Натуральное сравнение: как ведет себя автомобиль на гравии и на асфальте

Гравийная дорога может быть пыльной и тряской – на такой сильно не разгонишься. А может быть ровной, но все равно коварной. Потому что у такого покрытия – очень много нюансов. Проверим?

Не расслабляться!

Даже асфальт бывает разным, а остальные типы покрытий и подавно. Полевые грунтовые дорожки, раскисающие в дождь – это одна история, "протоптанные" лесные – другая. Одни – это порой сплошная глина, другие – тяжелый рыхлый песок. И дороги с усовершенствованным покрытием – тоже очень разные. Но объединяет их одно: по сравнению с асфальтом они (за крайне малым исключением) обеспечивают гораздо худшее сцепление с колесами, к тому же само по себе покрытие может быть нестабильным.

Подмороженное, раскисшее, твердое, рыхлое, с колейностью, с неровностями и подбросами – покрытие грунтовой или гравийной дороги может привести к боковым уводам, срыву в скольжение, в общем, к уходу автомобиля с намеченной траектории, причем часто – очень неожиданно для водителя. Обратите внимание, как много весной и летом ДТП на таких дорогах, порой с тяжелыми последствиями. При этом водители могут быть и опытными, и трезвыми, и вовсе не "гонщиками"… Но все равно попадают в неожиданные аварии, вызванные особенностями покрытия.

Сделаем это наглядно

Натуральное сравнение: как ведет себя автомобиль на гравии и на асфальте

Но чем теоретизировать, давайте лучше покажем это на практике. Смоделируем несколько ситуаций на асфальте и на гравии. На самом деле, в роли последнего будет выступать специальное покрытие трекового стадиона спорткомплекса РСТЦ ДОСААФ в Прилесье, руководство которого пошло нам навстречу в вопросе организации испытаний. Но будем называть это гравием – тем более, что он, как мы уже сказали ранее, может быть разным.

Все заезды проводим на Volkswagen Polo, который оснащен ABS, но не имеет ESP – так проще прочувствовать все скольжения. Шины – летняя, практически новая "Белшина", которая успела пробежать не более 1000 км. В обычных режимах владелец ею доволен. Андрей – водитель опытный: стаж 28 лет, несколько категорий, контраварийная подготовка, периодические тренировки. Собственно, он сам практически все упражнения и выполнял, хотя и я периодически подсаживался для сверки впечатлений.

Экстренное торможение

Если тормозить плавно, особой разницы можно и не почувствовать. Другое дело, если замедление более активное – тогда сцепление шин с дорогой становится принципиальным. В этом мы убедились, проведя серию заездов на асфальте и гравии.

Для каждого покрытия делали несколько попыток – пока не достигали повторяемого (близкого) результата. Начальная скорость – 60 км/ч по спидометру, на контрольной отметке – жесткий удар по педали тормоза, и далее под стрекот ABS замедление вплоть до полной остановки.

Натуральное сравнение: как ведет себя автомобиль на гравии и на асфальте

Результаты впечатляют. Если на асфальте Polo останавливался за 13,5 метра, на гравии ему требовалось уже 22,4 метра (+8,9 метра). Но это на прикатанном плотном покрытии. Стоило сместиться чуть в сторону — и под колесами оказывались мелкие камушки, "отсев". И это приводило к увеличению тормозного пути еще на 4,1 метра – до дистанции 26,5 метра. А это уже практически двукратная разница по сравнению с асфальтовым покрытием!

Натуральное сравнение: как ведет себя автомобиль на гравии и на асфальте

Возможно, вам и не придется никогда так тормозить (чего вам и желаем). Но еще раз повторим: это упражнение очень наглядно демонстрирует разницу в сцепных качествах разных покрытий.

Повороты

А давайте погоняем по треку! Но без фанатизма. Ибо вроде и радиус большой, и ширина достаточная, но на скорости чуть более 60 км/ч Polo уже начинает "ерзать": если активнее работать газом, норовит поплыть наружу передняя ось, если, наоборот, слегка убрать тягу или сильнее повернуть руль, поворачиваемость уже становится избыточной, задняя ось норовит пойти наружу поворота. А ESP нет. Каркаса безопасности тоже…

Как раз в поворотах может проявляться коварство гравийного покрытия. Вот вроде автомобиль спокойно идет по дуге – но в какой-то момент может соскользнуть наружу или отправиться в занос. Причем, что самое опасное для рядового водителя, срыв колес может быть настолько мягким и незаметным, снос или занос в первое время будет развиваться настолько плавно, что потеря контроля над автомобилем станет очевидной уже когда ситуация начнет развиваться более стремительно – и времени (или места) на исправление ошибки уже может не хватить.

Что именно может происходить с автомобилем, зависит от многих факторов: конструктивных особенностей машины (развесовки, настройки шасси, трансмиссии и прочего), технического состояния (в первую очередь подвески и шин), покрытия, а также действий водителя – а именно работы органами управления в самом повороте или перед ним. Нюансов много, так что не будем закапываться в них. Надо отметить главное: агрессивные действия или запоздание с реакцией на начало скольжения чреваты уходом с намеченной траектории.

