«Не хотите быть обманутым — не обманывайтесь сами». Как сегодня обстоят дела с пригоном авто из Европы

Из-за дефицита и существенного подорожания новых автомобилей у белорусов неизбежно должен вырасти интерес к европейской "бэушке". Этому способствует как никогда низкий курс евро, стремительно приближающийся к курсу доллара. Но что происходит с ценами на машины в Европе, нет ли их дефицита, как обстоят сегодня дела с доставкой? Эти и другие вопросы мы обсудили с представителем компании "ААвто" Анастасией Юрчик.

"В интересное время живем"

– Что происходит с ценами и наличием машин в Европе? 

– Я стала часто говорить: "В интересное время живем". Никто не мог предположить того, что происходит сегодня. Но рынок цикличен. С ноября 2014 года мы проживали одну историю, сегодня проживаем другую. Рынки и цены меняются. За 12 лет своей работы я не помню ни одного события, после которого автомобили дешевели бы, не считая курсовых историй в 2014 году, когда все стали ввозить машины из России. А в Беларуси вы сможете вспомнить ситуацию, в которой автомобили становились глобально дешевле?

Я не вижу, чтобы в сегменте подержанных авто в Европе произошел скачок цен. Поэтому этот рынок действительно стал выгодным, интересным и привлекательным. Курс евро уже далеко не такой, как полгода назад, когда конверсия к доллару была 1,39, сейчас картина совершенно другая. Чтобы не быть голословной, скажу, что неделю назад мы выиграли Volvo XC60 2019 года с пробегом 141 тысяча километров, который с полной таможенной пошлиной обходится в 30 тысяч долларов, в то время как у нас самые дешевые аналогичные машины стоят дороже. 

Поэтому интересные варианты можно найти. Иногда это происходит за день, иногда нужно время, особенно когда машина ищется на аукционах. А вот в премиальном сегменте ситуация другая: автомобили везде в дефиците. Там идет речь не о скидках, а о "накидках" за право покупки. 

Если говорить в целом, то машины есть, проблем с наличием нет, если появляется хороший вариант по хорошей цене, как правило, он продается в течение дня, максимум двух-трех. Иногда мы просто не успеваем позвонить – автомобиль уже продан или забронирован.

– Осенью 2021 года стоимость машин в Европе активно росла. Что происходит сейчас?

– Действительно, тогда цены активно росли. Но сегодня они находятся на том же уровне. Роста нет, а за счет курса конверсии евро итоговый ценник в сегменте от 15 до 30 тысяч долларов сейчас выходит даже ниже. По некоторым позициям я замечаю откат цен. 

– Машины есть, купить их можно, как обстоят дела с платежами?

– Это было серьезной головной болью и вопросом, который требовалось оперативно решить. Из-за санкций сегодня платежи из Беларуси мы можем отправлять только из трех банков. В каждой европейской стране осталось 1-2 банка, которые принимают платежи от физических лиц. Деньги без проблем доходят в течение пары дней, этот вопрос благополучно решен.

"Стоимость доставки выросла примерно на 10-15 процентов"

– Истории о том, что небольшие автохаусы или частные лица отказываются продавать машины белорусам, я слышал еще в марте. Сталкивались с такими ситуациями?

– Сталкивались, это правда. Бывает, что отправляешь предварительную заявку для получения первых данных, в которой указан белорусский номер телефона, и не получаешь в ответ ничего. Просто игнор. Делаешь то же самое с аккаунта партнера с эстонским номером – сразу же приходит на почту вся информация. 

"Не хотите быть обманутым - не обманывайтесь сами". Как сегодня обстоят дела с пригоном авто из Европы

С крупными аукционами проще. Они не работают напрямую с частными лицами. И если говорить про физлиц, то какие санкции в их отношении? Все нормально, просто случаются перегибы на местах.

– Когда был введен запрет на въезд европейских грузовиков дальше ближайшего к границе ТЛЦ, возникал вопрос, как ввозить легковые автомобили на автовозах. Рабочими вариантами было везти в Ошмяны и перегружать или забирать своим ходом прямо оттуда. Потом автовозам разрешили приезжать в Колядичи и разгружаться там. Получается, что приходится работать через литовских перевозчиков?

– Да, так и есть, благо мы, например, 12 лет работаем с литовскими логистами. Поэтому всем этим трудностям были подвержены меньше, чем те, кто сотрудничал с белорусскими перевозчиками. Но почувствовался рост цен из-за выросшей стоимости топлива в Европе, увеличились сроки доставки. 

