По ослабленным нормам и с отчислениями в пенсионный фонд. Какие авто пригоняют из-за границы украинцы

По ослабленным нормам и с отчислениями в пенсионный фонд. Какие авто пригоняют из-за границы украинцы

Автобизнес продолжает изучать автомобильный рынок Украины. Местное таможенное законодательство существенно отличается от белорусского, что делает возможным для украинцев пригон авто едва ли не любого возраста. Соседи пользуются этим очень активно: более половины ввезенных в прошлом году машин были старше восьми лет.

Более того, активно импортируются подержанные машины середины "нулевых", большинство из которых в Беларуси уже прошли через вторые-третьи руки. Подробности рассказывает Андрей Ахрем.

Нюансы растаможки

Таможенное законодательство Украины серьезно отличается от белорусского. Расчет ввозной таможенной пошлины там предельно прост: 10% от таможенной стоимости автомобиля. Таможенная стоимость определяется сотрудниками таможни по специальным базам, то есть заявлять о том, что пятилетняя машина куплена за 500 евро, в расчете заплатить лишь 50 евро не имеет смысла.

Следующий платеж – акцизный сбор. Он зависит от возраста машины и объема двигателя и рассчитывается так: базовый акциз * объем двигателя в кубических сантиметрах/1000 * коэффициент возраста. Базовый акциз для бензинового двигателя объемом до 3000 куб. см составляет 50 евро, свыше 3000 куб. см – 100 евро. Для дизелей объемом до 3500 куб. см – 75 евро, свыше 3500 куб. см – 150 евро.

С объемом двигателя все понятно, а коэффициент возраста – это количество полных лет автомобиля с года, следующего за годом выпуска по техпаспорту. То есть если автомобиль выпущен в 2010 году, то коэффициент возраста в 2020 году для него равняется девяти. Максимальное значение этого коэффициента составляет 15.

По ослабленным нормам и с отчислениями в пенсионный фонд. Какие авто пригоняют из-за границы украинцы

Далее придется заплатить НДС. Это 20% от суммы договорной стоимости автомобиля (но не ниже таможенной), таможенной пошлины и акцизного сбора.

Все эти платежи в совокупности с непосредственно договорной стоимостью автомобиля формируют стоимость автомобиля по справке таможенной службы. В зависимости от того, какой она в итоге получилась в прожиточных минимумах, придется заплатить с этой финальной суммы еще 3-5% сбора в пенсионный фонд – неожиданное отчисление, правда?

Что везут?

Если произвести нехитрые подсчеты, то мы увидим, что нашим южным соседям оказывается довольно выгодно пригонять 10-15 летние автомобили, путь которым в Беларусь был заказан 1 июля 2011 года. Но и у украинцев такая возможность появилась относительно недавно: лишь в конце 2018 года были приняты законы, которые отменили необходимость соответствия ввозимых автомобилей нормам Евро-5, если ранее они были узаконены за границей. До этого ввезти машину старше 2010 года было невозможно. Но как только возможность появилась – поток б/у автомобилей хлынул на территорию "жовто-блакитной".

Об этом красноречиво свидетельствует статистика: в 2019 году импорт авто вырос по сравнению с 2018 годом более чем вдвое, а на долю машин старше восьми лет пришлось 56% от всего объема ввозимых автомобилей в Украину. Это подтверждает и наш эксперт:

– По статистике нашей компании, чаще всего мы пригоняем Renault Megane 2 и 3, KIA Ceed, Volkswagen Golf 4 и 5, Hyundai i30, Ford Mondeo, Mazda 3 и 6, – рассказывает Владимир Гвоздик, основатель компании "Авто Гвоздь".

По ослабленным нормам и с отчислениями в пенсионный фонд. Какие авто пригоняют из-за границы украинцы

"В основном это автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1,4-1,6 литра. Средняя стоимость растаможки таких машин под ключ составляет 2000-2500 евро. Для ориентира: Megane 2 с учетом всех расходов обойдется в 4600-4800 евро.

Автомобили классом выше с двигателями объемом 2,4-3 литра мы везем из США. Среди популярных выделю в первую очередь Volkswagen Passat B7, Ford Fusion, Jeep Patriot, Compass, Cherokee, Renegade, Nissan Rogue, BMW X3 и X5".

Тем не менее далеко не все жители Украины предпочитают машины из Европы возрастом старше десяти лет. Сегмент трех-пятилеток также является довольно ходовым.

"Автомобили европейских марок возрастом 3-5 лет в целом на рынке довольно популярны. Пригоняется, наверное, примерно то же, что и в Беларуси. Это Renault Megane 3 и 4, Grand Scenic 3, Clio 4 Estate, Kadjar, Peugeot 308 SW, Citroёn C4 Picasso и Grand Picasso. Среди продукции VAG популярны Golf 7 и Octavia A7.

Также по рынку я вижу, что часто привозят из Европы Renault Grand Scenic 4 и Espace 5, Volkswagen Touran, Volvo V60, реже встречаются BMW 3 Series, Opel Astra K, Seat Leon", – говорит Владимир Гвоздик.

Украинская статистика первичных регистраций ввезенных из-за границы б/у-автомобилей говорит о том, что наибольшей популярностью в последнее время пользуются европейские марки. В лидерах Volkswagen со своими Passat, Golf и Jetta, Renault (в основном Megane), Ford (в подавляющем большинстве Focus, реже Fusion), Skoda (Octavia, реже Fabia) и Opel.

Стоимость растаможки в Украине условного пятилетнего Megane 3 с полуторалитровым дизелем, в зависимости от договорной стоимости, составит примерно 2100-2500 евро, у нас платеж зависит только от объема двигателя и равен 2550 евро. Так что при прочих равных довольно свежая б/у-иномарка может оказаться для украинского покупателя дешевле, чем для белорусского. Пригон машины с двигателем объемом 1,6, с которым у нас пошлина уже 4000 евро, точно окажется выгоднее.

Наш вердикт

Выводы очевидны. Украинцы имеют отличную возможность ввезти из-за границы 10-15-летние автомобили, стоимость которых сопоставима с ценой самых дорогих аналогичных экземпляров, эксплуатируемых и продаваемых в Беларуси. Только ввозимые из Европы автомобили наверняка получали своевременное квалифицированное обслуживание и не видели белорусских или украинских дорог. Автомобилисты со стажем ведь еще помнят, в каком состоянии в "нулевых" пригонялись десятилетки. На многих из них можно было спокойно ездить 3-5 лет, меняя только "расходники".

С другой стороны, если 10-летний автомобиль в хорошем состоянии из-за границы еще можно считать разумным приобретением, то ресурс 15-20-летних даже при грамотной европейской эксплуатации давно исчерпан и пригон таких машин – прямой путь к превращению страны в заповедник старого автохлама.

Источник