«С инфраструктурой для юрлиц есть нюансы». Как онлайн-гипермаркет тестировал электрокар Geely

Электромобили становятся все более популярными в мире, и многие белорусские компании уже задумываются о том, чтобы использовать их для доставки товаров. Онлайн-гипермаркет 21vek.by решил взять на тест-драйв электрокар – и вот, что из этого вышло.

Почему различным компаниям по доставке может быть интересен электромобиль? Банально потому, что это дешево! В курьерской службе электрокар наматывает огромное количество километров, а зарядка электричеством дешевле заправки бензином или дизелем. К тому же, электромобили намного выгоднее в плане регулярного технического обслуживания – они практически не требуют сервиса. Немаловажна и забота об экологии – в XXI веке пора бы об этом уже и задуматься. 

В такси уже можно частенько встретить электрокары, а вот в службе доставки нет. Пока в 21vek.by "трудятся" в основном дизельные автомобили. Подойдет ли электрокар крупному интернет-магазину?

– Машину мы взяли на десять дней, чтобы понять, с какими минусами мы можем столкнуться при эксплуатации электромобиля в рабочем цикле компании, – рассказывает начальник сектора транспорта 21vek.by Олег Глазко. – Нам была не так важна грузоподъемность, мы хотели понимать специфику особенных характеристик, которые присутствуют у электрокаров. Электромобиль в парке нашей компании хотелось бы видеть по нескольким причинам. Мы видим перспективу в сокращении эксплуатационных затрат, в первую очередь, и топливных – по подсчетам разных экспертов они сократятся на 30%-70%. Однако самая главная экономия для нас в эксплуатации электромобиля – в минимальном техническом обслуживании. Для нормального функционирования “электрички” достаточно проверять техническую жидкость, проводить диагностику узлов, механизмов подвесной и тормозной систем. Это значительная экономия в сравнении с обслуживанием авто с двигателем внутреннего сгорания! К тому же мы понимаем, что это наше будущее. Мы хотим видеть на дорогах наших городов больше электрокаров, что позволит значительно уменьшить количество вредных выбросов.

Итак, в службу доставки на тест попал новый Geely Geometry С с электродвигателем мощностью 150 кВт или 203 л.с. и батареей емкостью 70 кВТ/ч, которая обеспечивает "официальный" запасом хода до 550 км. Плюс Geely в том, что до недавнего времени юрлица не могли приобретать их из-за отсутствия необходимой сертификации электромобилей в нашей стране. Geely прошли процедуру на Geometry C, поэтому у компании появилась возможность попробовать машину в деле.

Сейчас в 21vek.by есть курьеры на личных легковых автомобилях, в автопарке самой компании наиболее приближенными к легковушкам являются Citroen Berlingo. В среднем курьеры за день развозят не меньше 20 заказов, проезжая по Минску и минскому району около 200 км. С учетом запаса хода Geometry С он даже зимой сможет отработать смену без дополнительной подзарядки, и это большой плюс – логисту не придется строить для электромобиля отдельный маршрут с учетом зарядных станций и времени на ожидание подзарядки. 

"С инфраструктурой для юрлиц есть нюансы". Как онлайн-гипермаркет тестировал электрокар Geely

Чтобы увидеть автомобиль в работе, в один из дней мы присоединились к курьеру Александру, который на протяжении всего теста будет ездить на электрокаре. Он использует машину уже на протяжении 3 дней и уже готов поделиться первыми впечатлениями.

– Обычно я работаю на Citroen Berlingo компании, и могу сказать, что, по сравнению с ней, Geely намного более комфортна. Во-первых, две педали – в городе так гораздо проще, чем с ДВС и "механикой", но в целом мне комфортно ездить и на механике. Здесь очень удобные сиденья, а также камера кругового обзора, которая очень помогает при движении по узким дворам и при парковке. Сами понимаете, по работе нам постоянно приходится заезжать в заставленные машинами дворы многоэтажек. Недавно ехал, в одном из дворов был высокий бордюр – обычно объезжал, чтобы не поцарапать диски. А тут камера показала, что расстояния достаточно, доверился и проехал без проблем. 