Период, когда литовцы могли въезжать на нашу территорию не далее чем на 50 километров от границы, длился две недели, но тогда возникли невероятные очереди. Только на заезд в ТЛЦ в Ошмянах автовоз мог стоять сутки. А еще нужно разгрузиться, разместиться, сдать документы и закрыть доставку. Поэтому проблемы действительно были, но они благополучно разрешились. 

Стоимость доставки выросла примерно на 10-15 процентов. А это приводит к увеличению конечной цены автомобиля для заказчика на 100-150 евро. 

"За маленький пробег заказчики "народных" автомобилей переплачивать готовы редко"

– Реально ли сегодня что-то привезти за 10 тысяч долларов?

– Что-то – реально. Но я за такие заказы не берусь, потому что в этом бюджете очень мало автомобилей, они с большими пробегами. 10-11 тысяч – это, по сути, Renault Clio, Opel Corsa и все. "Механика", пустая комплектация и пробег 150 тысяч плюс километров. 

– Доступный С-класс: Megane, Focus, Golf, Leon и т.п. На какие суммы здесь стоит ориентироваться?

– От 11 тысяч – Ford Focus, но третье поколение и в простой комплектации. Это минимум. Есть клиенты, которые готовы платить и 15, и 16 тысяч за тот же Focus, если он с маленьким пробегом и в хорошей комплектации. Но таких единицы. Здесь вопрос, что мы берем за основу при выборе авто: стоимость, пробег, состояние, комплектацию.

– Клиенты готовы сегодня переплачивать за комплектацию?

– В том сегменте, с которым я преимущественно работаю, готовы. И я стараюсь именно на это ориентировать. Потому что при стоимости автомобиля около 15 тысяч, переплатив тысячу, вы получите вариант лучше и интереснее. А машина покупается не на полгода, обычно даже не на год. Поэтому я все чаще встречаю людей, которые согласны платить за комплектацию. 

А вот за маленький пробег заказчики "народных" автомобилей переплачивать готовы редко. С премиальными машинами наоборот. Их покупатели часто ставят планку 100 тысяч километров максимум, а очень часто встречается и ограничение до 50 тысяч.

– В С-классе какая разница в цене между машинами с пробегом 180-200 тысяч, на котором их любят продавать с аукционов, и, скажем, с пробегом 120 тысяч?

– Несколько тысяч спокойно. Тысяча-полторы-две. То есть если машина стоит 15-20 тысяч долларов, то речь о доплате 10 процентов за небольшой пробег. В сегменте дорогих автомобилей процент переплаты за низкие значения на одометре будет меньше. Там на цену сильнее влияет комплектация – каждая опция стоит денег. 

– Спрос на подержанные автомобили в связи с последними событиями вырос?

– Вырос заметно. Мы сняли всю рекламу, нам хватает заявок с сайта и из соцсетей. Появилось очень много консультационных вопросов, которых раньше не было. Многие думают, что автомобиль невозможно привезти, невозможно оплатить. Вокруг очень много информации, которая не всегда достоверна, из-за этого множество новых вопросов. Рынки открыты, границы открыты, все можно привезти.

– Получается, что в какой-то степени эта ситуация сыграла на руку компаниям, которые занимаются доставкой автомобилей под заказ?

– Я не хочу оценивать такие истории: на руку или не на руку. Скорее это рыночная ситуация, в которой мы ориентируемся и стараемся закрывать все вопросы.

– В процентном соотношении можно оценить рост заказов?

– Да, процентов 40.

– Хорошо это или плохо, что белорусы будут ездить пускай на подержанных, но куда более интересных машинах из Европы?

– Казалось бы, это моя работа, я должна радоваться, но будем честными – новый автомобиль есть новый автомобиль. У него заводская гарантия – это важно, за это есть смысл платить. Те белорусы, которые любили европейские автомобили и понимали, зачем они им, всегда их выбирали. Другой вопрос, что произошла переориентация из-за недоступности новых машин, теперь смотреть в сторону авто из Европы придется и тем людям, которых они вообще не интересовали. Хорошо это или плохо? Поживем – увидим. 

Про европейские автомобили хотелось еще сказать вот что. Постоянная практика – осматривать пригнанные машины на подъемнике. И клиенты часто спрашивают: "А чем вы ее обработали, что вы с ней сделали, пока она ехала?" Ничем. Все мы так привыкли к автомобилям, которые поездили у нас или в России, что чистое днище на трех-пятилетней машине вызывает искреннее удивление.

