Кроме Mercedes Viano у Николая есть несколько старых автомобилей из советских времен. С каждым из них связана какая-то история. Что представляет собой одна из этих машин – в рассказе владельца:
– До развала Союза Волжский автозавод довольно активно работал на экспорт, в том числе и в капстраны. Дилерские центры были в Финляндии, Франции, Германии, но чтобы там продавать, надо было стараться. По сути, к дилерам машина поступала как конструктор, в который уже на месте вносились изменения. Вместе с низкой ценой они должны были приманивать покупателей.
Чтобы приукрасить внешний вид, клеились молдинги, наклейки, ставились другие решетки радиатора, колпаки на колеса, но это мелочи. Сейчас важнее, что автомобили подвергались антикоррозийной обработке днища и скрытых полостей, что позволило им дожить до сегодняшних дней, хотя им уже 30 с лишним лет.
Коррозия, конечно, есть. Ничего с этим не сделаешь, потому что проблемные места так спроектированы. К примеру, между низами дверей и порогами имеются щели. В них забивается всякая грязь, а дальше процесс пошел. Приходится периодически что-то подкрашивать, от этого никуда не денешься. Но я смотрю на иномарки, выпущенные в середине 1990-х годов, – кузов у многих из них в гораздо худшем состоянии, чем у этой машины. У меня когда-то был Citroёn Xantia тех лет: диву даюсь, какими эти автомобили стали сейчас, – с дырами, переварены, перекрашены. В сравнении с ними эта машина чуть ли не образец стойкости к коррозии.
Из серьезных конструктивных отличий я бы отметил электронную систему управления двигателем Axtec, которую разработала фирма Bosch. Почему-то история с электронным управлением называется "канадки". Вроде бы в конце 1980-х годов автомобили 8-й и 9-й моделей готовили для продажи в Канаде. Рынок Северной Америки предъявлял особые требования к токсичности выхлопных газов, поэтому машины должны были иметь катализатор, лямбда-зонд и, не удивляйтесь, систему EGR.
В Axtec это есть, но главное, что она предусматривала электронное управление карбюратором, ведь в этой машине двигатель не инжекторный и не с моновпрыском, а именно карбюраторный. И вот Axtec приспособили для этого мотора.
Что наверняка сразу бы отметил для себя наш водитель 1980-х годов – нет всем привычного тогда рычажка подсоса, который надо было при запуске холодного двигателя вытягивать, а затем по мере прогрева мотора утапливать. На Западе такого не понимали, поэтому в карбюраторе предусмотрена система, которая в зависимости от показаний датчиков температуры автоматически прикрывала или открывала заслонку. Таких датчиков на обычных моторах "Лад", естественно, тоже не было.
Экологическим нормам "канадки" соответствовали, а поскольку в Западной Европе к токсичности выхлопа тоже относились строго, позже этим же техническим решением воспользовался немецкий дилер АВТОВАЗа Deutsche Lada Automobil GmbH и начал устанавливать систему Axtec на машины, которыми торговал в Германии.
Но все же не карбюраторный двигатель с электронным управлением, не редкая краска №215 "Сафари", не элементы, которые добавил дилер, – главная "фишка" этой машины. Делает этот автомобиль коллекционным голубой салон. Это как в случае с монетами или почтовыми марками, которые начали печатать, но затем обнаружили какую-то ошибку, исправили, продолжили печатать, однако сохранилось несколько экземпляров с ошибкой. И сейчас как раз эти экземпляры, а не исправленные, известны во всем мире, за ними гоняются коллекционеры.
Подобными салонами, но красного цвета, оснащались классические "жигули" и переднеприводные модели ВАЗа для европейского рынка. Их было изготовлено много. А вот салонов голубого цвета было выпущено не более 400 комплектов. Как гласит история, голубые салоны были предназначены для дилера Lada Baltic в Финляндии. Однако финны посмотрели на качество отделочных материалов и сказали: нет, нам это не подходит.
В итоге они сами разработали всем известный салон Baltic темного цвета с другой поддержкой сидений, однако что им не подошло по качеству, устроило Deutsche Lada. Сколько сохранилось из этих 400 экземпляров до наших дней, сколько из них вернулось из Германии к нам – можно пересчитать по пальцам. Поэтому ценность этого автомобиля основана на салоне. Я знаю лишь несколько сохранившихся машин с таким же салоном и не слышал, что владельцы собираются их продавать.
У меня этот автомобиль больше двух лет. Какой у него пробег, сказать трудно. Лишь по косвенным признакам – состоянию педалей, сидений – могу предположить, что на одометре третий круг, то есть порядка 206 тысяч километров машина проехала как минимум.
Предыдущий владелец пригнал ее в Беларусь из Германии в 2001 году. Находилась она в Рогачеве. Последние пять лет по состоянию здоровья хозяин ездить уже не мог, ее выставили на продажу. Владелец понятия не имел, что его автомобиль уникальный, но надо отдать ему должное: за 18 лет, пока машина была у него, комплектность в основном сохранилась, кузов остался в "родной" краске.
Кое-чего не хватало, например, одного зеркала. На эти автомобили вместо обычных зеркал Deutsche Lada устанавливала зеркала фирмы Нagus. Найти их простому человеку, к тому же в Рогачеве, было проблемой, поэтому владелец поставил стандартное зеркало.
Также не хватало бленды под номерной знак, заднего спойлера производства фирмы Foha – то ли потерялся, то ли отодрали. А это также устанавливалось немецким дилером во время предпродажной подготовки, но на серийных "девятках" для нашего рынка отсутствовало.