На 90 градусов

Выставляем при помощи пилонов два практически одинаковых 90-градусных поворота шириной 9 метров. Один на асфальте, второй на гравии. Как думаете, какой будет преодолеваться быстрее?

Андрей говорит, что на гравии  как-то проще и даже немного быстрее, хотя в целом превысить планку в 45 км/ч не получается. Я же быстрее проезжаю по асфальту, чем по гравию. Но тут важнее даже не скорость, а что происходит с машиной и как приходится работать рулем.

С асфальтом все просто: при переборе скорости начинается снос.  Чуть меньше газа, легкое выравнивание руля — и все решается. На гравии приходится работать рулем точнее и больше, чтобы все же заставить машину повернуть.

Впрочем, в какой-то момент она и сама активно доворачивает – но только потому, что передние колеса (причем в вывернутом положении) попадают на асфальт, а задние еще продолжают слегка проскальзывать по гравию. На таком миксте и до заноса недалеко! И это тоже жизненно: переход с гравия на асфальт или наоборот может обернуться неприятными сюрпризами в виде внезапного скольжения.

Змейка

Натуральное сравнение: как ведет себя автомобиль на гравии и на асфальте

Ладно, выставим другое упражнение – линейную змейку с шагом 15 метров. Вроде ничего сложного: просто надо постоянно поворачивать вправо-влево, объезжая пилоны. То есть, по сути, совершая те же повороты, но только короткие. И на гравии это получается лишь на скорости 30-35 км/ч. А вот дальше становится сложнее остаться на траектории: автомобиль норовит соскользнуть наружу. При этом на асфальте такая же змейка легко проходится на 40-45 км/ч, а при должном старании можно и до 50 км/ч разогнаться!

Объезд препятствия

Аналогичная ситуация и с выездом на встречную и быстрым возвращением обратно. Правда, "лосиный тест" выставлялся в очень компактном варианте – учитывая близость ограждений на дорожке трекового  стадиона. Поэтому уже на 40-45 км/ч попадать в соседний и возвращаться в свой ряд, не заваливая ограничители, было непросто.

Натуральное сравнение: как ведет себя автомобиль на гравии и на асфальте

Причина все та же: при активном повороте руля Polo стремится соскользнуть передними колесами с траектории, распрямляя ее. А при возвращении в свой ряд уже проявляется раскачка и начинает зарождаться занос. В итоге рулем надо работать как можно мягче и как можно быстрее возвращать его в "ноль". И с газом все интересно: с ровной тягой больше риск сноса, а по сбросу надо пристальнее следить за кормой.

На асфальте все стабильнее, хотя и работать при объезде рулем приходится быстрее. Ну так и скорость выше! Даже при пристрелочных заездах при 50 км/ч удавалось вписаться в траекторию, удачными были попытки и при 55 км/ч.

Слово водителю

Сюрпризов (в этих заездах) для меня нет: гравий означает, что тормозной путь увеличивается почти в два раза, и электронные системы здесь не спасают. И чем более рыхлое покрытие, тем больше машина будет скользить, тем больше будет боковой увод, склонность к заносу.

При проезде поворотов некоторой неожиданностью для меня стало то, что скорость оказалась примерно одинаковой что на асфальте, что на гравии. Возможно, это связано с тем, что на асфальте лучше сцепление, но при срыве в скольжение это означает и более резкие реакции автомобиля, а на гравии все происходи мягче и дает больше времени на работу со сносом, заносом. Но для обычного водителя сложнее будет гравий, потому что не каждый знает и умеет выполнять те приемы, которые помогут повернуть машину и сохранить над ней контроль на таком покрытии.

На змейке 35 км/ч оказалось максимумом – на 40 км/ч уже было страшно: машина постоянно норовила уйти в скольжение. А на асфальте можно было ехать быстрее и спокойнее.

Наш вердикт

Гравий, безусловно, покрытие очень интересное – для искушенного водителя. Но очень уж нестабильное, что передается и на поведение автомобиля. Вероятность скольжения появляется на куда меньших скоростях, нежели на асфальте, так что неприятный сюрприз может поджидать даже спокойных водителей – вот прямо как зимой на заснеженной дороге.

Поэтому и рекомендации соответствующие. При выборе скорости, особенно в поворотах, следует учитывать тип и состояние покрытия, плавно работать газом, избегая резкого изменения тяги, а при повороте руля стараться делать это мягко и как можно быстрее возвращаться в "ноль". Также важно чувствовать, как ведет себя автомобиль на такой дороге, чтобы не пропустить начало скольжений. Считайте, что едете по снегу, причем – на летней резине. И ведь на самом деле это не так уж далеко от истины!

Редакция выражает благодарность руководству РСТЦ ДОСААФ за помощь в организации съемок

Шины в базе объявлений Автобизнеса

Источник