"Ввозить "каблуки" однозначно невыгодно"

– Стоит ли везти из Европы "каблуки", фургоны, микроавтобусы, малотоннажники и прочий комтранс?

– На самом деле ситуация с комтрансом всегда была непростой, он пользовался спросом на б/у рынке. Сейчас все обострилось. "Дайте, привезите, помогите!" – примерно так это выглядит. И в Европе ситуация с коммерческим транспортом тоже непростая, там все сильно подорожало, как и здесь. 

Если говорить про выгодность, то могу сказать, что ввозить "каблуки" однозначно невыгодно. При ввозе на юрлицо помимо пошлины и ввозного НДС платится утилизационный сбор. Там абсолютно другие ставки, нежели в сегменте легковых авто для физических лиц, и они немаленькие. 

Что касается автомобилей класса Renault Master, Fiat Ducato с любыми кузовами, то они актуальны для покупки. Значительно вырос спрос на новые коммерческие авто из-за границы, заявок очень много, но проблема в том, что мы не все можем реализовать в реальной жизни. Потому что на автомобили не старше трех лет требуется определенный пакет документов, который мы не можем предоставить, если не ввозили и не тестировали данный автомобиль в Беларуси. Поэтому, даже если машины в Европе есть в наличии, нужно быть аккуратным – привезти можно не все.

Цены выросли, клиенты к ним готовы, так как возможности что-то заказать у наших дилеров на данный момент, к сожалению, нет. Знаю, что в сентябре формировались заказы на январь и февраль, а вот выполнены ли они – я не в курсе.

– Если взять, например, 3-5-летний "цельномет" из Европы – какой пробег у него будет? Ведь там не стоят на месте легковые машины, а грузовики не стоят тем более. 

– Моя вторая любимая фраза: не хотите быть обманутым – не обманывайтесь сами. Потому что иногда у меня просят привезти коммерческий автомобиль возрастом от трех до семи лет – в этом сегменте другая градация – и говорят, что пробег должен быть не больше 150 тысяч километров… Вдумываемся и соизмеряем: семь лет, три года, 150 тысяч – мы вообще в одной реальности, в одной вселенной? Это невозможно. 

Я сразу отметаю такие заказы, потому что хочу ввозить автомобили с их "родными" пробегами. Могу пошутить и сказать: вам отмотают, но зачем? Нормальный рабочий пробег для трехлетнего коммерческого автомобиля – от 150 до 300 тысяч. Минимум. Машина приносит деньги, она должна работать. Это надо запомнить всем. 

Поэтому нужно трезво смотреть на вещи и помнить, что все меняется, обслуживается, ремонтируется. Главная задача – найти аккуратную и досмотренную машину. У нас был опыт пакетной поставки десяти автомобилей из польской фирмы в белорусскую. У всех пробег был 350 тысяч плюс, но все они были обслужены. Если там меняли сцепление или даже двигатели, эти работы подтверждались документами.

"Ненормальная ситуация, когда автомобиль поездил, стал старше и при этом подорожал"

– При нынешнем низком курсе евро и наличии денег на покупку машины стоит ли сегодня идти и заказывать автомобиль из Европы?

– Автомобиль – это очень важная покупка в жизни каждого человека. Поэтому хочется, чтобы люди относились к ней серьезно. Если это запланированная покупка, которая была обдумана, – мне кажется, что время для нее сейчас хорошее. А брать и тратить все сбережения на машину, потому что низкий курс… Кто знает, что будет завтра. Делать сегодня какие-то прогнозы вообще не имеет смысла. Я за холодную голову при покупке и выборе авто, чтобы автомобиль не был каким-то финансовым вложением, а решал возлагаемые на него задачи.

– Тем не менее с учетом роста цен в прошлом году те, кто приобрел автомобили в 2020-м, неплохо заработали.

– Да, у меня клиент, который покупал три года назад машину, приобрел ее тогда дешевле, чем мы сегодня согласовали стоимость ее продажи. Но согласитесь, что это ненормальная ситуация, когда автомобиль поездил здесь, стал старше и при этом подорожал. Это обстоятельства, которые так сложились. В такое интересное время живем – последние полгода говорю эту фразу все чаще. В очень интересное. Кто знал?

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса

Источник