«Мысль «сейчас восстановлю и буду кататься» пропала быстро». Как старого «американца» поднимают с колен

"Хватило бы тех денег, что ушли на восстановление машины, чтобы купить квартиру в Минске? В 2000-х вполне возможно!", – шутит Сергей, владелец этого Oldsmobile Cutlass 1978 года выпуска. "Двухдверка" была приобретена 10 лет назад в состоянии "на полпути к Гатово", и с тех пор ее потихоньку приводят в чувство. Автобизнес послушал историю восстановления и прокатился в редком автомобиле.

"Диван" – это главное

Как и многие владельцы старых "американцев", Сергей очень долго грезил о такой машине. Марка и модель значения не имели, обязательным условием было наличие "дивана" на переднем ряду и рычага "автомата" на рулевой колонке. Сергей постоянно мониторил базы объявлений и даже чуть было не купил вместо "ретроамериканца" 126-й Mercedes, практически договорился о сделке, но ту машину внезапно продали другим людям.

Вместе с машиной Сергею досталась ее архивная фотография

У Oldsmobile, о котором сегодня пойдет речь, трагическая судьба. Предыдущий владелец, занимавшийся восстановлением, погиб, а следом автомобиль настигли смутные времена. По словам Сергея, машину просто не могли найти – отец хозяина авто через некоторое время чудом отыскал "американца" в гаражном кооперативе, где Cutlass стоял с открытым капотом. Двигателя и коробки передач к тому моменту уже не было. Родственники погибшего смогли вернуть автомобиль, но заниматься им было некому.

Фото из объявления о продаже. Парковка в кустах, разбитая фара, противооткатные кирпичи…

В итоге Oldsmobile нашел пристанище на какой-то базе, и когда на "смотрины" приехал Сергей, то автомобиль был в мягко говоря не лучшем состоянии. Что, впрочем, не смутило будущего покупателя.

"Осмотрел машину издалека, потому что ближе было подойти невозможно, но твердо решил – беру!", – говорит нынешний владелец "американца". Так Сергей в 2012 году сумел купить, переоформить автомобиль и забрать его на эвакуаторе. Начался тернистый путь восстановления…

Планы vs реальность

"Когда покупал, думал, что сейчас "вкину" мотор с коробкой и буду кататься", – наш собеседник с улыбкой вспоминает первоначальный наивный план. Реальность оказалась куда более суровой: после дефектовки выяснилось, что тормозной системы, по сути, нет – все соржавело, диски расколоты на две части, а колодки прикорели. Подвеска была в аналогичном состоянии – все сгнило, а "резинки" рассохлись, выхлопной системы вообще не было.

"Мысль "сейчас восстановлю и буду кататься" пропала быстро". Как старого "американца" поднимают с колен

"На самом деле, предыдущий хозяин вкладывал немало денег в восстановление автомобиля. Например, кузов переварили и перекрасили, сделали крышу, перешили салон – а сейчас он некомплектный, много чего не хватает. Почему? Машина отдавалась мастерам для проведения разных работ, восстановления деталей, коробки и мотора. Когда спецы узнали, что хозяина не стало, то просто все это раздербанили. Пока автомобиль стоял в гаражном кооперативе, к нему подходили и снимали то, что считали нужным. Видимо, думали, что детали стоят целое состояние или подходят к их машинам", – предполагает Сергей.

"Мысль "сейчас восстановлю и буду кататься" пропала быстро". Как старого "американца" поднимают с колен

По документам Cutlass в максимальной комплектации Supreme Brougham: виниловый топ, кондиционер, сиденья с электрорегулировками, есть электростеклоподъемники, "автомат", круиз-контроль. "Но к тому моменту, когда я стал владельцем, от кондиционера остался лишь бачок с трубками", – иронизирует Сергей.

С восстановлением машины ему вызвались помочь ребята из клуба "АвтоАмерика". "Спрашивал у них на форуме, как и что. Так познакомился с несколькими мастерами, и один из них, Паша, взялся за ремонт. Парень молодой, "рукастый", в этой теме все понимал", – рассказывает Сергей. Мастер показал список того, что нужно сделать и, как говорит наш собеседник, "мысль "сейчас быстро восстановлю и буду кататься" тогда отпала окончательно, понял, что придется потратить как минимум год, два, а то и три".

