Какими могут быть седельные тягачи, для управления которыми не нужны "права" категории "С", для чего используются такие автомобили и насколько они востребованы в Беларуси? Автобизнес разбирался в этом вопросе.
В чем схожесть, а в чем разница?
Когда речь заходит о седельных тягачах и полуприцепах, сразу представляется многотонная фура, для управления которой необходимы "права" категории "CE". Однако среди тягачей немало вариантов, за рулем которых может находится человек, не имеющий права управлять грузовиком общей массой более 3,5 тонны. Впрочем, для полноценного использования такой техники, как и в случае с обычной фурой, понадобится еще и категория "Е", точнее – "ВЕ".
При наличии "прав" категории "B" получить "ВЕ" куда проще, быстрее и дешевле, чем "СЕ". Для переподготовки на данную категорию необходим стаж не менее двух лет и возраст не моложе 21 года. Срок обучения – 1,5 месяца. По окончании обучения вас ждет практический экзамен в ГАИ. Сдавать придется заезд в гараж, подъем на эстакаду и поездку по городу.
Получив водительское удостоверение категории "ВЕ", вы сможете управлять седельным тягачом с полуприцепом. Такие тягачи создаются на базе Iveco Daily, Renault Mascott, Mercedes-Benz Sprinter и др. Начиная с 2004 года седельный тягач под категорию "В" появился и в линейке ГАЗа.
Внешне и конструктивно такие машины действительно похожи на классическую фуру. Габариты также могут быть схожими, главное различие – грузоподъемность.
Несмотря на внушительные внешние параметры, технически допустимая общая масса такого автопоезда не должна превышать 7 тонн. В противном случае для управления таким составом понадобятся "права" категории "СЕ".
Автопоезда, подходящие под категорию "ВЕ", могут использоваться для перевозки легковых автомобилей. На такой платформе может уместиться от двух до трех легковушек в зависимости от массы и габаритов.
Главный минус – низкая грузоподъемность
О том, насколько такие автопоезда популярны в Беларуси и для чего они используются, Автобизнесу рассказал руководитель ассоциации грузоперевозчиков "8 регион" Сергей Штода:
"У таких машин есть ряд преимуществ: бесплатный проезд по дорогам Беларуси и России, отсутствие тахографов. Кроме того, они могут похвастать малым расходом топлива. Все это делает эти тягачи весьма конкурентоспособными, перевозчик может предложить хорошую цену на свои услуги.
Полуприцеп может иметь большую длину, что хорошо подходит для перевозки габаритных грузов. На таких автопоездах часто возят поролон, пенопласт или, например, обувь.
Среди минусов – относительно низкая грузоподъемность, поэтому все же можно говорить о достаточно узкой направленности в использовании седельных тягачей, подходящих под категорию "ВЕ". Если говорить о данной категории "прав" в целом, то можно отметить, что, например, при поиске работы водителем они практически не дают никакого преимущества. Спрос на водителей, обладающих "правами" категорий "С" и "СЕ", значительно выше".
Наш вердикт
Малотоннажные седельные тягачи имеют ряд преимуществ, однако ограниченная грузоподъемность сильно сужает область их применения. Пожалуй, именно по этой причине такие автопоезда не смогли завоевать широкую популярность на рынке грузоперевозок как в Беларуси, так и за ее пределами.
Грузоперевозки от 5 до 15 тонн в базе Автобизнеса