В недавнем прошлом многие приходили к покупке пускай и бюджетной, зато новой машины благодаря доступности кредитов. Но весной финансовые инструменты резко подорожали, а вслед за ними взлетели и цены в прайсах дилеров. Впрочем, процентные ставки по кредитам к настоящему времени снизились до адекватных, а вот авто из салона остаются дорогими. Это вынуждает покупателей смотреть в сторону "бэушки". Но можно ли сегодня взять кредит на покупку подержанной машины? Или лучше воспользоваться лизингом? Посмотрим, какие предложения есть на рынке.
Не каждый кредит позволит купить машину у любого продавца
Большинство банков готово финансировать приобретение исключительно новых авто. Но все же есть несколько кредитных предложений, ориентированных на покупку б/у автомобилей.
Программа "Автомобиль с пробегом" Белгазпромбанка практически идентична программе "Автомобиль от дилера": 14,99% годовых (ставка рефинансирования НБ РБ + 2,99 процентного пункта) в первые 180 дней, в последующем 19,99% годовых (СР + 7,99 п.п.). Отличие лишь в том, что при покупке подержанной машины платежи могут быть только дифференцированными.
Максимальная сумма кредита – 70% стоимости автомобиля, срок – 10 лет. Обеспечение по кредиту – залог приобретаемой машины. Несколько важных оговорок: автомобиль должен продаваться в одном из салонов-партнеров, список которых можно узнать на сайте банка; его возраст не может превышать 10 лет. То есть любую машину у любого продавца с помощью данного кредита купить не получится.
Белагропромбанк готов кредитовать покупку автомобиля, возраст которого не превышает 5 лет. При этом, если с момента выпуска машины прошло до трех лет включительно, кредит могут выдать на срок до 7 лет, а если авто в возрасте от трех до пяти лет – максимальный срок кредитования составит 5 лет. Но есть оговорка: если стоимость автомобиля не превышает 15.000 руб., кредит выдается на 7 лет независимо от возраста транспортного средства.
Максимальная сумма кредитования может достигать 100% стоимости автомобиля. Процентная ставка – 23,33% (СР + 11,33 п.п.), платежи дифференцированные. В качестве обеспечения по кредиту может использоваться поручительство физических лиц, залог приобретаемого автомобиля или неустойка.
Сразу несколько кредитных предложений, которые можно направить на покупку подержанной машины, предлагает БТА Банк. Программа "Автокредит Автоэкспресс" позволяет приобрести любой автомобиль у любого физического или юридического лица. Ставка по кредиту фиксированная – 22,5%, максимальная сумма – 90% стоимости машины, срок – 7 лет. В качестве обеспечения используется неустойка и залог транспортного средства.
Кредит "АвтоПартнер" позволяет приобрети любой, в том числе подержанный, автомобиль у партнеров банка. Фиксированная ставка составляет также 22,5%, но в зависимости от условий сотрудничества банка с продавцом предусмотрен льготный период, составляющий или 180 дней, в течение которых кредитная ставка равна 9% или 14%; или же 12 месяцев и 15%. Максимальная сумма кредита – 70% стоимости автомобиля.
Также БТА Банк предлагает кредит на покупку электромобиля из-за границы: 7 лет, 22,5%, сумма до 90% стоимости, указанной в инвойсе. Автомобиль нужно заказывать через одну из компаний-партнеров. После доставки "электрички" и постановки ее на учет машину необходимо оформить в залог.
Сбер Банк предлагает кредит "Купи авто со Сбер Банком", который можно использовать на покупку любого автомобиля у любого продавца. При сроке кредитования до 5 лет ставка составит 21,9% годовых (СР + 9,9 п.п.), от 5 до 7 лет – 23,33% (СР + 11,33 п.п.). В качестве обеспечения используется неустойка. Важная оговорка: максимальная сумма кредита – 25.000 руб. при покупке автомобиля с ДВС и 30.000 руб. в случае приобретения электромобиля.
