Очереди грузовиков на выезд из Беларуси по известным всем причинам сошли на нет.
Сегодня утром, 14 апреля, всего лишь 50 фур ожидали выезда в Литву в пункте пропуска "Видзы". Об этом сообщил Госпогранкомитет.
Между тем совсем другая ситуация на въезд в Беларусь, где сохраняются многокилометровые очереди. Так, литовская таможня сегодня сообщила, что в "Лаворишкес" ждут въезда в Беларусь более 300 автомобилей, в "Шальчининкае" – более 500, в "Мядининкае" – более 800, в "Твярячюсе" – около 300, в "Райгардасе" – около 500 фур. Большинство из них зарегистрировано в России и Беларуси.
Очевидно, что многие перевозчики не успеют вернуться до 16 апреля, как того требует решение Евросоюза. Как известно, Литва недавно согласовывала с Еврокомиссией возможность выезда из страны после этой даты. Пока о принятом решении не сообщается.
Между тем ассоциация "БАМАП" обратилась в таможенные органы Литвы, Латвии и Польши за разъяснением порядка выезда транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси, которые до 16 апреля не смогут покинуть территорию Евросоюза. Ассоциация, в частности, просит разъяснить:
* будут ли к белорусским водителям применяться меры административной ответственности в случае, если транспортное средство до 16 апреля не смогло покинуть территорию страны ЕС и выехать в Беларусь; если да, то какие;
* какой порядок выезда после 16 апреля будет применяться в отношении таких транспортных средств и оформления грузов, если они следуют:
а) с грузом по перевозке, начатой на территории Евросоюза до 9 апреля;
б) с грузом по перевозке, начатой на территории Евросоюза после 9 апреля;
в) порожними.
Если ответы будут получены, их опубликуют на сайте "БАМАП".
Между тем 13 апреля ассоциация провела совещание на тему последствий введения Евросоюзом запрета для белорусских автотранспортных предприятий на перевозку грузов по территории ЕС. Участие в нем приняли более 60 представителей транспортных организаций.
Перевозчики активно обсуждали перспективы и возможные трудности в реализации тех мероприятий в сфере автомобильного транспорта, которые включены правительством в комплексный план по поддержке экономики.
Министр транспорта Алексей Авраменко подчеркнул необходимость оперативного поиска перевозчиками новых решений в своей работе: "Они, эти решения, простыми, конечно не будут, но их обязательно нужно искать. И чем быстрее мы все адаптируемся к ситуации, тем быстрее будет выстроена новая логистика".
Министр транспорта и коммуникаций пообещал, что прозвучавшие мнения будут учтены при принятии регулятором новых решений, направленных на защиту рынка и смягчение условий работы на нем.
Предложения членов "БАМАП" направлены в Министерство транспорта и коммуникаций для рассмотрения и в правительстве РБ.