До недавнего времени звук автомобильного гудка на белорусских дорогах был просто оповещением о том, что что-то пошло не так или вот-вот пойдет. Политические события заставили пересмотреть отношение водителей к этому устройству, которое стало едва ли не символом протестов. Вспоминаем историю этого простого и такого важного устройства.
"Чтобы глушить людей и продавать им слуховые аппараты"
А начиналось все с конных экипажей, которые предшествовали автомобилям. Об электрических клаксонах речи тогда не шло – вместо них у кучеров мог быть рожок, в который нужно было дудеть.
Логичным развитием гудков стало их оснащение резиновыми грушами. Подобные устройства стали появляться уже на первых автомобилях вроде Benz Velo или Duryea Motor Wagon, которые выпускались в 90-х годах XIX века. Решение было простым и понятным, но прогресс, как известно, не стоит на месте.
Среди упоминаний именно электрического гудка можно встретить далекий 1899 год. Авторство приписывают русскому инженеру Борису Луцкому, чей талант подкупил немецкие фирмы. Луцкий переехал в Германию, где и создал автомобиль Loutzky – именно на нем был установлен электрический клаксон.
Но электричество на автомобилях в те годы было из разряда экзотики. Лишь спустя несколько лет, когда аккумуляторы на машинах стали более-менее практичным изделием, электрические клаксоны начали постепенно распространяться. В 1908 году их производство наладила компания Lovell-McConnell Manufacturing Co из Нью-Джерси. Автомобилизация США тех лет стремительно росла, потому неудивительно, что именно там зародилось изобретение. Автором клаксона являлся инженер и изобретатель Миллер Хатчинсон.
На его счету также было создание слухового аппарата. Как шутил друг Миллера Томас Эдисон, он создал гудок вовсе не для безопасного передвижения, а для того, чтобы глушить людей и продавать им слуховые аппараты.
Как гласит одна из старых рекламных брошюр, дистрибьютором гудков была фирма The Klaxon Company. Возможно, именно так название клаксон стало нарицательным, как это в свое время было с ксероксом.
Свисток и мелодия
Электрические версии клаксонов захватили рынок далеко не сразу. Пневматика также продолжала развиваться.
К примеру, французская Autovox предлагала гудок, который работал от компрессора, а в качестве дублирующей "системы управления" была установлена резиновая груша.
Среди прочих версий клаксонов были те, которые оборудовались свистком. Особым шиком можно считать тестофон, который умел выдавать целые мелодии. Подобные устройства, к слову, многие наверняка слышали и где-то в 90-х. Тема музыкальных сигналов, к слову, получила продолжение еще и в середине нулевых. Тогда фирма из США предложила автомобилистам закачивать в гудок мелодии по аналогии с мобильными телефонами.
Некоторые источники сообщают и о совсем диковинных видах клаксонов, которые умели предупреждать о приближении авто с помощью запаха. Правда, с запахом не получилось, а потому в пешеходов бил просто поток воздуха.
Пережили клаксоны и "эпоху визуализации". Гудки – первоначально внешний элемент – пытались вписывать в дизайн автомобиля. Некоторые из производителей шли еще дальше и предлагали гудки в виде фигурок животных.
Со временем страсти по клаксонам улеглись – и они переехали под капот. Занятно, как процесс развития гудков отразился на звуке. Чем он ниже – тем солиднее транспортное средство. С другой стороны, "паровозные" клаксоны занимают куда больше места обычных, а потому и в легковушках они были бы просто не к месту.
Ставишь и сигналишь. Клаксоны в базе объявлений Автобизнеса