, в частности, установил усиленные тормоза и облегченные рычаги в заднюю подвеску – все от 56-й модели.
Впечатление от первой поездки в MINI вряд ли когда-нибудь забуду. Как автомобиль ехал, как рулился, как проходил повороты – таких ощущений я просто не ожидал. В общем, эта малышка тут же влюбила в себя.
Имелись, конечно, определенные проблемы, которыми пришлось заняться сразу. Был забит радиатор печки, шумел компрессор. В Минске на "разборках" нашел лишь один компрессор. Его отдавали по остаточной цене, но на самом деле меня интересовал только приводной ролик уменьшенного диаметра. На eBay такой стоит 100 долларов, а тут достается, считайте, в подарок.
Свой компрессор я перебрал. Сразу скажу, что этот вариант – для любителей ковыряться в машине, а хорошие нагнетатели можно запросто заказать из Японии. Так вот, выяснилось, что износились шестерни со стороны помпы. Заменил их и поменял в компрессоре масло – его надо менять каждые 40 тысяч километров. Парадокс, но два сервиса, которые якобы специализируются на MINI, отказались эту работу делать, а другие вообще отпихивались, как могли, потому что для них MINI – темный лес. Понял, что придется заниматься машиной самому.
Правда, по-настоящему засучил рукава я лишь через полгода после покупки. В своем гараже поставил автомобиль на стойки и фактически разобрал и собрал его заново. Отремонтировал компрессор, как уже говорил, сделал антикор, поменял все резиновое по мотору, что можно у нас купить.
В печке у предыдущего владельца потек радиатор. Он устранил течь с помощью герметика, но герметик забил самое узкое место в радиаторе. Печка снимается просто, радиатор промыл, избавился от течи, проблем нет. Кроме того, тогда же установил распорку на передние стаканы и распорку снизу на центральный туннель. Много чего сделал помимо этого, ведь занимался машиной три месяца.
Не знаю, какая польза от распорки в туннель, но пусть стоит, а вот распорка на стаканы на самом деле заметно улучшила управляемость и устойчивость. Сам удивился, насколько выросла скорость уверенного прохождения виражей. Она и до этого была что надо, а с распоркой и вовсе превзошла все ожидания.
На СТО автомобиль не был ни разу, кроме шиномонтажа и развала-схождения. Все делал сам. Клуб любителей MINI небольшой, но, как говорится, крепко спаянный. Познакомился с таким же энтузиастом, у которого руки из правильного места растут, и хотя мы особо не афишировали, как справляемся с проблемами по нашим машинам, стал подтягиваться народ с просьбами помочь если не себе, то приятелю.
Сейчас так поднаторел, что, наверное, смог бы участвовать в соревнованиях, кто быстрее снимет с MINI двигатель, которые проводятся в Англии. Умеючи, делается это недолго. Насколько я помню, лучший результат у англичан по съему мотора – порядка 45 минут.
Особенность этой модели в том, что у нее очень плотная компоновка. Это я считаю самым большим ее недостатком, потому что из-за какой-то мелочи приходится разбирать полмашины. Люди, которые по разным причинам не могут сами этим заниматься, приезжают на СТО и, если их вообще не отфутболят, вынуждены прилично платить за ремонты только за счет большого количества операций по сборке-разборке.
Мы тем временем переехали в другую квартиру, жене до работы стало четыре остановки на трамвае, необходимость в автомобиле отпала. В результате на MINI в основном стал ездить я. Сообща же за время владения проехали мы порядка 40 тысяч километров.
В позапрошлом году двигатель стал запускаться с большим количеством черного дыма, что указывало на переобогащенную горючую смесь. Лямбда-зонды оказались исправными, под подозрение попали форсунки. Проверили на стенде – три текли. Начал искать замену – выяснилось, что у нас найти топливную рампу нереально. За границей отыскать оригинальные форсунки не удалось, зато нашлись форсунки, которые выпускал Bosch для тюнинга машины.
Они имели увеличенную по сравнению с оригинальными производительность, поэтому потребовалась другая прошивка блока управления. Через контакты в MINI-клубе в Краснодаре подготовили прошивку и прислали вместе с блоком. Форсунки обошлись в 500 рублей, ЭБУ с прошивкой – 100 долларов.
Это увеличило мощность мотора, а кроме того, на компрессор при переборке был установлен тот самый уменьшенный ролик, благодаря чему нагнетатель начал подхватывать и эффективно работать с более ранних оборотов. Теперь со старта машина идет намного легче.
Кроме проблемы с форсунками, больше вопросов по двигателю не было, разве что пришлось заменить расширительный бачок в системе охлаждения. Штатные, бывает, трескаются, что и случилось. Поставил всем знакомый надежный бачок от Volkswagen.
