"Шчучыншчына, Шчучыншчына!", – поет Елена ЖелудОk. Ее видеоклип на этой неделе взорвал Интернет, разошелся на мемы, а песня заела в голове у миллионов белорусов. Юрий Гладчук проснулся утром на следующий день после публикации ролика и понял, что в этом раю на земле обязательно нужно побывать. Взял турбированный Geely Atlas – и помчал.
Турбированный Geely Atlas, товарищи, для таких путешествий подходит очень хорошо: бронебойные подвески, полный привод, комфортные повадки и мощный мотор с турбонаддувом. Он хотя бы не ест бензин ведрами, как его атмосферные собратья.
А маршрут у нас такой: Мурованка, Дикушки, Желудок, гарнизон "Дальний" и Щучин. Несколько старинных усадеб, бывший засекреченный объект Холодной войны, километры бетонки и грунтовок. И осень… Осенью путешествовать на машине лучше всего.
В дороге в голове заела эта песня, выключить ее было сложно. Кто не смотрел (смотреть здесь), кратко объясняем: это пародия на патриотические песни вроде "Я из деревни" Ксении Дегелько. Сделано прикольно, многие подумали, что имя Елена ЖелудОК настоящее и что все это взаправду. Но кроме шуток, в Щучинщине действительно есть что посмотреть.
Проехали 200 километров – и вот мы на Щучинщине. Первый интересный объект находится в деревне Мурованка – церковь Рождества Богородицы, которой уже около 500 лет.
Церковь не простая, а оборонительного типа. Территория Беларуси пылала от проходящих войн, что отразилось и на архитектуре. В тяжелые времена жители могли прятаться в ней. Она была православной, униатской, католической, а затем снова православной.
Долгое время официальной датой строительства церкви считался 1407 год. Однако сейчас ученые предполагают, что церковь была построена между 1516 и 1542 годами на средства местного помещика Шимки.
Толщина стен этого храма-крепости достигает двух метров, в свое время он мог выстоять против любого набега. Ходят слухи, что под церковью есть даже система подземных ходов.
А мы дальше мчим, цель – деревня с интересным названием Дикушки. Навигатор ведет через полевые и грунтовые дороги, но нам не страшно – мы на кроссовере. По пути переезжаем деревянный мост.
Приезжаем – и ахаем: деревня нас встречает руинами некогда красивейшей усадьбы Грабовских.
Поговаривают, что эти колонны привезли аж из Вильно. Но сама усадьба была построена относительно поздно, после Первой мировой войны.
После Великой Отечественной войны в усадьбе Грабовских организовали совхозную контору, далее – клуб по интересам, а в какой-то момент просто забросили. И остались от нее одни руины. Информации об усадьбе совсем немного. Доподлинно неизвестно, Грабовские строили этот дворец или представители другой фамилии.
Совсем недалеко от Дикушки очень интересное место Щучинщины – деревня Желудок. Здесь находится одно из самых мистических зданий Беларуси –усадьба Святополк-Четвертинских.
В 1907 году Святополк-Четвертинские затеяли "стройку века" – дворец в стиле необарокко. Проект был создан польско-итальянским архитектором Маркони, который также приложил руку к строительству дворца в Коссово. Кроме трехэтажного здания здесь парк, флигель, мельница и другие вспомогательные постройки.
Выглядит, словно бери и фильмы ужасов снимай. И действительно, здесь снимали первый белорусский ужастик – "Масакру". Дворец сохранился до наших дней, а с 2014 года находится в частном владении. Вход на территорию усадьбы стоит 4 рубля, внутрь тоже пускают, но фотографировать внутри нельзя. Не замечено, что реставрационные работы ведутся здесь активно.
В 11 километрах от деревни Желудок в лесах спрятан бывший секретный объект – гарнизон "Дальний" возле деревни Ялошевцы. В его поисках пришлось поблуждать, но в итоге все же выехали на бетонку. Такая узкая и разбитая бетонная дорога – признак того, что где-то рядом находится объект времен Холодной войны.
Подъезжаем к бывшему КПП военной базы. Кроме самого здания, рядом небольшой ДОТ с амбразурой для огнестрельного оружия. В гарнизоне был очень высокий уровень секретности. Военнослужащие гарнизона даже носили повседневную форму ВВС в целях маскировки.
"Зависнуть" здесь можно надолго, изучая многочисленные заброшенные здания. Главная задача базы – хранение, техническое обслуживание и приведение в боевую готовность ядерных и других боевых частей к тактическим ракетам и комплексам. Также здесь хранились и обслуживались артиллерийские снаряды с ядерными боезарядами. В случае угрозы или начала активных боевых действий военнослужащие обязаны были скрытно доставить необходимые боеприпасы в соответствующие части 28-ой общевойсковой армии Белорусского военного округа, а также установить ядерные боевые части на ракеты в необходимых ракетных дивизионах.