Тормозов и подвески, по сути, не было, потому сперва занялись ходовой. Что можно было, то восстанавливали, а, например, тормозные диски, амортизаторы и прочие элементы подвески заказывали новыми. Рама тоже требовала внимания – ее отпескоструили, переварили. "Если снизу посмотреть, то ржавчины нет. По сути, там машина как новая", – отмечает Сергей.

"Мысль "сейчас восстановлю и буду кататься" пропала быстро". Как старого "американца" поднимают с колен

Параллельно шли поиски двигателя. По заводу на автомобиле должен был стоять 305-й мотор с трехступенчатым "автоматом", но Сергей нашел 307-й: "По каким-то данным он ставился на Cutlass этих годов выпуска, по каким-то нет. По сути, это аналогичный пятилитровый V8 с карбюратором, просто есть некоторые отличия".

Салон был перешит еще предыдущим владельцем, однако по заводу обивка была в цвет автомобиля. Нынешний вариант не очень устраивает Сергея, поскольку качество работ оставляет желать лучшего, а каких-то элементов и вовсе не хватает. Поэтому сейчас Сергей в поисках салона, который можно просто целиком поменять на тот, что есть в автомобиле.

К слову, детали Сергей в основном ищет на eBay, а еще на помощь часто приходят владельцы ретромашин из России. Там, например, нашел "родную" магнитолу: "Продавал ее человек с машиной того же года выпуска, что у меня. Как я понял, взамен он себе взял аналог из Китая, чтобы можно было слушать музыку с флешки. А я хотел именно оригинал, что-то в нем есть. Обошлась покупка в 100 долларов".

Сергей честно описывает состояние кузова как плачевное. "Чтобы восстановить его, машину нужно поставить на СТО, причем к серьезным жестянщикам, которые какие-то детали могут и сами изготовить. Что-то заказать из Штатов можно, но тяжело найти именно в хорошем состоянии. Кузов нужно полностью "оголить", отпескоструить и тогда будет понятно реальное состояние машины. Например, когда я в прошлом году занимался крышей, то просто думал ее перетянуть. А когда сняли старый топ, то под лобовым стеклом обнаружили серьезные очаги коррозии. Пришлось потратить полтора месяца, чтобы сделать нормально и натянуть новый винил".

Хуже всего в машине выглядят двери – в них видна не проста коррозия, а дырки. Зато можно посмотреть, какой цвет был у этого Oldsmobile "родным" 

Сколько стоило восстановление "американца"? "Машина была куплена относительно недорого, а дальше деньги просто не считал, – отвечает Сергей. – Цена мелких деталей для салона из разряда "как найдешь" – 60-80 долларов, но еще нужно помнить о стоимости доставки".

Конечно, главный вопрос – машину купили еще 10 лет назад, и вроде бы как работ было немало, но состояние далеко от идеала. Почему так?

"Первые несколько лет работы шли полным ходом, были серьезные планы. Но затем у меня родилась дочка, и не то чтобы приоритеты поменялись… Просто больше финансов стало уходить на семейные нужды. Сейчас машина восстанавливается из свободных денег, я делаю это постепенно и не тороплюсь. Ведь процесс восстановления, кажется, бесконечен".

Сергей говорит, что главная проблема этой машины даже не в том, что она была куплена в полуразобранном состоянии, а в горе-мастерах, которые занимались ей до него. Многие детали были повреждены либо уничтожены, а то и вовсе потеряны. "Все места, к которым прикасались "спецы", были не улучшены, а ухудшены. Пытались делать красиво и хорошо, а получалось плохо", – констатирует собеседник.

Для наглядности Сергей показывает фары. По его словам, в Cutlass используется оптика, в которой нельзя просто поменять лампочку – нужно менять фару целиком. Какой выход нашли мастера? Внедрили похожую оптику от "москвича", но та была больше, чем нужно, а потому не придумали ничего лучше, как порезать рамку под фару. Сейчас, к слову, этот элемент "колхозинга" устранен, но детали пришлось искать тоже на eBay.