На складе на улице Тростенецкой Александр ждет загрузки товаров. Коробка подгузников, сушилка для белья, мольберт для рисования, детский беговел, наполнитель для кошачьего туалета, бинокль… Благо, задние сиденья раскладываются – поэтому все это без проблем помещается в салон с учетом габаритов и времени доставки. Ближайшие доставки будут лежать сверху, а те, которые клиенты ждут позже – ниже. Распределением заказов среди водителей в компании занимается программа, которая учитывает вместимость каждого автомобиля, маршрут поездки, но операторы вправе корректировать некоторые параметры. Легковые автомобили могут доставлять только мелкие покупки – по словам Александра, самый крупный предмет, который он загружал в этот автомобиль – бойлер. Правда если загрузить такой товар, в машину не войдут более мелкие, так что перевозкой таких вещей легковые машины занимаются крайне редко. 

– С учетом того, что со мной поедете вы, логисты оставили место в машине для второго человека. Обычно я раскладываю еще и переднее сиденье, то есть в этот автомобиль может поместиться куда больше вещей. Хотя иногда и в Citroen приходилось возить меньший объем – зависит от заказов.

– Я привык к "будкам", поэтому в первый день загружать вещи в электромобиль было непривычно. Но сейчас понимаю, что иногда это даже удобнее – не надо низко наклоняться. Но это мелочи", – считает водитель. 

Первый заказ Александр повезет на улицу Кунцевщина – покупателю нужно доставить бинокль. Пока ездим по маршруту, записываем слова Александра о машине. 

"С инфраструктурой для юрлиц есть нюансы". Как онлайн-гипермаркет тестировал электрокар Geely

В Geometry C очень много интересных «фишек». Например, машина контролирует полосы, и иногда руль начинает как бы вибрировать, предупреждая о том, что водитель съезжает с полосы. Удобна проекция на лобовом стекле – видно текущую скорость, не надо переводить взгляд на приборную панель. Есть громкая связь, датчик дождя, подогрев заднего и переднего стекол – очень удобные функции зимой, не придется долго ждать оттаивания замерзшего лобового стекла. Есть даже панорамная крыша, а водительское сиденье отъезжает при открытии двери на стоянке! Для курьерского автомобиля многое тут даже лишнее.

– В целом разницы по количеству заказов нет – за день я выполняю от 35 до 40 заказов и проезжаю около 170-200 километров и на Citroen, и на Geely. Даже если с учетом понижения температуры и использования обогрева этот показатель снизится на 100 или даже 200 километров, пробега должно хватить на рабочий день. И важно, что я сел – и поехал, практически без пауз. Электромобиль зимой очень много энергии тратит на прогрев, поэтому паузы значительно снижают запас хода. 

Получается, машину нужно подзаряжать только один раз в день – после рабочей смены. По словам Александра, от 220 В на базе машина не успевает зарядиться за ночь, поэтому, возможно, вместе с автомобилем компании придется устанавливать еще и зарядную станцию. К тому же с учетом того, что литий-ионные аккумуляторы не любят холод, зимой для хранения авто, скорее всего, придется строить теплый бокс. 

– Один раз после работы я попытался подзарядиться на уличной станции, но все места для электромобилей были заняты машинами с ДВС. И, по традиции, номеров телефонов нигде не было. Поэтому ее поставили на подзарядку на базе, с учетом того, что батарея была высажена не полностью, этого хватило на следующую смену. На следующий день после работы поставил машину на 20 минут заряжаться на быстрой зарядке «Маланкi», за это время привел в порядок документы. То есть особых неудобств с зарядкой нет. А если еще на базе организовать трехфазную розетку и теплый бокс – вообще никаких проблем не будет.

– Вчера впервые ездил на ней за город – очень комфортно. Тишина, скорость не чувствуется вообще. В городе из-за этого всегда приходится поглядывать на спидометр, потому что можно и не заметить, как нарушаешь. После первого дня коллеги интересовались, не укачивало ли меня за рулем, не напрягала ли тишина. Я ничего подобного не заметил – у меня в машине всегда музыка играет. 