К примеру здание, где обслуживались ядерные боеголовки. К нему вел рельсовый путь, соединяющий здание с хранилищем.
Собственно, само здание, где хранилось ядерное оружие.
Здание имело систему последовательных шлюзовых камер из бетонных и стальных ворот с гидрозапиранием.
Внутрь можно попасть и сегодня. Даже рельсов уже нет – разграбили на металл. Севернее еще есть два хранилища для ракет, но те здания закрыты. Сейчас там хранятся овощи.
Далее едем по бетонной дороге около 10 км (то еще приключение!) – и попадаем в город Щучин. Встречает нас местный Биг-Бен – небольшая башенка с часами. Появилась она еще в начале ХХ века, но была снесена. В 2017 году ее отстроили заново.
Сам Щучин – красивый и спокойный городок. Одна из главных достопримечательностей – щучинский Версаль – усадьба Друцких-Любецких, которая была построена во второй половине XIX века. Сейчас в здании располагается Щучинский дворец творчества детей и молодежи.
Говорят, основатель дворца Александр Друцкий-Любецкий настолько любил это место, что попросил похоронить его в гробнице в подвале. Но останкам не удалось сохраниться до наших дней, они исчезли после того, как здесь расположился советский военный гарнизон.
Шутки шутками, но Щучинщина – это действительно очень интересный район для автомобильных путешествий. И мы посмотрели только часть. Есть еще немало старых усадеб, музей Холодной войны в одном из бункеров, деревня с интересным названием Бали. Здесь течет река Неман, к берегам которой можно подъехать. А вот деревни Ляды из той песни нет. Возможно, художественный вымысел. Хотя на одной из карт прямо в поле стоит отметка Ляды, но зданий никаких нет. В общем, еще одна неразгаданная тайна белорусской Щучинщины.
Транспортный отдел
Путешествовали мы на Geely Atlas 1.8T в максимальной комплектации Luxury LED за 63.700 рублей, или 25.000 долларов по курсу на пятницу, 23 октября. Комфортный полноприводный кроссовер, проблема которого раньше была в не самой впечатляющей динамике разгона и высоком расходе топлива у атмосферных версий. Но у нас 184-сильный 1,8-литровый турбомотор.
Динамика намного лучше, чем у атмосферных версий, разгон за 9,5 секунды до 100 км/ч. Расход? Замеряли по бортовому компьютеру: при 90 км/ч получилось 7,1 литра на 100 км, при 100 км/ч – 7,8, а при 110 км/ч – 8,8. Не самый низкий, конечно, расход, но нужно учитывать, что это все-таки немаленький кроссовер с полным приводом и 6-ступенчатым гидромеханическим "автоматом".
Салон выглядит современно, материалы отделки хороши, сборка тоже качественная. Не хватает места для телефона – оставляешь его в подстаканниках. Да, снизу есть две ниши с USB-портами, но оставлять там телефон неудобно. Зато самих портов в салоне аж 5.
С посадкой особых проблем нет, хотя руль хочется сильнее вытянуть на себя, регулировки не хватает. Зато все регулировки, кроме руля, электрические.
В мультимедийной системе имеются "Яндекс.Навигатор" и та самая Алиса, с которой можно разговаривать. Еще тут есть отличная камера кругового обзора. Качество музыки на высоте.
Бортовым компьютером пользоваться не суперудобно, иногда переключается на управление с кнопок мультимедийной системы, поэтому путаешься. Хочешь сделать громче, а в результате переключаешь функции.
Зеркала гигантские и удобные, но обзорность вперед из-за них страдает.
Кресло переднего пассажира можно регулировать и сзади.
Подголовники регулируются в четырех направлениях – удобно!
Вроде не "бюджетник", но освещения в солнцезащитном козырьке нет.
У подогрева сидений нет никакой регулировки: включил или выключил. Зато климат-контроль двухзонный.
У "автомата" есть обычный режим, спортивный и Eco. Имеется и кнопка блокировки муфты полного привода.
Задний ряд просторный, есть и массивный подлокотник.
В подлокотнике есть подстаканник, здесь же и кнопки подогрева сидений, тоже однорежимные.
Багажник большой и удобный, но боковины пластиковые – будут царапаться.
Под полом докатка и место для мелочей. Пространства хватает, чтобы сделать еще пару органайзеров.
Задние локеры из мягкого материала. К шумоизоляции в целом вопросов нет – тихая машина.
Патрубки выпускной системы не совсем муляжи. Трубы с ними не соединяются, но направлены именно в их сторону.
Редакция благодарит "Джили Центр Минск" за предоставленный для поездки автомобиль
Собачку точно не возили. Новые машины в базе объявлений Автобизнеса