«Олдтаймер-ралли» вернулось

Непростая судьба у "Олдтаймер-ралли": была отмена из-за ковида, потом смерть главного вдохновителя гонки Валерия Шумского… И все-таки впервые с 2019 года ралли ретромашин состоялось! Автобизнес рассказывает про первый день соревнований.

Как 12 лет назад

Если вы уже забыли, напоминаем: последние годы "Олдтаймер-ралли" стартовало с Октябрьской площади. Сначала скоротечная выставка, затем торжественное открытие, участники в тематических костюмах и – заезды! В этом году ралли пережило перезагрузку – начинали около Национальной библиотеки. Последний раз это место старта использовали аж в 2010-м.

На выставочной части собралось чуть больше 30 машин – по цифрам примерно как в былые времена. И даже более-менее разнообразно: по крайней мере засилья одинаковых "волг" и "жигулей", как это бывает на белорусских ретровстречах, не чувствовалось. Советских авто было в меру, "повторки" почти не встречались. Особенно выделялся экипаж на 22-й "Волге" – не только оделись как семейная пара партработников из 1970-х, но еще и портрет Брежнева раздобыли. Колоритно!

Какое ретромероприятие без братьев Гапановичей?! Они тоже приехали на "Волге", но 24-й.

"Хотелось бы сказать, что она министерская, но… директорская! – шутит Виталий. – Это "Волга" наших друзей, которые ее нам любезно предложили для участия. Машина в изумительном состоянии, вся в "родне", от салона до двигателя и подвески. Единственное – обновлена краска. А так просто красавица.

Машина 1983 года выпуска, о чем свидетельствуют даже "номера". Это "Волга" третьей модификации: более мягкая пластиковая панель приборов, появилась "аварийка", а так все то же самое".

Если говорить про самого "пожилого" участника ралли, то это Chevrolet 1929 года. На старинном автомобиле приехал Олег:

"В техпаспорте указано, что это универсал. Машина 1929 год выпуска, а впервые ее поставили на учет в феврале 1930-го.

Ее покупка – дело случая. Правильно выпил с немецким партнером, он отвез в деревню и показал правильный сарайчик, в котором было 20-30 машин, а также первые "Харлеи", небольшие самолеты. У владельца было три таких Chevrolet, один он уступил мне.

Здесь мотор шестицилиндровый, четыре литра, три передачи без синхронизаторов. Обслуживать тут нечего, есть очень интересные конструктивные решения, которые живут до сих пор".

Любопытный белорусский экземпляр – Chevrolet Impala 1963 года выпуска. Поговаривают, что эта машина появилась в коллекции Валерия Шумского одной из первых. Последние несколько лет автомобиль реставрировали, из Москвы для участия в ретроралли его забрали буквально в эту среду.

Само собой, было много участников из России. Например, Василий приехал из Москвы на роскошном Oldsmobile Vista Cruiser 1972 года выпуска:

"Это семейный автомобиль, здесь три ряда сидений, официально на нем можно везти до восьми человек. Прекрасная машина для дальних путешествий. Объем двигателя – 7,5 литра, 220 "лошадей", тянет как паровоз. Расход топлива по их меркам умеренный – где-то 20 литров по трассе. Машина удобная и совершенно неприхотливая. По трассе плывет – и все, только успевай бензин заправлять.

Вся сложность обслуживания такой машины заключается в ожидании запчастей. Несмотря на экономические и политические перепетии, запреты, мы находим способы привозить детали. Просто долго и дорого – вот и все ограничения".

Еще один белорусский участник – Дмитрий Цедрик на Chevrolet Malibu 1980 года выпуска. В свое время он уже выигрывал "Олдтаймер-ралли", но на другом автомобиле.

– Это машина третьего поколения, обычная серийная. Под капотом 3.8 V6 – самый маленький мотор из всей линейки. Коробка-"автомат", "механика" ставилась только на 100.000 экземпляров, которые уехали в Ирак как такси.

Машина у меня третий год, была практически в том же состоянии, что и сейчас. Я поправил сиденья, доклеил полосочки, поменял диски, привел в порядок мотор, подклеил потолок. Короче, подкрасил-подмазал. Проехал на ней примерно 15 тысяч километров за это время. В принципе запчасти на этот Malibu можно покупать даже в Беларуси, в эксплуатации автомобиль недорогой. Расход? По "паспорту" якобы 11 литров, а по факту примерно 14 по трассе и по городу 18-20.

– Вижу, есть много наклеек с фестивалей, даже награды…

– Это не ее награды, это я на "москвиче" на "Олдтаймер-ралли" выступал. Машина побывала в Киеве на Old Car Land еще до всех этих событий, в этом году в Питере, заезжала на Vintage Day. Летом было Classic rally, там стали первыми в американском зачете.

– Это "Олдтаймер-ралли" все еще "то самое" или уже нет?

– Давайте не будем делить на "то" или "не то". Валерия Константиновича не воскресить, то мероприятие не воссоздать. Это был человек со своими идеями и мыслями, он в ралли вкладывал все, целый год его готовил. Как-то раз у него спросил, почему подобные ретроралли проводятся не несколько раз в год, мол, хочется чаще кататься. Он ответил, что так можно собрать больше идей и лучше организовать. Это была другая философия, а сегодня мы просто приехали покататься, чтобы получить удовольствие именно от ралли.

Раньше это была встреча раз в год, на который все собирались. Сегодня из тех людей участвует, может, процентов 10. Тогда были одни и те же люди, одни и те же машины. Редко добавлялись новички, поэтому тогда была семейная атмосфера, получался праздник. Сейчас, вероятно, уже не совсем та история.

Заблудиться в трех фишках

Так, ну а где ралли? Под вывеской гонки ретромашин по традиции скрывается ралли третьей категории – ехать нужно, соблюдая ПДД. Участникам выдается дорожная книга с маршрутом и необходимой средней скоростью движения. Приехал на точку раньше положенного – получай штраф, поэтому некоторые участники хитро отстаивали необходимые минуты прямо перед судьями и только потом отдавали им карту, в которой отмечалось время прибытия экипажа.

"Олдтаймер-ралли" вернулось

Мы заглянули на одну из промежуточных точек – на мотобольном стадионе в Стайках у "олдтаймеров" была настоящая гоночная секция. Единственное место в маршруте, где можно и нужно давить на все!

Фишек примерно десяток, но главная хитрость от организаторов – при первом проезде карта движения давалась только на 10 секунд перед стартом! Вот и попробуй запомни, а потом на ходу разберись, куда ехать… В итоге на первом упражнении "тест на память" смогли успешно сдать примерно 10 экипажей из 28.

Хотя некоторые участники, блуждая среди трех фишек, просто "забивали" на следование маршруту и кайфовали!

Перед вторым упражнением участникам карту не только показывали, но и отдавали. Так что количество неверных проездов резко сократилось.

"Олдтаймер-ралли" вернулось

Казалось бы, на такой трассе преимущество у легких машин, а "баржам" и "американцам" придется тяжеловато. Ан-нет! Одним из самых быстрых был экипаж на полицейском Ford Crown Victoria, приехавший из России. В выступлении было все: и пробуксовка с дымом на старте, и чумовые крены под визг шин, и финиш почти боком.

Кто выиграл?

Подводить окончательные итоги "Олдтаймер-ралли" рановато, поскольку гонка продолжается и в воскресенье. Посчитать результаты та еще задачка, ведь нужно учесть много данных, в том числе самый главный показатель – штрафы. Их в первый день ретроралли меньше всего нахватал Дмитрий на Chevrolet Malibu 1980 г.в. – всего-то 3,5 минуты.

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса

Источник