Занятно, как Сергей научился совмещать приятное с полезным – машина в основном выезжает на всякие выставки и встречи энтузиастов, а заодно на такие события отец берет с собой дочь: "В прошлом году бывал в автопробегах по стране с ребятами из "Вядроўнікаў". За счет подобных активностей приобщаю к машине дочку. Она со мной катается на все мероприятия с четырех лет. Развлекаюсь сам, а параллельно развлекаю и ребенка".

За руль!

Раз ходовая у машины в порядке, то можно проверить, как едет немолодой "американец" – Сергей пустил за руль на небольшую поездку. Ощущения от переднего дивана своеобразные – о боковой поддержке речи не идет, но сказать, что при маневрах откровенно скользишь или выпадаешь из-за руля, нельзя. А мягко-то как!

Основное откровение – маневренность. От машины подобных размеров и года выпуска ожидаешь, что при выезде с парковки придется наматываться на руль и задерживать дыхание, пока разъезжаешься с другими автомобилями. Но ничего подобного – границы здоровенного капота видны и понятны, не сильно портят картину небольшие зеркала. Ради эксперимента покрутили тоненький обод на площадке одним пальцем и это получилось вообще без напряжения. Не руль – пушинка! В парковочном режиме гидроусилитель работает изумительно.

Хотя есть и обратная сторона медали – чем дальше забирается стрелка спидометра, тем ощутимее вопросы по курсовой устойчивости. Руль заметно "пустеет", информативность на нем падает, и легких подруливаний во время движения по прямой не избежать. Наш вердикт подтверждает и Сергей – он говорит, что быстро ехать ему не слишком комфортно, на 110 км/ч машина начинает гулять в полосе. Типичный старый "американец"! А плавность хода… По плохой дороге проехать не удалось, поэтому скромные выводы сделаем по нескольким ямкам и стыкам – их Cutlass "проглотил" не моргнув.

Знакомо, что большой объем мотора под капотом не означает ураганную динамику. По данным Сергея, 5.0 V8 выдает всего-то 150 л.с., так что о светофорном драгрейсинге можно не думать. Темп городского потока Cutlass держит уверенно, V8 рокочет, а "автомат" аккуратно перебирает немногочисленные передачи – хотя при маневрах на парковке агрегат заметно пинался при переключениях из режима Parking в Drive или Reverse.

Машина американская, а спидометр в км/ч? Все просто – это версия для мексиканского рынка

Расход? Ну, вы же сами все прекрасно понимаете. Сергей шутит, что для того, чтобы "чуть-чуть покататься", нужно пополнить бак как минимум на 50 рублей. Расход – литров 20-25, что, в общем-то, неудивительно. Мотор на разгоне слышно отчетливо, хотя в целом шумоизоляция по меркам машины 1978 года на уровне.

Бензобак прячется за задним "номером" – на заправке можно подъезжать к колонкам с любой стороны

Сюрприз – на торможении "двухдверка" не выдает свой истинный возраст. Стоит чуть сильнее прожать левую педаль, как Oldsmobile замедляется вполне как современный автомобиль – со скидкой на массу, конечно. Для сравнения и субъективно, но торможение на одном свежем японском "рамнике" оставляло гораздо больше вопросов.

"Полностью сделать все, как в новой машине, практически невозможно"

Сергей не отрицает, что работы по Cutlass еще много, но сдаваться не намерен. А что он скажет тем, кто тоже хочет влиться в ряды хозяев старых американских машин?

"Нужно много-много терпения и финансов! Мой совет: ищите уже готовый проект, чтобы кто-то вложил в него душу и свое время. Он обойдется гораздо дешевле, чем покупка дешевого варианта и его восстановление. Нужно понимать, что дешевый автомобиль не будет соответствовать тому образу, который вы видите через розовые очки. Это не новая машина из салона, где все четко работает. Со старым автомобилем каждый выезд подразумевает, что можно вернуться на эвакуаторе – что-то может сломаться глобально, что-то минимально. Полностью сделать все, как в новой машине, практически невозможно".

Найди свою мечту. Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Источник