Пока некоторые бредят про отечество от Бреста до Владивостока, Андрей Ахрем проверил, где на этом обширном пространстве новые автомобили наиболее доступны. На примере популярной в двух странах Lada Vesta.
Как считаем?
В качестве основных расчетных величин, от которых будем отталкиваться, берем среднюю заработную плату за июнь 2020 года в Беларуси и в Российской Федерации по данным Белстата и Росстата соответственно, поскольку именно такие данные доступны в числе последних.
Как в России, так и в Беларуси в лидерах рынка укрепилась Lada. Поэтому будем сравнивать доступность Vesta с мотором 1,6 и механической трансмиссией в комплектации Comfort / Winter.
Делим стоимость автомобиля на среднюю зарплату и получаем количество этих самых средних ЗП, которые нужно потратить на покупку новой машины. Чем оно меньше – тем доступнее новый автомобиль.
Что получаем?
Сначала предельно простая математика, вернее, предельно обобщенные данные. Средняя зарплата в Беларуси за июнь 2020 года составила 1248,9 рубля. Рассматриваемая Vesta у дилеров в РБ на момент подготовки материала предлагалась за 28.040 рублей – на ее покупку потребуются 22,45 средних белорусских зарплат.
Средняя ЗП в России в июне 2020 года составила 52.123 российских рубля, а аналогичная Vesta там стоила по прайсу без учета акций и скидок 757.900 рублей, т.е. 14,5 средних зарплат.
Но даже в пределах относительно небольшой Беларуси разбежка в средней ЗП довольно велика. В Минске, например, в июне она составила 1748,6 рублей, а в Могилевской области – 1033 рубля. Что говорить об огромной России, где разница между отдельными регионами более чем трехкратная.
Думали, что самая высокая зарплата в Москве? На самом деле белокаменная замыкает пятерку лидеров по средней ЗП. А возглавляет статистику Чукотский автономный округ со средней зарплатой в 124.358. Далее следуют Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область) – 117.335 российских рублей, Магаданская область – 101.248 и Ненецкий автономный округ (Архангельская область) – 100.589. В Москве же средняя ЗП составляет 98.700 российских рублей. Для сравнения, средняя минская ЗП в пересчете в валюту соседей – 51.581.
Но пока вернемся в Беларусь. Ниже две диаграммы, на которых представлены средние зарплаты во всех регионах страны и их количество, необходимое для покупки новой LADA Vesta.
Как видим, наиболее доступным новый автомобиль является для среднего минчанина. Если не тратить деньги вообще, то на покупку Vesta потребуется 16 средних зарплат, в то время как жителю Могилевской области на нее же необходимо потратить 27 зарплат и 134 рубля сверху. Всей остальной стране на новую машину нужно 25-26 зарплат, лишь в Минской области можно ограничиться без малого 23 средними ЗП.
Теперь смотрим на аналогичные диаграммы по России — например, со средними зарплатами в восточной стране-соседке и количеством средних зарплат, необходимых для покупки новой машины.
В десяти регионах России для покупки новой Vesta в комплектации Comfort / Winter с мотором 1,6 и механической коробкой нужно менее, чем 10 средних зарплат. Это Чукотский автономный округ; Тюменская область, в том числе Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра; Магаданская область; Ненецкий автономный округ Архангельской области; Москва; Сахалинская область; Камчатский край; Республика Саха (Якутия). Чуть более десяти средних ЗП на новый автомобиль нужно жителям Питера и Мурманской области.
Наименее доступны машины без пробега людям, работающим в Костромской и Тамбовской областях и в Алтайском крае – 24 с небольшим хвостом зарплаты. Наконец, жителям Ивановской области для покупки Vesta в хорошей комплектации нужно 26 средних ЗП.
Как видим, в Могилевской и Гродненской областях дела обстоят даже хуже, чем в российском регионе с самой низкой средней заработной платой. Брестская, Витебская и Гомельская области также находятся на уровне российских регионов с самыми недоступными в среднезарплатном исчислении новыми автомобилями.
Минская область с ее 22,45 средних ЗП на Vesta находится на уровне Курганской, Саратовской, Кировской или Ульяновской областей, республик Калмыкия, Марий Эл и Адыгеи.
Минск по количеству средних ЗП на покупку машины сопоставим с Сибирским федеральным округом, Кемеровской областью и Республикой Бурятия.
Конечно, средняя заработная плата – весьма условная величина, но картина на ее основе рисуется достаточно объективная. И на этой картине мы видим, что только в Минске доступность нового автомобиля сопоставима со среднероссийской, а пять из шести областей РБ замыкают нашу российско-белорусскую диаграмму доступности, будучи разбавленными лишь Ивановской областью РФ.