И долго подбирал для мотора масло. Сначала лил Motul, поскольку его же заливал предыдущий владелец. От замены до замены через 8 тысяч 2,5 литра вылетело в выхлопную трубу. Перевел на Areca, которое лил во все свои другие машины. Угар уменьшился, но все равно мне не нравился. Стал заливать Comma – его между заменами доливаю только литр. Хочу поменять маслосъемные колпачки – должно стать еще меньше.
При неисправной топливной системе, когда форсунки подливали, мотор расходовал 12-13 литров бензина на 100 километров. После замены форсунок получается порядка 7 литров на "сотню" по трассе и 9 по городу. Например, сейчас бортовой компьютер показывает 7,1 литра при средней скорости 49,2 километра в час.
Когда возникла неисправность по переднему лямбда-зонду, долго его искал, но именно на MINI так и не нашел. Зато подошла "лямбда" от Renault Logan за 50 рублей. Встала как к себе домой и до сих пор работает.
Поскольку это 53-я модель, в нее ставилась 6-ступенчатая механическая коробка передач Getrag. Она надежная, в ней после покупки я только поменял масло, потому что так положено. Сцепление работает, как и работало изначально, до сих пор. На 50-й кузов ставились коробки Midland – вот они надежностью не блещут.
В том же позапрошлом году, когда приключилась история с форсунками и меня потянуло на тюнинг, поставил перфорированные тормозные диски с колодками и разной мелочовкой в комплекте. За все по кругу заплатил в районе 850 рублей. В чем прелесть MINI – тюнинг дешевый. Если взять Mazda MPS, которая есть у приятеля, то она в плане тюнинга и вообще обслуживания обходится гораздо дороже. А так за все время в тормозной системе прохудились лишь две трубки. Других проблем не было, разве что надо следить за состоянием суппортов задних тормозных механизмов, иначе можно их "загноить".
В подвеске слабые опорные подшипники амортизаторов, а сами амортизаторы плохо диагностируются. Многие владельцы, чтобы устранить скрип и хруст, меняют шаровые опоры, сайлент-блоки, но это не помогает. Снимается стойка амортизатора, и тут выясняется, что амортизатору-то конец. Больше сказать о подвеске нечего.
Типичная проблема MINI – проводка водительского сиденья. Сейчас горит ошибка по подушке безопасности, потому что в процессе ежегодной весенней химчистки и полировки я дергал сиденья туда-сюда и что-то нарушил. Еще не искал что, но придется.
Основной разъем салона находится возле левой ноги водителя. Затекает водичка, в прошлом году отгнил один провод – нашел, устранил. У переднего пассажира в ногах расположен блок комфорта. Тоже можно залить, так что и с ним надо держать ухо востро.
Однако самое проклятое место в электрооборудовании – электрогидроусилитель руля. У всех MINI либо руль туго крутится, либо ЭГУР гудит. Если нет ни того ни другого, значит, у машины новый ЭГУР – перебранные на заводе продаются по 350 долларов. "Бэушные" стоят 100 долларов, но покупать их бессмысленно, потому что они ничем не лучше того, который вышел из строя.
Источники проблем – гидравлический насос и электромотор. Первый может потечь, залить и закоротить второй, однако электромотор способен и сам забить щеточную часть своей же пылью и опять-таки "коротнуть". Кроме того, может проводка сверху отгнить, в чем также приятного мало.
Если возникли проблемы с ABS, значит, между магнитным кольцом и датчиком попал камешек – почему-то любят MINI это дело. А дальше камешек "сбреет" датчик или магнитную полоску – менять придется ступицу. На этой машине я их уже поменял четыре, но тут еще сказывается то, что приходится бывать на двух дачах, поэтому часто езжу по сельским гравийным дорогам. Ступица подходит от следующего поколения, на "разборках" ее цена от 50 рублей.
Печка была механическая – стала автоматическая. В наследство от предыдущего хозяина достались два электромоторчика, блок и жгут проводки – два основных провода и два на CAN-шину. Поставил – в машине появился практически климат-контроль.
Глушители менял три раза. Покупалась машина с прямотоком, но меня он раздражал. Как временное решение поставил польский глушитель от 50-й модели, но двигатель "душился". По случаю подвернулась оригинальная выхлопная система – купил, поставил.
Поскольку по концепции эта машина – игрушка, не могу терпеть, когда она грязная. Когда ею пользуюсь, на мойках бываю раз в неделю как минимум. Кроме внешнего вида смыть соль полезно в плане борьбы с коррозией. Моторный отсек тоже иногда мою, хотя это бесполезное занятие. На капоте "ноздря", поэтому загрязняется моторное отделение очень быстро.