У банка БелВЭБ также есть автокредит, которым можно воспользоваться при покупке машины у одного из партнеров банка. Среди них числятся и салоны, торгующие подержанными автомобилями. Срок кредитования составляет 5 или 7 лет, ставка разнится в зависимости от партнера. Она может составлять как 18% годовых (СР + 6 п.п.) в первый месяц и 24,9% (СР + 12,9 п.п.) по его истечении, так и 16% (СР + 4 п.п.) в первый месяц и 22,9% годовых (СР + 11,9 п.п.) далее. В описании продукта на сайте банка можно обнаружить противоречащие друг другу строки. Например, в таблице указано, что максимальная сумма кредита составляет 200.000 руб., а ниже сказано про потолок в 100.000 рублей.
Но все это мелочи по сравнению со страницей кредита "Автомобиль без залога" на сайте банка ВТБ. До 7 лет, до 25.000 рублей, до 15.000 руб. без справки о доходах – все это, безусловно, нужная информация. Но ставка-то какая? Ответ: 19,9% годовых в 90-дневный грейс-период и 28,9% далее. Чтобы это узнать, нужно кликнуть на все той же странице на "Документы" и скачать файл, нажав на ссылку "Ставки по кредитам".
Большинство банков, готовых финансировать приобретение подержанного автомобиля, требует его оформления в залог. Как правило, это влечет за собой страхование по КАСКО. Кроме того, не все банки готовы предоставлять кредит на покупку у нужного вам продавца. Если недостающая сумма небольшая, можно воспользоваться кредитом на потребительские нужды. По многим из них ставки сопоставимы со ставками по автокредитам, а иногда и ниже. При этом вам не нужно будет оформлять машину в залог, страховать ее по КАСКО, вы вольны снять деньги с карточки и отдать абсолютно любому продавцу.
Лизинг в валюте становится популярнее
Альтернативой недешевым кредитам может стать лизинг, который давно доступен для физических лиц. Финансировать приобретение подержанных автомобилей готово большинство лизинговых компаний.
Как вы наверняка знаете, у лизинга есть несколько отличий от кредита. Если при покупке в кредит автомобиль сразу принадлежит покупателю, а при необходимости оформляется в залог банку, то в случае с лизингом до полного погашения задолженности машина остается собственностью лизинговой компании. Второй момент: даже если через месяц после приобретения у вас появляются средства на полную оплату, вы все равно не можете выкупить автомобиль у лизингодателя раньше чем через год с момента оформления сделки – особенности законодательства.
Раз автомобили в лизинге принадлежат лизинговым компаниям, то и некоторые вопросы большинство из них решает самостоятельно. Например, связанные со страхованием по КАСКО. Оно, как правило, обязательно, но при этом лизингополучателю не нужно сразу оплачивать всю стоимость страховки – она включается в лизинговые платежи.
Кредиты предоставляются исключительно в белорусских рублях. В отличие от них лизинг может быть номинирован и в другой валюте: российских рублях, евро, долларах США. Но выплаты в любом случае осуществляются в белорусских рублях по курсу Нацбанка или иному оговоренному курсу, поэтому лизинг в валюте называется псевдовалютным. Впрочем, лизинг в национальной валюте доступен далеко не во всех финансовых организациях.
Если на сайтах банков четко расписаны все условия, то найти информацию о ставках на сайтах лизингодателей практически нереально.
Куда проще обнаружить другие условия: аванс из собственных средств должен, как правило, составлять от 20 до 40% стоимости автомобиля. Срок лизинга чаще всего составляет от одного до пяти лет, хотя отдельные компании готовы предоставлять финансирование на 6-7 лет.
Большинство лизингодателей ограничивает возраст приобретаемого автомобиля, чаще всего речь идет о том, чтобы машина была не старше 10 лет. Есть и представители лизингового рынка, для которых год выпуска авто не имеет значения. Для отдельных организаций принципиальна марка авто. Например, на сайте одной из компаний обнаружилась следующая пометка: "Б/у авто, которые не финансируем: ГАЗ, Geely, Renault Logan, LADA, КАМАЗ".
