Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

На этой неделе на белорусской рынок вышла новая Skoda Octavia – это уже четвертое поколение. Судя по первым реакциям, модели снова обеспечено внимание со стороны покупателей. Однако история чешской марки состоит не только из коммерчески успешных машин – были в ее 125-летней биографии и дерзкие концепт-кары, и самые настоящие внедорожники, и даже гоночные машины!

Puck (1941)

Сейчас в поисковике по запросу "Skoda Puck" вылетает сотня хоккейных шайб с фирменным логотипом чехов – компания уже больше 20 лет является партнером чемпионатов мира. Однако в начале 1940-х, когда слово "загуглить" могло вызвать разве что непонимание, Skoda Puck не имела никакого отношения к спорту. А вот к детям – вполне.

Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

Puck не был настоящей машиной – это всего-то детская игрушка. Но с оговорками. Во-первых, это электромобиль – мотор Scintilla мог разогнать маленький родстер до 12 км/ч. Батареи Varta-Ferak располагались под капотом и за сиденьями. Во-вторых, Puck предлагался в двух вариантах, для детей разного возраста и роста. В машинке были рабочий спидометр, фары и вполне себе настоящая подвеска. К несчастью, время для выпуска игрушки было не самое удачное, и с электромобилями Skoda перестала экспериментировать аж до 1968-го – тоже далеко не самого радостного года в истории Чехословакии.

1100 OHC (1956)

Сейчас успехи Skoda в автоспорте ассоциируются в первую очередь с раллийной программой (из последнего – титулы в WRC-2 и ERC в 2019-м). Но были времена, когда марка пробовала себя в "кольце". С той поры прошло уже больше 60 лет.

К моменту дебюта 1100 OHC у бренда было несколько локальных успехов в гонках на выносливость. К примеру, пилоты заводской команды заняли весь подиум в "24 часах Спа" в своем зачете – правда, помимо трех "шкодовцев" финиш увидели лишь два гонщика на Jawa и Bugatti.

Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

1100 OHC должна была вывести результаты на новый уровень. Прототип весил всего 550 кг, а под капотом скрывался 1,1-литровый мотор на 92 "лошади", который "питался" исключительно высокооктановым авиационным бензином и разгонял машину до 200 км/ч. Развесовка у родстера была близка к идеалу – 49,7 на 50,3.

Модель начала карьеру более чем успешно, выиграв первую же гонку на улицах родного Млада Болеслава. Однако свинью подложила ситуация в мире, и 1100 OHC выступал лишь на трассах стран соцлагеря. Сегодня два сохранившихся экземпляра не просто хранятся в британском и чешском музеях Skoda, но и выезжают на исторические гонки.

Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

Felicia (1959)

Гримаса истории: стильный родстер из 1960-х и куцый "бюджетник" из 1990-х носили одно и то же имя. Skoda любит такие повторения: во времена Карибского кризиса в модельном ряду уже была Octavia, а Superb вообще родом из 1930-х – правда, в "прошлой" жизни обе модели имели примерно такой же статус, как и сейчас.

Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

Ну а какой была Felicia из начала 1960-х? У нее наконец-то появилась передняя пружинная подвеска, а не рессоры! Рама была хребтовой, а четырехцилиндровый мотор 1.1 развивал 50 сил (55 в версии Felicia Super с двигателем 1.2) и расходовал примерно 9 литров на "сотню" 70-го бензина. Из-за эффектной внешности машина была довольно успешной, в том числе за океаном – в 1959-1964 гг. выпустили 14.863 экземпляра, в том числе рестайлинговых.

Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

998 Agromobil (1962)

Тут все понятно из названия – чехословакам поступило задание сделать автомобиль для аграриев и армии. Несмотря на опыт в создании полноприводных машин, Skoda взяла в партнеры небезызвестный CZ – тот самый завод, про мотоциклы которого среди мальчишек ходили легенды.