Раз в год в гараже снимаю подкрылки – на арках ржавчина появляется, но несильная. Устраняю. По порогам все в порядке, однако видел другие MINI, где пороги гнилые в районе мест для установки домкрата. С дверями на своей машине проблем не нахожу, но знаю, что на многих MINI двери уже менялись, в том числе задние.
Самое специфическое место – под задними фонарями. Там есть полоска шириной в сантиметр, чаще всего выгнившая. В моей машине эти места переварены, в других MINI чего я там только не видел – тряпки, строительную пену.
Дальше Вильнюса автомобиль не ездил, свыше 400 километров за день не проезжал. При такой короткоходной подвеске ездить на нем на дальние расстояния тяжковато – спина устанет однозначно, хотя сиденья водителя и переднего пассажира довольно удобные. На ходу жестко, трясет, кофе выбивает из стаканчика крышку. Опять же при скорости 130 мотор работает на 3500 оборотах и надоедает жужжанием. А наше самое нелюбимое слово – колея. Если на трассе она есть, руль надо держать двумя руками.
В общем, это городская машинка. Город – ее стихия, в городской тесноте ею пользовать удобно, уместно и, я бы даже сказал, весело. Надо резко ускориться – пожалуйста, надо моментально перестроиться в соседнюю полосу – не вопрос. Это самая веселая бешеная "блоха" в Минске.
Но что интересно, по проселочным дорогам на ней тоже ездить удобно. Как говорил, приходится бывать на двух дачах. Автомобиль короткий, свесов практически нет, поэтому геометрическая проходимость, несмотря на небольшой дорожный просвет, вполне. А еще я поставил стальную защиту двигателя, которую мне изготовили по спецзаказу. Она дороже обычной, но это хороший стальной лист, который закрывает снизу практически все моторное отделение.
Сзади в этой машине тесновато, однако сам за собой я здесь садился. Дело в том, что посадка в заднее сиденье довольно глубокая. Туда буквально проваливаешься, чтобы достать до спинки и на нее опереться спиной.
А в спинках передних сидений предусмотрены выемки для коленей. Правда, чтобы я устроился сам за собой, сначала нужно водительское сиденье сдвинуть вперед, а когда я сяду, подать его обратно на меня. И все – можно ехать. И несколько раз на заднем сиденье я в этой машине ездил. Поездку километров на 40-50 на задних местах два взрослых пассажира выдерживают спокойно – проверено.
Багажник небольшой. Если ехать полным экипажем, много вещей в него не положишь. Однако если надо что-то перевезти, складываются спинки задних сидений, поэтому в машине ездила, например, задняя дверь от такого же MINI.
С поездками в темное время суток каких-то серьезных проблем не испытываю. А с учетом того, что MINI лучше всего использовать для эксплуатации в городе, где в ночное время освещение, по крайней мере в Минске, и без того неплохое, претензий к свету нет.
Автомобиль нравится, но все же мысль продать его посещает все чаще. Дело в том, что на данный момент у меня четыре машины. Есть BMW Е34 1989 года, который я восстанавливаю и очень хочу довести до ума. Он уже переварен и покрашен, сейчас находится в стадии сборки. Кроме того, недавно я купил 212-й Mercedes и тоже им занимаюсь. А сам езжу в основном на "пятом" Golf. Понятно, что столько машин мне не нужно. Первый кандидат на продажу – Golf, который у меня уже 11 лет. Машина хорошая, но пора бы с ней расстаться. Второй – MINI.
Другое дело, что если с продажей Golf никаких проблем не предвидится, то на MINI покупателя еще попробуй найди. С 50-м MINI вопросов меньше, а Cooper, тем более дооснащенный, может заинтересовать только человека, который хочет именно такой автомобиль.
Но таких людей единицы. Большинству нужны практичные и вместительные "бульбовозы", а не игрушка, даже если она приносит удовольствие от вождения. Однажды, кстати, съездил на трек-день. Машина держалась достойно, но стало ее жаль. Все-таки не нужны ей такие нагрузки, а мне – головная боль по устранению проблем, которые обязательно вылезут, если ездить на трек регулярно.
Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня" (Минск, Ольшевского, 20, здание автомойки, (029) 365-88-58, (017)204-00-14)
ТОП объявлений о продаже MINI Hatch
MINI Hatch II
18 171 BYN
≈ 7 000 $
MINI Hatch I
16 094 BYN
≈ 6 200 $
MINI Hatch II
19 858 BYN
≈ 7 650 $
MINI Hatch III Рестайлинг
112 530 BYN
≈ 43 351 $