Еще в Германии машины оснащали очистителями фар. От времени один перестал работать. Все, что пропало или не работало, пришлось по крупицам находить, восстанавливать. Хорошо, что когда машина "всплыла" в объявлениях о продаже, на "разборках" что-то из экспортных деталей еще можно было найти, но сейчас, похоже, уже вымели все подчистую.
Понятно, что немцы не покупали эту машину, чтобы хранить в гараже и ездить только летом на дачу. Для них это был один из самых доступных "бюджетников", поэтому эксплуатировали их по полной программе, а затем без сожаления отправляли на свалку или в лучшем случае продавали нам. А поскольку все это было 30 с лишним лет назад, теперь детали, которые отличают этот автомобиль от стандартной "Лады", найти невозможно.
В частности, отсутствует все, что относилось к системе питания и выхлопа. Разговаривал с людьми, которые работали на сервисе АВТОВАЗа с момента его основания. По их словам, когда подобные машины попадали к ним на ремонт карбюраторов, систему Axtec заменяли на обычную, потому что не было комплектующих. Посылали запрос в Тольятти и получили ответ, что завод никакого отношения к ней не имеет, документации и запчастей на заводе нет. В результате Axtec удаляли.
Я отыскал карбюратор от Axtec, но не поставил, потому что настроить его – целая проблема. Очень может быть, что с ним машина не пройдет техосмотр, а техосмотр – обязательное условие в содержании всех автомобилей, которые у меня находятся. В общем, пока карбюратор Axtec просто лежит.
Другие элементы, которые устанавливались в Германии, есть. Из внешних деталей это люк в крыше, решетка радиатора фирмы Pheba и оригинальные колпаки на колеса. Решетка и колпаки на месте, люк работает и не протекает. "Дворники" фар, кстати, сейчас тоже работают. В салоне немцы ставили кассетную магнитолу Blaupunkt и электронные часы. Опять же все работает. Не утеряна и на месте даже пластиковая накладка под упор капота. На стандартных "Ладах" ее не было.
Багажник обшивался пластиком. Под съемной задней пластиковой накладкой есть сумка для инструмента. Сохранилась аптечка, которую дилер клал в машину.
Кроме масла и фильтров в двигателе менялись свечи и высоковольтные провода. Карбюратор, который стоит, надо было настроить. Регулировались клапаны – больше ничего в моторе делать не требовалось. По сути, это было обычное сервисное обслуживание, которое регламентировано заводом-изготовителем.
У коробок передач есть конструктивная особенность – работают они с воющими звуками. Обращался с этим вопросом на сервис АВТОВАЗа. Там послушали и сказали, что это нормально, так и должно быть. Дело в том, что коробка разрабатывалась под поперечно установленный двигатель и в отличие от коробок, которые шли на классические "жигули", в эту заливается не трансмиссионное, а моторное масло, но оно более жидкое, от него страдают шестерни.
Подвеска заниженная, ее ставила Deutsche Lada. Отличается от стандартной другими пружинами и, возможно, амортизаторами. Найти запчасти опять-таки невозможно, потому что они поставлялись только в Германию.
К моей радости все, что в подвеске является уникальным, оказалось в исправном состоянии. Замены требовали лишь сайлент-блоки и шаровые опоры, а они взаимозаменяемые с такими же деталями в обычной подвеске. Их купить не проблема.
В рулевом управлении менялись наконечники и подшипники на валу рулевой колонки. Тормозная система перебиралась полностью. Она тоже взаимозаменяемая, поэтому и для нее найти запчасти не вопрос. Понадобились вакуумный усилитель тормозов, тормозные цилиндры, колодки, задние барабаны, запчасти ручника. Парадокс – тормозная система вроде бы простая, но, кроме АВТОВАЗа, другие станции за нее браться отказывались.
Больше всего от времени пострадали разные резиновые детали. Резина превратилась в какой-то хрупкий пластик. Началось с того, что потек патрубок на радиатор печки. Посмотрел я, в каком состоянии резинки, увидел, что беспокоить они будут постоянно, и превентивно поменял их все. Мороки было много, но на этом, что я сделал после покупки, и заканчивается.
К сожалению, в какой-то момент понял, что физически не могу присматривать за всеми машинами, которые у меня есть. Сейчас у меня появилась первая модель "жигулей", тоже очень редкая и интересная. Даже непонятно, как она в Беларусь попала. Ей нужно уделить много внимания. Плюс семья, работа, а в сутках лишь 24 часа. Выкроить время для всего нет никакой возможности.
Другое дело, что найти покупателя будет непросто. Людям, которые уже обращались, эксклюзивность этого автомобиля неинтересна. Они хотят забрать его в деревню, где и ГАИ-то бывает раз в год в лучшем случае, чтобы просто ездить. Им нужно, чтобы машина ехала хоть как-то, а что она такая редкая – нисколько не волнует.
Отсюда другая шкала ценностей. Скажем, я не знаю, какой тут расход топлива, – для меня это не имеет никакого значения, а покупатели про него спрашивают чуть ли не в первую очередь…
Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня"
ТОП объявлений о продаже LADA (ВАЗ) 2109
LADA (ВАЗ) 2109 I
2 011 BYN
≈ 790 $
LADA (ВАЗ) 2109 I
891 BYN
≈ 350 $
LADA (ВАЗ) 2109 I
1 273 BYN
≈ 500 $
LADA (ВАЗ) 2109 I
1 400 BYN
≈ 550 $