Выпускать внедорожник тоже хотели на мощностях "ЧеЗета", но в основе лежали компоненты актуальных моделей Skoda. 998-й намеренно создали компактным (меньше четырех метров в длину) с несущим кузовом, зато с учетом скамеек вдоль бортов в машину могли поместиться аж 10 человек. В движение автомобиль приводил четырехцилиндровый рядный мотор от универсала 1202, весь момент от двигателя передавался на задние колеса с возможностью подключения передних.

Чехословацкие военные после ряда испытаний по достоинству оценили экспериментальную машину – говорят, что в некоторых дисциплинах она проявила себя лучше ГАЗ-69. Но в серийное производство 998-й так и не попал – необходимо было согласовывать его запуск в производство с другими странами соцлагеря, да и плановая экономика сыграла свою роль.

Trekka (1966)

Казалось бы, что может объединять Чехословакию и Новую Зеландию? Правильный ответ: вот такая вариация на тему Land Rover Defender, которая стала единственным в истории автомобилем, серийно собиравшимся на островах. И кстати, модель не носила логотип Skoda.

Заводчанам нужно было создать неприхотливый автомобиль для новозеландских фермеров – они его и сделали, основываясь на конструкции тогдашней Octavia: хребтовая рама, независимая подвеска, задний привод и блокировка дифференциала как опция. Из чехословацких машинокомплектов в Новой Зеландии успели собрать больше 3000 машин (были как пикапы, так и "трехдверки"), которые поставлялись в том числе в Австралию, Фиджи, Самоа и даже были замечены во Вьетнаме.

Но который раз за чехословацкий период Skoda ждал "облом" – на островах экономика пошла в рост, существенно снизилась стоимость "растаможки", и страну завалили японской техникой. В таких условиях гонять машинокомплекты из Европы стало хлопотным дельцем, проект решили свернуть.

Felicia Fun (1995)

1990-е и начало 2000-х – время, когда мировой автопром по-хорошему сошел с ума и не боялся экспериментов, пускай сомнительных с коммерческой точки зрения. Чехи не остались в стороне от тренда. Сделать из скучного пикапа веселый тусовочный авто с оригинальной конструкцией кабины? Да пожалуйста!

Felicia Fun могла быть как двухместной, так и четырехместной – все дело в "хитрой" стенке кабины, из-за которой машина становилась "родственником" трансформеров. А еще в ней было зашкаливающее количество желтого: желтый руль и рычаг КПП, желтые вставки на сиденьях, желтые шкалы приборов и дверных карт. "Вишенка" на торте – забавное изображение лягушки в короне на центральных стойках.

Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

"Солнцемобиль" для вечеринок дожил на конвейере до миллениума – к 2000 году было собрано чуть больше четырех тысяч Felicia Fun.

Tudor (2002)

Octavia-кабриолет, Fabia-пикап, Superb-купе – чехи после своего желтого "псевдопикапа" продолжали развлекаться как могли. Но если первые две идеи так и зависли на уровне эскизов и макетов, то третья вылилась в симпатичный концепт.

Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

Как сейчас вспоминают бывшие "шкодовцы", первоначальная внешность Tudor была гораздо более оторванной от реальности. Однако руководство быстро одернуло "фантазеров" и попросило их сделать концепт, максимально приближенный по стилю к актуальному модельному ряду.

Octavia и Rapid, подвиньтесь! Топ-7 необычных моделей Skoda

Под капотом у купе был шестицилиндровый мотор на 193 силы, так что в перспективе могла получиться неплохая машина выходного дня, если бы модель все-таки доехала до серии. Но способность концепта ездить на деле сыграла со Skoda злую шутку – на выставке в Индии Tudor угнали прямо со стенда. К счастью, автомобиль все-таки нашли на железнодорожной станции, но потратить на это пришлось несколько месяцев.

А какие необычные Skoda полюбились вам? Пишите в комментариях!

1994-2020 – история и современность в ваших руках. Подержанные и новые Skoda в базе объявлений Автобизнеса

Источник