Расцепился на ходу. Чем опасен кустарный ремонт прицепных устройств

Прицепы позволяют перевезти гораздо больше, чем багажник автомобиля. Однако их эксплуатация требует повышенного внимания: как к манере вождения, так и к состоянию прицепных устройств. "Сбежавший" на ходу прицеп способен доставить массу проблем и его владельцу, и другим участникам дорожного движения.

Именно такой случай произошел на одной из трасс Витебской области, о нем нам рассказала официальный представитель УГКСЭ по Витебской области Наталья Романова. Рядовая загородная поездка с прицепом закончилась ДТП – во время движения прицеп грузового автомобиля отделился от тягача. Водитель большегруза отвел машину на безопасное расстояние и, не имея возможности повлиять на произошедшее, видел, как прицеп столкнулся с едущим навстречу легковым автомобилем. 

Почему отцепился?

Для выяснения причины произошедшего в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области была назначена судебная автотехническая экспертиза. Подробности рассказал исполняющий обязанности начальника сектора автотехнических экспертиз подполковник юстиции Дмитрий Пиманов:

– В ходе проведения судебной экспертизы осматривался грузовой автомобиль и прицеп. Сначала проводился осмотр прицепа, на котором установлено дышло со сцепной петлей. На первый взгляд, все хорошо: петля надежно закреплена на торцевой поверхности дышла, однако ее основание было деформировано и смещено.

В самом автомобиле часть прицепного устройства отломана, однако на работоспособность это влиять не должно – данная часть выступает в роли направляющей при стыковке.

Сам прицеп крепится к прицепному устройству при помощи шкворня. Он поднимается и опускается с использованием рычага, который фиксирует шкворень в поднятом или опущенном состоянии. На исследуемом прицепном устройстве, на первый взгляд, проблем с этим не обнаружилось: шкворень перемещался и вверх, и вниз.

Но шкворень – это лишь часть прицепного устройства. Сцепка должна быть надежной, потому у прицепного устройства имеется фиксатор. Фиксатор представляет собой подпружиненный палец с конусом на конце, который задвигается в паз шкворня в закрытом положении. На фото – прицепное устройство уже в разобранном виде.

Так выглядел сам шкворневой палец. Полукруглый паз предназначен как раз для фиксатора, куда и попадает его направляющая, блокируя, тем самым, движение вверх.

Главная причина неисправности прицепного устройства была видна невооруженным глазом: направляющая внешнего фиксатора имела следы ранее проведенного ремонта. По каким-то причинам, вероятно, во время ремонта направляющая фиксатора оказалась перекошена, что хорошо заметно даже невооруженным взглядом – угол установки должен равняться 90 градусам.

Из-за перекоса направляющей палец фиксатора недостаточно входил в паз шкворня. При подъеме шкворня он попросту выталкивался наружу – фиксация должным образом не осуществлялась.

Вот в таком положении должен находиться фиксатор для безопасного использования прицепного устройства.

Для выявления этой проблемы снимать и разбирать прицепное устройство водителю совсем не обязательно. Увидеть неисправность в работе механизма можно по положению ручки. Палец фиксатора должен полностью утопать в направляющей. На фото выше – демонстрация того, как выглядит закрытое и открытое положение фиксатора.

По результатам судебной автотехнической экспертизы был сделан вывод, что отсоединение прицепа от грузового автомобиля во время движения произошло по причине подъема шкворневого пальца прицепного устройства из-за неисправности: палец фиксатора был установлен с перекосом и попросту не обеспечивал фиксацию прицепного механизма в закрытом положении. Вдобавок также заклинивал и фиксатор в виде подпружиненного шарика. 

Как итог – во время движения шкворень поднялся вверх, прицеп оказался предоставлен самому себе, и произошло его столкновение с едущим навстречу легковым автомобилем.

Мог ли это обнаружить водитель до начала поездки? Не до конца сработавший фиксатор заметен при визуальном осмотре, потому возможность увидеть неисправность у водителя была. Исправная конструкция прицепного устройства исключает возможность самопроизвольного открытия.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Aвтобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Источник