M1, M3 или M5 – эти автомобили хорошо знакомы всем поклонникам и фанатам BMW. Полвека назад было основано подразделение BMW M, которое начинало путь как заводская спортивная команда, а в настоящее время занимается "подзарядкой" серийных моделей баварской марки. Пришло время вспомнить основные вехи 50-летней увлекательной истории спортивного подразделения баварского автогиганта.
Первая настоящая
Подразделение было образовано 24 мая 1972 года и тогда официально называлось BMW Motorsport GmbH. Оно должно было объединить под одной крышей всех специалистов BMW по автоспорту. А в 1993 году подразделение было переименовано в BMW M GmbH – это сокращенное название используется по сей день. Руководителем был назначен Йохен Неерпаш, за инженерную сторону вопроса отвечал легендарный Пауль Роше, "король мотористов" BMW.
Спустя год после основания M-подразделения, в 1973-м, был представлен его первый спортивный проект – двухдверный BMW 3.0 CSL (сокращение от Coupe Sport Leichtbau, то есть "спортивное облегченное купе" в переводе), на счету которого победы в различных гоночных сериях. В частности, этот автомобиль до 1979 года шесть раз выигрывал чемпионат Европы по кузовным гонкам, шестичасовой марафон на Нюрбургринге и "24 часа Ле-Мана" в своем классе.
В 1975 году BMW Motorsport дебютировало в американском чемпионате IMSA Series со специально подготовленными 3.0 CSL, форсированные моторы которых развивали более 900 л.с.! За океаном они выиграли 12-часовую гонку в Себринге, следующая победа досталась автомобилям M-подразделения на легендарной трассе Лагуна Сека.
У 3.0 CSL была и дорожная вариация, которая считается первой "настоящей эмкой". Она отличалась развитым аэродинамическим обвесом с крупным съемным антикрылом, за что машина получила прозвище "Бэтмобиль".
На первых порах рядная трехлитровая "шестерка" на 3.0 CSL развивала 180 л.с., в 1973 году объем мотора с инжекторной системой подачи топлива Bosch вырос до 3,1 л, а отдача – до 206 л.с. В пару двигателю полагалась 4-ступенчатая "механика", максимальная скорость купе массой 1270 кг (двери, крышка багажного отделения и капот были изготовлены из алюминия) достигала 220 км/ч.
Самый быстрый "немец" своего времени
В 1978 году BMW M создает автомобиль мечты собственной разработки – суперкар M1, который разительно отличался от 3.0 CSL по всем параметрам. За внешний облик с динамичным силуэтом отвечало бюро ItalDesign во главе с Джорджетто Джуджаро.
Купе, за сиденьями которого скрывался 3,5-литровый рядный шестицилиндровый мотор M88 мощностью 277 л.с., произвело фурор – на то время это был самый быстрый немецкий серийный автомобиль, хотя тираж за три года выпуска составил без малого 400 экземпляров. 1300-килограммовый M1 развивал 265 км/ч.
Гоночные версии M1 запомнились в первую очередь благодаря участию в зрелищной серии Procar – гонках поддержки Формулы-1, в которых участвовали не только новички, но и пилоты "Королевы автоспорта". Среди них – Нельсон Пике, Ники Лауда и Марио Андретти.
Табун с турбиной
Кстати о Формуле-1. В 1983 году Нельсон Пике приехал к своему чемпионскому титулу на болиде Brabham BT52, который был оснащен турбомотором BMW. Его параметры впечатляют даже сегодня: 1,5-литровый рядный двигатель с четырьмя цилиндрами в квалификационном режиме развивал до 1400 л.с. (640 л.с. в гоночном режиме), что делало его самым мощным двигателем в истории Формулы-1.
Неувядающая классика
В 1986 году был представлен первый BMW M3 в кузове E30. Идея инженеров BMW M была простой: взять гоночный автомобиль и адаптировать его для повседневной езды. Баварцы решили не идти на компромисс, поэтому многие системы, включая тормозную и систему вентиляции дисков, они взяли прямо от своих гоночных творений, а другие – отдельно адаптировали под дорожную модель.
Четырехцилиндровый двигатель S14 на первом M3 развивал мощность 200 л.с., что позволяло набирать первую "сотню" за 6,7 секунды и достигать максимальных 235 км/ч. В арсенале нынешнего седана M3 на пару с купе M4 (их показали осенью 2020 года) – битурбо-"шестерка" 3.0 (480 и 510 л.с.), а компанию им в скором времени впервые в истории модели составит пятидверная модификация – универсал M3 Touring.
В 1984 году на основе "пятерки" серии E28
было создано первое полноценное поколение седана M5. Его главной особенностью стал двигатель M88/3 объемом 3,5 л – усовершенствованная версия мотора, который устанавливался на M1.
Рядная "шестерка" мощностью 286 л.с. и с 340 Нм крутящего момента делала первый M5 самым быстрым седаном на момент его выхода на рынок. Разгон до 100 км/ч у него занимал 6,5 секунды, максимальная скорость достигала 245 км/ч. Модель производилась в США, Германии и Южной Африке с 1984-го по 1988 год. C тех пор "эм-пятая" успела сменить еще пять поколений – нынешний седан (F90) выпускается с 2017-го, а два года назад был обновлен.
В тренде
В 2009 году специалисты подразделения M GmbH обратили свои взоры на кроссоверы. Тогда же была представлена "горячая парочка" X5 M и X6 M с агрессивными бамперами, намекавшими на спортивный характер "паркетников". В линейке BMW M это были первые автомобили с полным приводом и турбонаддувом.
Под капотом скрывался мотор V8 M Twin PowerTurbo, развивавший 555 л.с. Новая пара X5 M / X6 M, которая входит в топ-10 самых быстрых кроссоверов современности, была представлена осенью 2019 года.
Напоследок отметим, что по случаю юбилея в музее BMW в Мюнхене организована отдельная выставка, посвященная истории BMW M, ее моделям и прочим аспектам деятельности спортивного подразделения. Экспонаты выставлены в семи залах музея, а вся экспозиция смоделирована по образцу гоночной трассы. Работать выставка будет до конца текущего года.
Мечта совсем близко. Заднеприводные машины в базе объявлений Автобизнеса