– Трудно работать в час «пик», особенно в центре города из-за пробок и когда много заказов с интервалом в 10-20 минут, говорит Александр. – Клиенты в основном приветливые, но бывают разные ситуации. Пенсионеры могут попросить показать, как пользоваться тем или иным гаджетом  – если есть время, конечно, показываю. Недавно был случай за городом: в строке адреса указан один, в комментариях другой, при звонке клиентка назвала третий. А в приложении этот адрес не определяется. Прошу девушку объяснить, как ехать – она не может. В результате договорились встретиться возле памятника. Опыт научил всегда уточнять адрес, особенно если заказ находится за городом.

Последние два заказа, на которые мы едем с Александром, находятся в частных домах в Хатежино. Один из покупателей вышел посмотреть автомобиль и рассказал, что у его соседа два электромобиля, и он тоже подумывает о том, чтобы купить себе «электричку».

Что в итоге? Через 10 дней теста мы связались с Олегом Глазко, поинтересовались результатами тест-драйва и, главное – будет ли компания покупать электрокар?

– Если говорить о положительных моментах использования электромобиля в доставке, то эти машины не нужно длительно прогревать, как авто с ДВС. Она тихая, поэтому водители будут уставать значительно меньше. Еще один важный момент – в тестируемом нами транспорте присутствует система Аndroid Auto, которая может любой телефон вывести на экран. Для курьерской службы, особенно в условиях города, большой плюс – отсутствие механической коробки передач и возможность обзора на 360 градусов. При этом, так как заряда авто хватает надолго, внутри города специалистам не придется планировать маршрут определенным образом, а в случае необходимости машину быстро можно подзарядить на любой из зарядных станций. Конечно, при междугородних поездках необходимо планировать зарядную точку, на которой водитель может сделать остановку. Автомобиль, который мы тестировали, имеет запас хода до 550 км, и все маршруты Минска и Минского района он может без проблем закрывать.

Из минусов в компании отметили малый объем багажника – все-таки это не "каблучок". Чтобы разместить груз, приходилось опускать задние сиденья, продумывать дополнительные закрепы груза. Еще один неочевидный минус, который заметил для себя водитель, – тихое передвижение. Пешеходы не слышат звуки двигателя, из-за чего не воспринимают движение близкого транспорта.

– Из нюансов мы заметили, что инфраструктура, к сожалению, пока не готова для эксплуатации электрокаров юридическими лицами. Во-первых, сеть зарядных станций “Маланка”, которая широко развивается в том числе и в Минске, не предоставляет возможности заряжаться юридическим лицам. Компании не могут создать там личный кабинет, чтобы “заправляться” и производить оплату, как на привычных АЗС. Возможно, это из-за того, что со стороны бизнеса не было запросов на подобные услуги. Однако обещают, что до конца года зарядка для нас станет возможной. 

Дальше – больше. Если наполнять автопарк электротранспортом, то возникнет надобность в установке собственных зарядок на стоянке.

– Сейчас на заряд одного легкового автомобиля от стандартной сети 220В уходит 22-28 часов. Для сравнения: от "Маланкi" на быстрой зарядке достаточно 40 минут, чтобы автомобиль "заправился" на 300км или на 80% от емкости батареи. Грузовые автомобили заряжаются чаще и дольше. Зарядная станция для наших минимальных запросов стоит порядка 300$. Если большинство нашего автопарка будет переведено на электрокары, то и зарядные станции нужны будут больших мощностей. А это и другие затраты. 

В целом легковой электромобиль подходит для небольших заказов, не больше микроволновки. Скорее такой электрокар будет отлично применим для личных доставок небольших курьерских служб. В совокупности с хорошо отлаженными логистическими процессам, он может давать отличные результаты. Для таких больших игроков рынка, как 21vek.by, все же перспективнее выглядят грузовые электрокары, которые будут приспособлены к доставке. 

– Будем ли мы покупать этот автомобиль? Подобные решения принимаются не спонтанно, а после различных подготовительных процессов, их анализа, подготовки технических служб для того, чтобы они могли вести правильную эксплуатацию данных автомобилей, подготовки площадок, выпусков, точек зарядок. Кроме того, в планах попробовать в работе грузовой коммерческий электромобиль. Сегодня ведем переговоры в этом направлении. Мы смотрим в будущее и надеемся, что благодаря электрокарам получится сделать город чище, а нам снизить расходы на доставку, – подводит итог специалист. 

www.21vek.by

*на правах рекламы

Источник