Отсутствие на сайтах информации о ставках объясняется тем, что процент удорожания рассчитывается в каждом случае отдельно и зависит от многих вводных. Как рассказали в лизинговой компании "Евротайм", стоимость машины, размер аванса, срок и валюта лизинга, состояние автомобиля и то, где он будет использоваться (такси, каршеринг, доставка, личное пользование), влияют на итоговую сумму платежей.
Специалист по лизингу компании "Евротайм" Максим Дмитриев говорит, что в среднем по рынку годовое удорожание в валюте составляет 8-9%, в российских и белорусских рублях – 15-19%. Свою роль в сумме удорожания играет включенная в платежи страховка КАСКО, которая может заметно увеличить итоговый процент. В случае с автомобилем для такси речь идет о росте примерно на 6%.
Нужно сделать оговорку, что в лизинге преимущественно оперируют процентом удорожания, который нельзя сравнивать с процентной ставкой по кредитам. Наиболее подходящим для сравнения показателем является эффективная процентная ставка, рассчитываемая на основе графика платежей с прописанными суммами. А они, как уже говорилось выше, включают в себя оплату КАСКО и другие возможные платежи, поэтому итоговый процент может оказаться даже выше, чем в банке. Но сравнение все равно получится некорректным, поскольку банк для принятия машины в залог также потребует КАСКО, его полную стоимость придется оплатить из собственных средств. Для многих удобнее, когда страховка включена в ежемесячные платежи и растянута во времени. Поэтому сегодня физлица активно прибегают к лизингу при покупке подержанных авто.
"Если сравнивать лето 2021-го и лето текущего года, то конечно в 2022-м спад есть. Если сравнивать нынешнее лето с февралем и мартом – рост очевиден. Последнее время самым ходовым стал сегмент подержанных автомобилей стоимостью 10-20 тысяч долларов, приобретаемых физлицами. Кто-то просто покупает, опасаясь подорожания в дальнейшем, кто-то рассчитывает через год выплатить лизинг и продать в плюс. Новых машин нет, а то, что осталось, стоит в полтора-два раза дороже, чем год назад. Вряд ли, купив сегодня новую машину за 150 тысяч рублей, через год за нее можно будет выручить хотя бы 100 тысяч. Поэтому многие идут на вторичный рынок и покупают 3-5-летний подержанный автомобиль. Он дешевле, вероятность реализовать его через год за плюс-минус те же деньги высока.
Из актуальных тенденций можно отметить смену ориентира клиентов в валюте лизинга. Раньше абсолютное большинство просило белорусский рубль, рассчитывая в течение нескольких лет заметно выиграть за счет роста курса доллара. Теперь клиенты понимают, что, во-первых, в валюте ставка изначально в два раза ниже, во-вторых, платежи фиксированы. Лизинг в белорусских рублях вдвое дороже, платежи привязаны к ставке рефинансирования. Если она поднимается, то и выплаты увеличиваются. Соответственно все понимают, что в случае роста курса доллара выплаты увеличатся и в валютном, и в рублевом лизинге, который изначально более дорогой", – говорит Максим Дмитриев.
Наш вердикт
Финансовых инструментов для покупки подержанного автомобиля на рынке достаточно. Потребитель волен выбирать среди кредитных и лизинговых предложений. Какое из них выгоднее в белорусских рублях, нужно рассчитывать для каждого конкретного случая, опираясь на графики выплат. Только не забудьте в расходы по кредиту учесть КАСКО и другие расходы, которые могут быть включены в лизинговые платежи.
Наиболее выгодным предложением сегодня выглядит лизинг в долларах США или евро. Во всяком случае пока на валютном рынке если не штиль, то бриз. Но если начнется шторм, то ставки изменятся для всех, включая и тех, кто взял кредит или лизинг в белорусских рублях.
Купил сегодня, заплатил завтра. Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса