Сегодня детейлинг – востребованная среди автомобилистов услуга, а квалифицированный детейлер – хорошо оплачиваемый специалист. Но что скрывается за красивыми картинками в Instagram в стиле "было-стало", на которых словно по взмаху волшебной палочки тыквы превращаются в кареты? В смысле грязные машины становятся чистыми, будто только сошедшими с конвейера. Журналист Автобизнеса на один день сменил клавиатуру ноутбука на пылесос и торнадор, чтобы испробовать на себе работу детейлера.
Начинаем с потолка
Я люблю ухаживать за автомобилем и знаю, как это правильно делать, поэтому идея провести один день в детейлинг-студии зрела давно. На эту авантюру согласились в Tihealab Detailing, где преимущественно обслуживаются дорогие премиальные авто. Но доверить мне без опыта работы клиентскую машину не рискнули, поэтому буду пробовать свои силы на красном Ford Focus, про нюансы которого многие уже читали. Одним из них было довольно большое количество шерсти в районе заднего дивана и в целом неопрятное состояние салона.
Пригоняем машину в понедельник вечером, и руководитель студии Юрий рассказывает, какие этапы предстоит пройти. Начнем с очистки потолка, затем демонтируем из салона кресла, чтобы утром приступить к масштабной детейлинг-химчистке.
Специалист показывает, как чистить потолок. На первый взгляд ничего сложного: проходишь торнадором, растираешь влажной фиброй, чтобы не осталось полос, вытираешь. Но без опыта делаю я все достаточно медленно, поэтому Юрий быстро отбирает у меня инструмент: "Такими темпами можно получить провисание потолка". Вместе с обивкой также чистятся верхние части стоек, плафоны, ручки над дверями и козырьки.
Потолок очистился довольно быстро – оставляем сохнуть и переходим к мойке кузова и проемов. Во-первых, эта процедура входит в стандартный комплекс детейлинг-химчистки, во-вторых, сами в процессе дальнейшей работы не будем вымазываться о грязные пороги. С мойкой справляемся довольно быстро и на этом расходимся, кресла решаем снять с утра.
Я – чернорабочий
Утром потолок идеально чист, а на демонтаж передних сидений и подушки заднего дивана уходит минут 20.
На часах одиннадцать, к нам присоединяется детейлер Артем, и ребята предлагают немного изменить ход эксперимента. Изначально предполагалось, что все действия по очистке салона я буду делать самостоятельно под их контролем, но у Юрия другой план: "Если ты будешь выполнять все этапы, особенно требующие навыка, сам, то "зависнешь" здесь на три дня. Поэтому мы пока будем приводить в порядок сиденья и ковер багажника, а ты бери пылесос и отправляйся чистить пол в салоне. Дальше – по обстоятельствам". Короче говоря, я – чернорабочий.
После покупки машины салон пропылесосили своими силами, но просто и легко вычистить все из-под сидений невозможно. Что и подтвердил их демонтаж. Смотрите сами:
На то, чтобы избавить ковер и спинку заднего дивана от песка и шерсти, у меня ушло почти полтора часа в самых изощренных позах. Если песок просто всасывается пылесосом, то часть шерсти пришлось извлекать из ворса в прямом смысле вручную. Небольшие волоски нашлись даже в бардачке!
Пока я возился с полом, Артем обработал два кресла с помощью химии и щетки на шуруповерте и позвал посмотреть, сколько грязи будет вытаскивать из них экстрактор. Из водительского сиденья всасывалась коричневая жижа, пассажирское, конечно, было чище. Жесть! И этой машине всего четыре года. Не хочу даже представлять, что творится в 10-15-летних авто, в которых никогда не убирали.
"С креслами в тканевой обивке работать тяжело, на них приходится тратить много времени. Пыль и грязь попадают как в обивку, так и в наполнитель. В результате каждое сиденье нужно обработать, почистить щетками, вытянуть химию вместе с грязью экстрактором, еще раз промыть, затем высушить. С кожей есть свои нюансы, но в целом все гораздо проще и быстрее", – говорит руководитель детейлинг-студии.
Неочевидная грязь
Тем временем Юрий закончил очистку ковра багажника и показывает мне, как чистить дверные карты: "Обрабатываешь торнадором, трешь круговыми движениями щеткой, тканевую обивку дополнительно протираешь несколько раз влажной фиброй, затем сухой убираешь остатки химии. Потом берешь пневмопистолет и продуваешь все щели, вытирая брызги".
Надо сказать, что для чистки используется торнадор, поскольку материалы отделки в этой машине максимально простые. Будь на их месте что-то деликатнее и дороже – подход был бы другим. Кстати, когда смотришь на YouTube, как работает торнадор, кажется, что поток воздуха и химии из него невероятно мощный, но на самом деле им спокойно можно помыть руки. Но не нужно – при работе с любыми средствами для очистки салона или мойки кузова следует надевать перчатки.
С дверными картами все действительно оказалось просто, справился я быстро, отдав торнадор Юрию, который объединил его с пылесосом с помощью нехитрого приспособления и приступил к глубокой очистке ковра. А Артем тем временем производит химчистку заднего дивана. Мне же поручают привести в порядок ремни безопасности.
И в этой работе нет ничего сложного: смачиваем фибру в химии, складываем вокруг ремня и пару раз протираем. Потом еще несколько раз проходим мокрой без химии и затем вытираем сухой. Я начал с водительского ремня, а когда сменил химию на чистую воду – получил порцию новых впечатлений. Тряпка после первого же прохода из синей превратилась в коричневую. Становилась такой она и после второго, и после третьего раза. На очистку одного ремня ушло минут пятнадцать. А ведь по его виду и не скажешь, что он был грязным.
"Это еще далеко не самая грязная машина. Когда мы только развивались и активно брали в работу автомобили массового сегмента, к нам приезжали такие, что после их химчистки приходилось делать химчистку нашей студии. Сегодня у нас обслуживаются в основном дорогие машины, владельцы которых следят за ними, поэтому столько грязи не доводилось видеть давно. Но что мешает и остальным ухаживать за своими автомобилями, не доводя их до такого состояния?" – говорит Юрий.
А теперь вспомните, когда вы последний раз чистили ремни безопасности в своей машине (с большой вероятностью – никогда, ведь их загрязненность неочевидна), и подумайте, какое количество грязи в них скопилось.
К счастью, с остальными ремнями все оказалось гораздо проще – ими практически не пользовались.
Магия кистей
Пока мы с Юрой делали свою часть работы, Артем быстро расправился со спинкой заднего ряда и приступил к очистке торпедо, панели приборов и руля. В ход пошли не только щетки, но и кисточки. Выглядит как колдовство, но по-другому избавиться от грязи в стыках панелей, щелях между кнопками и воздуховодах невозможно.
Закончив "торнадорить" ковры и багажник, Юрий принимается чистить элементы центрального тоннеля. Вдвоем с Артемом они довольно быстро заканчивают работу над салоном. Естественно, после обработки химия убирается с помощью фибровых салфеток, а все стыки и щели продуваются сжатым воздухом.
Я же в это время занимаюсь очисткой шторки багажника. Она, зараза, постоянно норовит смотаться! Пришлось проявлять чудеса изворотливости и изобретательности, сопровождая процесс не самыми приличными выражениями, а порой и самыми неприличными.
Осталось почистить уплотнители дверей и стекол и помыть сами стекла, к чему и приступают специалисты. Мне же предлагают финально пропылесосить пол. Я этот пылесос уже ненавижу, но выбора нет.
Собака сутулая!
Готово. Сиденья устанавливаются на свои места, я беру лампу и отправляюсь оценить результат. На первый взгляд все прекрасно, но если присмотреться повнимательнее, то и в ковре, и в обивке кресел можно заметить мелкие шерстинки. Требовательного клиента это не устроит! Некоторые из этих волосков невозможно достать даже пальцами.
Похоже, что в машине возили короткошерстную собаку. Но в моем случае было бы куда лучше, если бы эта псина имела нормальную шерсть. А в идеале, чтобы этой собаки сутулой вообще никогда не было в салоне. Пришлось вооружиться специальным крючком и потратить еще добрых полчаса на избавление от остатков шерсти.
Шесть вечера – основная часть работ закончена. Теперь нужно просушить салон – на это уходит еще три часа.
Затем внутрь машины помещаем озонатор – прибор, как нетрудно догадаться по его названию, вырабатывающий озон. Озон, будучи мощнейшим окислителем, уничтожает все остатки прошлой жизни в салоне, заодно избавляя его от въевшихся запахов, которые не всегда убирает химия.
Пока идет процесс озонирования, Юрий подводит итоги:
"Извини, что не дали тебе сделать все работы самостоятельно. Один и без опыта ты бы на них потратил два, даже три дня. Хотя, наверное, и смог бы добиться достойного результата. Вопрос лишь в целесообразности траты такого количества времени и электроэнергии. Мы не стали "грузить" тебя нюансами работы, например, необходимостью зажимать шланг пылесоса между ног, чтобы не поцарапать пороги. Во-первых, увидели, что ты и так в курсе, во-вторых, по той же причине, по которой, видимо, ты "забил" на это через пять минут, – пороги "Фокуса" закрыты черным пластиком.
Честно признаю: мы не стали делать эту машину, что называется, "в ноль". Я своим опытным глазом вижу несколько мест, где можно было добиться еще лучшего результата. Но на это требовалось потратить еще пару часов и сильнее намочить обивку, что повлекло бы за собой увеличение времени сушки. А именно временем мы в рамках этого эксперимента ограничены. Да и реально результат стал бы лучше процентов на пять".
Наш вердикт
То, что красиво выглядит на YouTube, в жизни оказалось совсем непростой работой. И даже в какой-то степени противной, ведь одно дело приводить в порядок свою машину, другое – убирать чью-то грязь. Но в то же время процесс очень интересный, ведь после каждого этапа ты видишь, как преображается салон.
Самым сложным для меня оказалось почистить обивку от присутствовавшей повсюду шерсти. Без нее чистка пылесосом пола и багажника заняла бы значительно меньше времени. Не могу сказать, что за день, проведенный в детейлинг-студии, я сильно устал, но спина болела еще пару дней.
Что касается результата, то могу однозначно сказать: без демонтажа кресел и специального оборудования качественно почистить салон невозможно. Под сиденьями и между ними и центральным тоннелем скапливается огромное количество всякой гадости, которую просто так не убрать. Как и не вытащить всю грязь и химию из обивки кресел без моющего пылесоса. Разве что десятки раз протирать влажными фибровыми салфетками, но это займет очень много времени. Наконец, торнадор – как ни пылесось, но без него в чистом на первый взгляд ковре все равно остается огромное количество песка.
Редакция благодарит Tihealab Detailing за содействие в подготовке материала
Чистенькие и в порядке. Новые машины в базе объявлений Автобизнеса