"Заметил, что в последнее время руль стал вращаться тяжелее, кажется, усилитель работает с рывками. Почему такое может быть? Что именно надо проверять?", – спрашивает наш читатель. Что ж, вот наш ответ.
Игра в угадайку
Прежде всего, подобные вопросы все-таки лучше задавать на СТО – когда специалисты видят автомобиль и могут его продиагностировать. Определять возможную причину дистанционно никто не будет, можно предложить лишь несколько версий. Ну и, пользуясь случаем, попробуем в принципе дать ответ на вопрос, почему вдруг водителю приходится прикладывать больше усилий при вращении руля.
Начнем с того, что руль слегка тяжелеет при переходе с мягких зимних шин на более жесткие летние. Аналогичный эффект дает и установка более широких и цепких покрышек, а также более крупных и "весомых" шин. Также руль может стать тяжелее из-за изменившихся углов установки колес, начиная с их схождения и заканчивая кастером. И в первое время чуть жестки управление будет при установке новых рулевых тяг и наконечников. Также более тяжелым руль становится, когда в попытке устранить люфт в рейке ее пережимают слишком сильно.
Это мы к тому, что вообще усилие на руле может изменяться по целому ряду причин. Но указанные выше, как правило, все-таки имеют явную причинно-следственную связь: установка других колес или шин, жесткий удар по ходовой части, недавний ремонт. А если ничего этого не было? Тогда, скорее сего, причиной являются проблемы именно с самим рулевым управлением.
Здесь, конечно наиболее вероятной может быть неисправность усилителя. Жаль, что автор вопроса не указал марку и модель автомобиля, а также тип усилителя. Причем заметим, что на одной и той же модели в зависимости от модификации могут применяться разные схемы, например, с ГУР и ЭУР.
Если речь идет о гидроусилителе, то с большой долей вероятности причину следует искать в его насосе, причем помимо собственно неисправности этого узла "тяжелый" руль может быть вызван проскальзыванием приводного ремня. Это, кстати, как раз вероятно в случае, если проблема не постоянна, а возникает периодически, усилитель работает с рывками. Похожий эффект наблюдается при недостаточном количестве рабочей жидкости (масла) или завоздушивании системы – а это, в свою очередь, обычно вызвано утечками при текущей рейке или негерметичных шлангах и трубках. Впрочем, может оказаться неисправным и сам усилитель, либо вообще рейка. Аналогично и в случае с электрогидравлической системой.
А вот если в рулевом управлении использован чистый электроусилитель и рейка сухая, то здесь в числе подозреваемых – электромотор. Может сбоить и датчик положения, но, как правило, подобные проблемы уже слишком явные, обычно они сопровождаются появлением соответствующих сигналов или сообщений на приборной панели. Точно так же внезапный выход из строя усилителя может быть вызван совсем уж банальной причиной – перегоревшим предохранителем. А еще вдруг потяжелевший руль может сигнализировать о сильном разряде аккумуляторной батареи. Правда, в таком случае причина очень быстро станет явной.
Еще возросшее усилие на руле может быть вызвано износом карданчиков рулевого вала, которые из-за увеличившихся люфтов начинают подклинивать – и это также можно принять за рывки усилителя.
Наш вердикт
Как видим, причины у заявленной проблемы могут быть совершенно разными. Так что повторимся: для установления истины нужно видеть сам автомобиль и иметь возможность его диагностировать. Без этого остается лишь строить гипотезы. Для расширения кругозора это хорошо, для эффективного решения проблемы – не очень.
Запчасти для легковых машин в базе объявлений Автобизнеса