Есть мнение, что требования к "бюджетникам" должны соответствовать их стоимости. Мол, купить в салоне за относительно небольшие деньги автомобиль и сетовать потом на то, что в нем что-то ломается, кажется странным. Другое дело дорогая престижная иномарка. Владелец такого автомобиля должен быть уверен, что обслуживание его машины будет совсем иным – быстрым, качественным и с улыбкой на лице. В общем, особая машина – особое отношение. Но в глазах мастера автосервиса все одинаковые, все называются одним словом "клиент".
Покупая у официального дилера для нужд фирмы Toyota Land Cruser Prado за почти 60.000 долларов США, совладельцы предприятия вряд ли думали, что автомобилю скоро потребуется ремонт. Но случилось ДТП, машина переместилась в дилерский сервис. Стоимость ремонта 22.000 белорусских рублей покрыла страховка, казалось, что неприятная история осталась в прошлом. Но нет.
Через год после ремонта перестала работать фара автомобиля, появились проблемы с электрикой. На специализированной СТО (уже не дилерской) причину диагностировали довольно быстро – вода. Находилась она там, где в принципе не должна была находиться, – в блоке розжига и фаре. Причем в таком количестве, что списать на конденсат уже было невозможно. Дорогостоящий элемент (блок розжига) пришел в негодность и подлежал замене.
Вышедший из строя блок розжига
Стоимость его составила около 1700 рублей, да еще и под заказ.
Елена (сотрудник фирмы, которой принадлежит авто): "Мы обратились к официальному дилеру с претензией: ремонт, который производился у них после ДТП, был выполнен некачественно. И попросили устранить недостатки. Как выяснили на сторонней СТО, на фаре автомобиля отсутствовала защитная крышка. Ее из-под капота не видно, поэтому мы и не заметили отсутствия. В процессе эксплуатации авто из-за дождей и прочих осадков вода стекала по полостям и попадала в фару и блок розжига. Как результат – поломка. Как можно было забыть поставить эту крышку и зачем ее снимали в принципе? Ответ на вопрос мы рассчитывали получить от дилера. Самостоятельно и без инструмента снять ее сложно, да туда особо и не подлезешь, так что вариант нашего "участия" в поломке мы исключаем.
Защитная крышка отсутствует
Дилер удивил нас своим подходом к решению вопроса. В общем, они признают, что ремонтировали, но претензия к ремонту, по их словам, предъявляется только в течение 6 месяцев, а этот срок уже прошел. Что особенно поразило, так это издевка по поводу того, что при получении автомобиля после ремонта мы расписались в отсутствии претензий к ремонту. Мол, что же вы еще хотите?
Ответ дилера
Можно ли как-то исправить эту ситуацию и обязать дилера возместить расходы, понесенные нами на устранения их "косяков"?"
Подписал – значит, все?
Нет, это просто "хитрый" ход ремонтной организации. Подпись в заказ-наряде при получении автомобиля после ремонта означает лишь то, что такой автомобиль был получен владельцем либо его представителем.
А вот формулировка "претензий к объему и качеству работ не имею" – это уже уловка, которая с реальным положением вещей не имеет ничего общего. Владелец автомобиля при приемке его у ремонтной организации не может на глаз оценить качество работы и выявить недостатки. Он же не технический специалист, а просто клиент, которому была оказана услуга. За выявленные недостатки отвечает тот, кто произвел некачественный ремонт.
Более того, поскольку машина зарегистрирована на юридическое лицо и спор возник между юрлицами, нормы закона о защите прав потребителей в данном случае не работают – здесь действуют нормы гражданского кодекса.
Поэтому в соответствии со ст.937 Гражданского кодекса (далее ГК) юридическое лицо (дилер, ремонтная организация) несет ответственность за вред, причиненный его работником. К работникам относятся граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также на основании гражданско-правового договора, если они действовали по заданию юридического лица (дилера, ремонтной организации). То есть если кто-то из работников автосервиса не поставил на место защитную крышку, то за его действия и нанесенный ущерб ответственность несет организация, в которой этот работник трудится.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 933 ГК). Это важно.
При чем тут правила
Как мы видим, дилер в своем ответе на претензию сослался на Правила бытового обслуживания потребителей (далее – Правила). Эти Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями в сфере бытового обслуживания. И в них используются термины и определения, указанные в ст.1 закона о защите прав потребителей (п.2 главы 1 Правил). Открываем этот закон и читаем:
Потребитель – физическое лицо, приобретающее товар или услугу исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Тогда при чем тут вообще Правила, на которые ссылается официальный дилер? Автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо и используется в коммерческой деятельности.
В общем, очень спорно и странно.
Если вы физическое лицо
Обойти в этом материале интересы физлиц как обычных потребителей услуг автосервисов мы не могли. Остановимся на таком пункте в заказах-нарядах или актах выполненных работ, как "Претензий к объему и качеству работ не имею". А физлиц такое тоже обязывают подписывать при получении автомобиля после ремонта.
Согласно п.102 Правил бытового обслуживания при получении транспортного средства такой пункт должен звучать так: "Претензий по комплектности и внешнему виду не имею". Чувствуете разницу? О качестве работ – ни слова.
Исполнитель отвечает за качество работ как в период гарантийного срока, так и после него в пределах, указанных в ст.31 закона о защите прав потребителей. А там срок предъявления претензий в зависимости от ситуации может быть и два года, и десять.
Из акта диагностики сторонней СТО
Теперь суд?
В ситуации с автомобилем юридического лица, если дилер не согласится возместить расходы по устранению недостатков, – да. Владельцы авто могут повторно обратиться с такими требованиями или направить досудебную претензию об урегулировании спора. Если желания общаться с дилером уже нет, можно сразу обращаться в суд, ведь претензия дилером уже была рассмотрена.
В данном случае это Экономический суд города Минска, который сначала даст время на урегулирование спора между сторонами, например, путем заключения мирового соглашения. В противном случае точки над "i" расставят эксперты.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.
Контакты для связи:
- мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
- электронная почта pravo@abw.by.