Новый электробус BKM Holding с ночной зарядкой составит конкуренцию МАЗу

BKM Holding (новое название "Белкоммунмаша") наконец-то официально представил свой электробус с так называемой ночной зарядкой – Olgerd E3210E демонстрировался на выставке EnergyExpo 2021, которая в октябре проходила в Минске.

До сих пор BKM Holding выпускал электробусы главным образом с концепцией экспресс-зарядки. Такими были самые первые электробусы E433 Vitovt Max Electro, вышедшие на пассажирские маршруты в Минске весной 2017 года.

Новый электробус BKM Holding с ночной зарядкой составит конкуренцию МАЗу

Новый электробус BKM Holding с ночной зарядкой составит конкуренцию МАЗу

Такими были и электробусы E321 в кузове третьего поколения, появившиеся в белорусской столице в 2019-м, а также уникальные E490, созданные для Батуми.

Все эти модели оснащены суперконденсаторами, заряжаются при помощи пантографного токоприемника на конечных остановках от станций ультрабыстрой зарядки.

В начале нынешнего года в Минске начали работать электробусы E321 в кузове пятого поколения (семейство Olgerd). В отличие от предыдущих столичных электробусов они уже оснащены литиевыми батареями и могут похвастать увеличенным запасом хода (до 50 км), однако заряжаются по тому же принципу – при помощи пантографа от станций ультрабыстрой зарядки.

Однако если до недавнего времени обеспечение зарядки электробусов на маршрутах движения считалось в белорусской столице одним из перспективных направлений развития зарядной инфраструктуры, то сегодня ситуация, похоже, меняется. Так, например, заместитель генерального директора ГП "Минсктранс" Виктор Тозик во время пресс-конференции, состоявшейся 27 октября в Доме прессы, заявил буквально следующее: "Все упирается в автономный ход. Если создадут электробусы, способные проезжать на одном заряде 300-400 километров, то есть столько, сколько проходит автобус или троллейбус за две смены, и они будут заряжаться в ночное время, когда на электроэнергию будут действовать льготные тарифы, то это будут великолепные машины. Сейчас же, учитывая, что автономный ход электробусов небольшой, нам приходится использовать их на маршрутах с небольшой длиной оборотного рейса. А ставить зарядные станции на конечных – дорогое удовольствие…"

Понятно, что это был камень в огород BKM Holding, ведь большинство электробусов в Минске именно его производства и для них нужны дорогие зарядные станции на конечных остановках. А МАЗ уже предлагает электробус с запасом хода 300 км. Значит, в перспективе BKM Holding мог бы остаться без минских заказов, если бы не предусмотрел создание в своей линейке электробусов с концепцией ночной (длительной) зарядки.

Первой официально представленной разработкой в этом направлении стала модель E3210E, пополнившая семейство пятого поколения Olgerd ("Ольгерд").

Новый электробус BKM Holding с ночной зарядкой составит конкуренцию МАЗу

Электробус E3210E, как рассказали Автобизнесу в BKM Holding, оснащен литий-ионными аккумуляторными батареями типа Li-NMC (литий-никель-марганец-кобальтовые), которые размещены в заднем свесе и отделены от салона глухой вертикальной перегородкой.

По данным самого производителя, емкость NMC-батарей составляет 290 кВт·ч. Тип зарядки – CCS2 COMBO. Время зарядки – 3 часа. Правда, вместо запаса хода в BKM Holding называют суточный пробег – 300 км. Сможет ли новый Olgerd преодолеть такую дистанцию на одной зарядке? Или ему все-таки нужно будет подзаряжаться? Ответ станет известен после того, как электробус E3210E пройдет испытания в реальных условиях.

Еще одна важная особенность электробуса E3210E – он оснащен электропортальным ведущим мостом ZF. В данном случае это означает, что привод колес с каждой стороны осуществляется высокооборотным асинхронным двигателем мощностью 120 кВт, который сблокирован с бортовым редуктором и имеет жидкостное охлаждение. 

Применение электропортального ведущего моста позволило увеличить площадь низкого пола в задней части салона и сделать абсолютно ровный пол в районе арок задних колес. Кроме того, отсутствие центрального электродвигателя, карданной и главной передачи привело к существенному сокращению снаряженной массы электробуса.

Разница по сравнению с электробусом E321, на котором установлен портальный мост ZF AV-133, просто поразительная! Такую перекомпоновку в задней части салона наверняка оценят пассажиры – здесь появилась безбарьерная зона с четырьмя местами для сидения.

Новый электробус BKM Holding с ночной зарядкой составит конкуренцию МАЗу

Новый электробус BKM Holding с ночной зарядкой составит конкуренцию МАЗу

Общая пассажировместимость электробуса Olgerd осталась такой же – 86 человек (при этом отопление салона электрическое, предусмотрен кондиционер). Не изменилось и число сидячих мест – 30. Тем не менее число мест на низком полу увеличилось с 10 до 14. Появилось специальное место для незрячих пассажиров с собаками-проводниками.

Отличительная особенность всех представителей нового семейства Olgerd – большая накопительная площадка напротив средних входных дверей, на которой оборудованы места для детской и инвалидной коляски.

Новый электробус BKM Holding с ночной зарядкой составит конкуренцию МАЗу

Об электробусе МАЗ-303E10 мы уже не раз подробно рассказывали. Напомним его основные характеристики, чтобы можно было сравнить с конкурентом.

Тип батарей – литий-ионные (если точнее – литий-железо-фосфатные, LiFePO4). Суммарная емкость батарей – 412 А·ч. Суммарный запас энергии – 285 кВт·ч. Интерфейс зарядки – разъем CCS2 COMBO. Время зарядки… С этого пункта информация начинает разниться.

В листовке на майской презентации первых 10 электробусов, предназначенных для Минска и областей, время зарядки было указано как 6,5 часа. На выставке EnergyExpo 2021, где МАЗ-303E10 также экспонировался, – уже 3 часа. Пассажировместимость в мае была 72 человека (с припиской: при максимальном количестве батарей), в октябре – 90 человек (без всяких уточнений). Мест для сидения – 30, из них на низком полу – 14. Запас хода – 300 км в обоих случаях.

Новый электробус BKM Holding с ночной зарядкой составит конкуренцию МАЗу

Что же, похоже, оба производителя решили к выставке EnergyExpo 2021 слегка подкорректировать характеристики, чтобы достойно выглядеть на фоне друг друга. Однако эксплуатация в реальных условиях расставит все по своим местам.

Электробусы МАЗ-303E10 уже работают в Минске и еще в шести городах Беларуси. Скоро мы расскажем, что о них думают транспортники. Электробус "Ольгерд" E3210E еще должен пройти сертификацию. И хотя он в первую очередь создавался с прицелом на Европу, очень даже может быть, что для него откроются и другие перспективы.

Дело в том, что Санкт-Петербург сейчас изучает возможность закупки в 2022-2023 годах 200 электробусов с ночной зарядкой (100 машин большого и 100 – особо большого класса). И МАЗ, и BKM Holding рассматриваются как потенциальные поставщики.

Источник