Не только экономия, но и ответственность. О чем не стоит забывать, переводя автомобиль на газ

Будь то пропан или метан, его использование в качестве газомоторного топлива обещает хорошую экономию. Вокруг выгод для бюджета и технических вопросов все разговоры на эту тему и строятся. Но как насчет безопасности и особенностей эксплуатации?

Это в целом безопасно, но…

Бывает, скептики называют автомобили с ГБО бомбами на колесах. Мол, они готовы рвануть в случае ДТП или во время заправки. На самом деле в этих разговорах больше стереотипов и неоправданных страхов, чем правды, хотя, забегая вперед, признаем, что некоторые основания для этого имеются.

И все же опасения по поводу того, что в случае аварии "газовый" автомобиль тут же вспыхнет или взорвется, не имеют под собой основы. Начнем хотя бы с того, что газовые баллоны для пропан-бутана и тем более метана, рассчитанные на большое давление, намного прочнее, чем пластиковый или металлический топливный бак. Поэтому их повреждение в ДТП в принципе менее вероятно.

Не забудем и про то, что температура воспламенения метана составляет 600°С, пропана – около 450°С, притом что бензин вспыхивает при 275°С, а его пары и вовсе при 170°С. Так, в случае разгерметизации баллона газ, скорее всего, просто уйдет в атмосферу.

Не только экономия, но и ответственность. О чем не стоит забывать, переводя автомобиль на газ

Но взрыв газобаллонного автомобиля во время заправки все же возможен. Во-первых, если в конструкцию ГБО вносились изменения, а некоторые умельцы порой пытаются ее "модернизировать". Во-вторых, когда есть вопросы к состоянию баллонов. Достаточно вспомнить резонансный случай, когда на АГНКС взорвался метановый Volkswagen Touran. Тогда же и стала широко известна проблема с необходимостью замены баллонов на ряде заводских CNG-моделей Volkswagen.

Выяснилось, что если под воздействием внешней среды происходила коррозия баллонов, это могло влиять на их прочность и приводить к разрушению. На эту тему мы тогда провели собственное расследование, так что не будем повторяться.

Однако тот случай наглядно продемонстрировал, что требования по периодической проверке газовых баллонов вовсе не прихоть. Но о чем еще должен помнить владелец "газового" автомобиля?

Проверенные баллоны, исправное оборудование

Проверка (освидетельствование) баллонов проводится в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными постановлением №7 Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 года. Стоимость самой проверки баллонов для пропана и метана составляет порядка 25-30 руб., но с учетом всех подготовительных работ выходит 45-50 рублей.

Не только экономия, но и ответственность. О чем не стоит забывать, переводя автомобиль на газ

Баллоны для сжиженного нефтяного газа пропана (LPG) подлежат освидетельствованию каждые 2 года, а вот баллоны для сжатого природного газа метана (CNG) – в зависимости того, из какого материала они изготовлены: металлические проверяются раз в 5 лет, металлопластиковые – каждые 3 года, пластиковые – каждые 2 года.

Без документов, подтверждающих проверку, вы не пройдете государственный техосмотр и даже не сможете заправить метановый автомобиль на АГНКС. Так что здесь все довольно строго и серьезно (как показывает практика, это требование персоналом станций обычно соблюдается). Но вот к машинам на пропане куда меньше внимания на заправках. 

Ну а что касается состояния газобаллонного оборудования, то это вообще на совести владельцев, так как требований по его обязательной периодической диагностике или хотя бы проверке герметичности, в отличие от баллонов, не предусмотрено. Единственный инструмент контроля – уже упоминавшийся ГТО, но кто его сейчас проходит?

Не только экономия, но и ответственность. О чем не стоит забывать, переводя автомобиль на газ

А ведь исправность и, в частности, герметичность системы влияют и на техническое состояние автомобиля (от чего зависит хотя бы расход топлива и экологическая "чистота"), и на его безопасность. Если есть утечки, то это, как вы сами понимаете, чревато. Особенно если автомобиль находится не на улице, а в частично или полностью изолированном или плохо проветриваемом помещении. Именно по этой причине по части хранения автомобилей с ГБО есть определенные требования.

ГБО и гараж – вещи не совместимые?

Открываем Правила пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации объектов, зданий, сооружений и территорий ППБ 01-2012 и читаем п.1581: "На стоянку в закрытое помещение допускается ставить автотранспортные средства с технически исправной (герметичной) газовой системой питания, предварительно выработав газ из магистрального газопровода после закрытия расходных вентилей. Движение автотранспортного средства "своим ходом" в закрытом помещении необходимо осуществлять только на жидком топливе (бензин, дизельное топливо)".

Обратите внимание: в некоторых "закрытых" паркингах хранение автомобилей с ГБО не допускается. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции утечка газа действительно опасна. При этом следует учитывать разницу в физических свойствах разных газов. Легкий метан поднимается вверх, а тяжелый пропан опускается вниз и, если есть смотровая яма, в которой отсутствует принудительная циркуляция воздуха, скапливается там.

А как насчет ремонта?

"Все зависит от вида выполняемых работ, – объясняет директор "Газавтосистем" Дмитрий Янковский. – Если это обычное ТО, меняются фильтры, масло, то никакой специфики здесь нет. Если проводятся работы по двигателю или какие-то другие операции, связанные со взаимодействием с элементами ГБО (форсунками, шлангами), то выполняются те же действия, что и при постановке машины в гараж: перекрываются вентили на баке, а газ в магистрали вырабатывается. 

А вот если проводятся сварочные работы, тогда необходимо демонтировать баллон. Естественно, подобные работы должен выполнять персонал, который прошел обучение и имеет право работать с газобаллонным оборудованием. Для обслуживания автомобилей, работающих на газомоторном топливе, специалист должен пройти обучение в Газ-институте – такой есть в Минске, а его филиалы – в областных центрах. И в дальнейшем проходить переподготовку и проверку знаний". 

Не только экономия, но и ответственность. О чем не стоит забывать, переводя автомобиль на газ

Как рассказывает собеседник, его организация руководствуется Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ №31 от 6 июля 2016 г. "О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности", в частности, включенной в этот документ инструкцией. Созданная на предприятии комиссия каждый год "экзаменует" своих специалистов.

"Раньше станции, которые занимались переоборудованием автомобилей для работы на газомоторном топливе, должны были иметь разрешение на право переоборудования. Документация включала все нормы и требования, которым должна была соответствовать станция, плюс была обязательной сертификация оборудования, с которым она работала. На сегодняшний день услуга по установке ГБО не подлежит обязательной сертификации. Грубо говоря, переоборудовать автомобиль теперь можно в любом гараже, что, собственно говоря, и происходит". 

Наш вердикт

Ваша безопасность – в ваших руках. Затасканная фраза в данном случае полностью характеризует рассматриваемый вопрос. Газобаллонное оборудование может быть безопасным при условии, что оно правильно установлено, правильно эксплуатируется (в том числе это касается и хранения автомобиля, и его заправки), а владелец периодически проверяет не только баллоны, но и всю систему. 

Теперь честно для себя ответьте на вопрос: а это действительно так? Ответ можете оставить при себе, ведь он исключительно в ваших интересах. 

Для тех, кто не боится. Машины на газе в базе объявлений Автобизнеса

Источник