
Инициатива президента Лукашенко закрыть границу страны с Литвой и Польшей пока привела к усиленным досмотрам грузов, но срок срыва поставки европейских грузов в РФ через Беларусь уже доходит до пяти дней, – сообщает "Коммерсант" со ссылкой на опрошенных участников рынка.
При этом переориентация поставок на другие маршруты связана с увеличением издержек – логистическим операторам это невыгодно и из-за расположения консолидационных складов в Литве.
Массовые досмотры фур, следующих транзитом из Литвы через территорию Беларуси в РФ (как правило, это российские и белорусские перевозчики), по данным собеседников "Ъ" на рынке, начались еще в начале сентября.
Позже стали распространяться слухи о "настоятельных рекомендациях" ввозить грузы в Беларусь не из стран Балтии. Позднее в минтрансе страны опровергли сообщения о возможном запрете въезда перевозчикам из Литвы, однако на нескольких пунктах пропуска (на границе Беларуси с Украиной и Польшей) начался ремонт, который может затруднить подъезд фур.
Как пояснил "Ъ" бизнес-омбудсмен по вопросам транспорта и логистики Игорь Ребельский, решения, принимаемые белорусскими властями, бьют не только по литовскому бизнесу, но и по российскому: если в 2019 году в среднем в Беларуси досматривалась одна из ста фур, следующих транзитом в Россию, то в последние две недели фактически все российские "сборки", въезжающие со стороны Литвы, отправляются на досмотр. В среднем сейчас срок срыва поставки европейских грузов в РФ через Беларусь доходит до пяти дней.
Российские операторы рассматривали два возможных объезда. Первый – напрямую из Латвии в Россию – это крюк в 200 км и удорожание перевозки примерно на треть, но и там фуры стоят на границе от двух до пяти дней. Второй – через белорусско-польский участок границы, здесь крюк составляет 350 км. К тому же российским логистическим операторам, имеющим консолидационные склады в Литве (а таких большинство) крайне невыгодно направлять машину через польско-белорусский участок границы, отмечает Ребельский. Ситуация осложняется и тем, что до конца года РФ запретит ввоз без маркировки значительной части потребительских товаров: к обуви присоединятся вся текстильная отрасль, шины, фототехника, духи и другие – это как раз те товары, которые сегодня составляют значительную часть европейского импорта. "Сегодня та же европейская обувь в основном маркируется на литовских складах. Литва, по сути, является хабом для европейских грузов, следующих на территорию РФ", – говорит омбудсмен.
"В последний месяц мы действительно заметили увеличение досмотров по товарам, которые идут транзитом через Республику Беларусь, – рассказывает директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов. – Более того, приграничные терминалы в Бресте и Каменном Логе сейчас переполнены, и автомобили отправляют на досмотр в Минск. Однако пока рано говорить, с чем это связано. Мы работаем с перевозчиками из различных стран, и какого-то предвзятого отношения к представителям определенных государств не наблюдается". Сам досмотр проходит в стандартном режиме, добавил он.
В связи с заявлением о закрытии границ Беларуси с Польшей и Литвой Государственный пограничный комитет республики, а также представители Польши и Литвы сообщают, что пункты пропуска работают в штатном режиме, говорит заместитель операционного директора по автоперевозкам группы компаний AsstrA Наталья Шемякина. "На данный момент никаких официальных распоряжений и документов о закрытии границ нет, – добавляет она. – По информации водителей и наших представителей в приграничных таможенных агентствах, на границе с Польшей затруднений с транзитом нет".
Вместе с тем, говорит Шемякина, на границе с Литвой могут быть сложности с более длительной процедурой досмотра грузов, что влияет на скорость транзита. "Сейчас очередь на досмотр может достигать четырех-пяти дней, – говорит она. – Если ситуация с длительным прохождением литовской границы не разрешится, то некоторые перевозчики при наличии соответствующих дорожных разрешений могут рассматривать вариант доставки без транзита по территории Республики Беларусь". В целом, говорит она, пока грузопоток через границы с РБ не снизился, но компания в случае необходимости готова внедрять альтернативные маршруты и схемы доставки.
Алексей Мисаилов напоминает, что одна из основных статей доходов в белорусском бюджете – обеспечение транзита. Этому способствует удобное географическое положение, а также государственная поддержка транспортной отрасли. "Если мы говорим про импортные потоки в РФ, то на транзит через Беларусь приходится более двух третей автомобильных перевозок из Европы. Транзитом через балтийские страны перемещается порядка трети грузов".