Седельный тягач МАЗ-54402N пополнил линейку газомоторной техники Минского автозавода. Новинка демонстрируется на выставке "ТехИнноПром-2021" в Минске.
Газомоторная тематика остается для ОАО "МАЗ" одним из важнейших направлений развития модельного ряда: работающие на природном газе машины становятся все более
востребованными в России, а это главный для белорусов экспортный рынок.
Минский автозавод заметно преуспел в создании газомоторных городских автобусов – в Россию поставлялись машины первого и второго поколений, большого и среднего классов, работающие как на сжатом, так и сжиженном природном газе. На МАЗе также были созданы газовые мусоровозы, коммунальные машины, бортовые грузовики и шасси под спецтехнику.
Не оставили без внимания конструкторы МАЗа и сегмент магистральных перевозок. Первым еще в 2017 году был создан опытный седельный тягач МАЗ-5440Y8. Его оснастили 400-сильным газовым двигателем Cummins ISG12 G 400 и двумя полимерно-композитными баллонами для компримированного природного газа (сжатый метан, CNG). Слева к раме крепился 210-литровый, справа – 486-литровый. Запас хода был совсем небольшим – 300-350 км в зависимости от условий эксплуатации. Автомобиль создавался для проведения испытаний и отработки технологии.
В 2019 году появился специальный седельный тягач МАЗ-54А02К, предназначенный для перевозки опасных грузов в составе автопоезда с полуприцепами-цистернами. Он получил уже газовый двигатель Weichai Power WP12NG 400E50, который обладал такой же мощностью, но работал на сжиженном природном газе (LNG). В двух криогенных баках вмещалось достаточно метана, что обеспечивало запас хода немногим более 700 км.
Минувшей весной был представлен универсальный тягач МАЗ-54402K с тем же двигателем WP12NG 400E50 и двумя криогенными баками китайского производителя CIMС. Их суммарный объем с учетом коэффициента заполнения 0,9 составляет 688 л (405+283 л). Этого количества газа достаточно, чтобы тягач в составе автопоезда общей массой 44 тонны без дозаправки смог проехать не менее 700 км.
Демонстрирующийся в эти дни в Минске на выставке "ТехИнноПром-2021" тягач МАЗ-54402N оснащен более мощным 419-сильным двигателем Weichai Power WP13NG430E2, а в качестве топлива использует компримированный природный газ. Почему на МАЗе вернулись к КПГ, ведь в сжиженном виде газа можно разместить на борту автомобиля больше, обеспечив тем самым больший запас хода? Все просто: сжатый метан сейчас более доступен, чем сжиженный.
Голубое топливо на МАЗ-54402N хранится в 12 баллонах трех разных размеров. Самые большие баллоны конструкторы разместили вертикально за кабиной – их четыре. Также в пакетах по четыре баллоны смонтированы слева и справа (здесь самые маленькие) на раме. Общий объем баллонов – 1092 л.
Представители завода утверждают, что этого количества газа должно хватать уже на 800 км. Но на выставке "Комтранс-2021" в Москве, где в начале сентября состоялась российская премьера этого тягача, в листовке с характеристиками фигурировала цифра 450 км. Специалисты скажут, что расход топлива зависит от условий эксплуатации, и будут правы. Однако почти двукратная разбежка в показаниях удивляет…
Продолжим знакомство с новым тягачом. При технически допустимой общей массе 17.850 кг его полная масса в снаряженном состоянии составляет 9100 кг. Это больше, чем у дизельного МАЗ-544028 (7950 кг) и у газового МАЗ-54402K (8500 кг) – все-таки 12 баллонов дают о себе знать.
Представленный на выставке МАЗ-54402N оборудован гидроотбором, что делает его более универсальным: тягач может буксировать не только обычные, но и самосвальные полуприцепы. Например, вот такой трехосный 20-кубовый МАЗ-953001 грузоподъемностью 31.500 кг. Платформа изготовлена из высокопрочной стали. Подвеска – пневматическая. Передняя ось сделана подъемной.
Среди других особенностей нового тягача – увеличенная колесная база (3850 мм) и задний гипоидный мост производства МАЗ, позволяющий экономить топливо. Коробка передач – механическая 16-ступенчатая ZF 16S2220 TO. Кабина – большая с низкой крышей.
Фото ПАО "КАМАЗ"
Заметим, что КАМАЗ уже выпускает с 2020 года аналогичные седельные тягачи NEO 2 с колесной формулой 4х2, работающие на компримированном природном газе. Например, модель КАМАЗ-5490-801-5Р, которая комплектуется 389-сильным двигателем Weichai WP12NG400, 16-ступенчатой МКПП ZF 16S2220 TD и ведущим мостом Daimler HL6.
На этом тягаче топливо хранится в восьми 123-литровых баллонах (пакетами по четыре слева и справа на раме) общим объемом 984 л. Они могут вместить 196 куб.м сжатого метана. При среднем расходе КПГ 40 куб.м на 100 км (цифра указана самим производителем) запас хода на одной заправке должен составлять примерно 490 км (КАМАЗ округляет до 500 км).
Если по этой же методике рассчитать запас хода нового МАЗ-54402N, то при общем объеме баллонов 1092 л он должен составлять 550 км. Это больше, чем у КАМАЗ-5490-801-5Р, но не совпадает с цифрами, которые приводит для своей новинки МАЗ.
На выставке "ТехИнноПром-2021" была также показана еще одна знаковая для Минского автозавода новинка – седельный тягач пятого поколения МАЗ-6410M9 с колесной формулой 6х2 и средней подъемной осью. Машина смотрится очень эффектно.
О характеристиках этого автомобиля мы достаточно подробно уже рассказывали совсем недавно – он демонстрировался на выставке техники, приуроченной ко Дню машиностроителя. Добавим только, что у Камского автозавода пока нет подобной модели. Есть КАМАЗ-65659 с колесной формулой 6х2-2, но у него подъемная ось третья.