Нехватка парковок, лишь бы как оставленные машины и неоплаченные места на стоянках – реалии большого города и головная боль чиновников. Однако старая система может кануть в Лету, поскольку власти предлагают совершить революцию в этом секторе.
ГАИ не у дел
В распоряжение редакции Автобизнеса попали документы, говорящие о том, что планируется создание "Администратора парковочного пространства". Он возьмет на себя все функции по организации парковочных мест в столице Беларуси.
К примеру, сотрудники смогут выписывать административные протоколы за нарушение правил парковки и стоянки, будут принимать решения о принудительной эвакуации, взыскании штрафов и задолженностей по вынесенным постановлениям. В настоящее время, как вы знаете, это исключительная прерогатива ГАИ.
Статья 8.10 ПИКоАП. Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства
1. Работник Государственной автомобильной инспекции вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства и доставлять его на охраняемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 и 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения.
При совершении водителем административного правонарушения, предусмотренного частями 1-4 статьи 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники Государственной автомобильной инспекции вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств на охраняемую стоянку, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.
Деньги за услуги планируется полностью направлять в столичный бюджет, из которого впоследствии будет оплачиваться работа пока несуществующей организации. В структуре "Администратора парковочного пространства" планируется создать дорожную парковочную инспекцию, которая будет наделена весьма широкими полномочиями.
"Сил ГАИ недостаточно"
Цели у парковочной революции, согласно документу, подписанному заместителем начальника УГАИ Мингорисполкома и генеральным директором государственного объединения "Гаражи, автостоянки и парковки", следующие:
"Реорганизация существующей в городе Минске структуры, отвечающей за парковочную политику, наделенной правом ведения и рассмотрения дел по административным материалам за нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств, взимания платы на платных автомобильных парковках, принимающей решения и осуществляющей принудительную отбуксировку транспортных средств и блокировку колес".
Кроме того, планируется внести изменения в ПИКоАП и Административный кодекс – эти предложения, по нашей информации, уже направлены в Администрацию президента Беларуси. Также планируется издание Указа "Об организации работы автомобильных стоянок и парковок", который поможет отслеживать тех, кто не платит за места.
Следующий пункт оставим без наших комментариев. Тут и так все ясно.
Из документа:
"Действующим законодательством функции по выявлению и пресечению нарушений правил парковки и стоянки транспортных средств возложены на Госавтоинспекцию. За 2019 год выявлено 46.644 таких нарушений. Всего сотрудниками столичной ГАИ осуществлено реагирование на 164.403 поступивших сообщения о правонарушениях, рассмотрено 5386 обращений граждан и юридических лиц. Основная часть сообщений и обращений связана с нарушениями правил остановки и стоянки.
По состоянию на 01.01.2020 в г. Минске количество зарегистрированного транспорта достигло 811.480 единиц, в сравнении с 2018 годом прирост составил 16.240 единиц (на 22 авто в день — Прим. редакции).
Сил Госавтоинспекции в условиях указанных темпов роста автомобилизации населения недостаточно для успешного решения вопросов".
Эффект будет, коррупционных рисков нет?
Прогнозы – дело неблагодарное. Тем не менее создание "Администратора парковочного пространства" с финансированием его из бюджета Минска обещает возыметь прямой эффект как экономический, так и социальный, по мнению составителей документа. В числе пунктов есть даже "исключение коррупционных рисков".
На наш взгляд, это вопрос спорный: если одна организация и выявляет нарушения, и составляет протоколы, и контролирует уплату штрафов, это как раз таки и может повлечь коррупционные проявления. В одном лице получаем милиционера, прокурора, судью и судебного исполнителя – не многовато ли?
Есть вопросы и к соблюдению антимонопольного законодательства, а именно соответствие предлагаемой к созданию структуры закону "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее – Закон). О какой конкуренции будет идти речь, если новшества примут и все будет "в одном лице"?
Из Закона :
конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, заключение соглашений или совершение согласованных действий, а также совершение иных действий (бездействие), направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и запрещенных настоящим Законом и иными актами антимонопольного законодательства;
В общем, поживем — увидим.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.
Контакты для связи:
- мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
- электронная почта pravo@abw.by.