Люди в масках изувечили автомобиль и кинули нас на асфальт, после чего начался полный треш. Чем обернулась поездка в Минск

Люди в масках изувечили автомобиль и кинули нас на асфальт, после чего начался полный треш. Чем обернулась поездка в Минск

В пик послевыборного процесса в столицу из разных уголков Беларуси потянулись желающие воочию посмотреть, что здесь происходит. Для многих эта "экскурсия" обернулась арестами и травмами. В числе пострадавших оказался наш читатель.

"Просто так катались по городу"

Артем: "Скажу сразу: к политике я отношусь нейтрально, но за избирательным процессом в этом году немного следил. Обсуждал иногда эту тему среди сверстников. Идея прокатиться в Минск и посмотреть, что там происходит после выборов, возникла спонтанно и нашла одобрение среди нашей компании из пяти человек. Дело осталось за малым – сесть в автомобиль и доехать до Минска.

Столица бурлила: толпы людей на улицах, множество бело-красно-белых флагов, автомобили сигналили вышедшим выразить свое отношение к происходящему, а те благодарили водителей в ответ аплодисментами.

Милиции и других силовых подразделений было тоже много. Никто из нас не являлся ни сторонником, ни противником какого-либо кандидата в президенты, мы просто так катались по городу, смотрели за происходящим и обсуждали увиденное. Удовлетворили свой живой интерес, решили перекусить и выдвигаться домой. До МКАД оставалось немного.

"Охранники, выслушав меня, лишь покачали головой"

Инспектор ГАИ жезлом показал нам остановиться вдоль проезжей части. Когда я остановил автомобиль, то сзади подскочил тонированный бус и из него "посыпались" люди в полном обмундировании, балаклавах и с дубинками. Все было как во сне: звук разбивающихся стекол, крики пассажиров и оскорбления. Когда своим лицом ощутил асфальт, то осознал, что нас, как говорится, приняли по жести. Нет смысла разъяснять, что было дальше, так как о похожих случаях говорили, наверное, во всех СМИ. Сутки – в РУВД, четверо – в изоляторе. И вот стою на выходе из ИВС на минской улице Окрестина и думаю, что делать дальше.

Выяснив судьбу своих товарищей (арест они уже отбыли), я принялся искать свой автомобиль. В ГАИ Фрунзенского района Минска мне сказали, что машина находится на стоянке, и дали соответствующий адрес.

Когда я увидел свой автомобиль, то руки у меня опустились. Он разбит, ключей нет ни в ГАИ, ни на стоянке. Охранники, выслушав меня, лишь покачали головой. Сказали, что они даже не знают толком, что за люди задержали и доставили этот автомобиль на хранение. У них осталась лишь копия акта, которую мне предоставили.

Пришлось мне опять обращаться в ГАИ, где на оборотной стороне акта написали, что мой автомобиль в розыске не значится, запретов никаких на него нет. "А протокол?" – спрашиваю я. Получаю ответ, что никакого протокола нет, едете и забираете просто. Сотрудники стоянки говорят, что да, хоть сейчас и забирай, только за хранение и услуги эвакуатора заплати. Но как я заберу автомобиль, когда ключи от него исчезли? Кто их забрал, неизвестно.

Интересная ситуация получается: нас избили, автомобиль повредили, ключи "растворились" и еще за все это нужно заплатить. Я в полном шоке. Жаловаться никому не буду, просто хочу забыть про все это и уехать из страны, благо, такая возможность у меня есть".

Автомобиль или кусок железа?

Таких историй в настоящее время, увы, множество. Трудно сказать, чем была вызвана такая реакция со стороны силовиков, но если предположить, что перед правоохранителями стояла задача задержать водителя и его пассажиров, то можно просто было открыть дверь автомобиля после его остановки и попросить всех выйти. Увы, все произошло иначе.

Мы же проанализируем другое и постараемся понять, что дальше, кто возместит ущерб, да и вообще на каком основании автомобиль был доставлен на платную стоянку.

Люди в масках изувечили автомобиль и кинули нас на асфальт, после чего начался полный треш. Чем обернулась поездка в Минск

На руки Артему выдали акт осмотра транспортного средства в случае его задержания и принудительной отбуксировки (эвакуации), составленный инспектором ОГАИ Фрунзенского РУВД. Раз речь идет о принудительной эвакуации, то обращаемся к ПИКоАП, которым эта процедура регламентирована.

В соответствии со ст. 8.10 ПИКоАП, сотрудник ГАИ имеет право задерживать и принудительно доставлять автомобиль на охраняемую стоянку, если лицом совершены следующие правонарушения:

  • управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу, либо отказ от прохождения освидетельствования (ст. 18.16 КоАП);
  • управлением транспортным средством лицом, не имеющим права управления (ст. 18.19 КоАП);
  • нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства (ч. 1-4 ст. 18.22 КоАП), в результате которого создано препятствие или возникла угроза безопасности граждан;

Как видим, лишь в трех случаях применяется принудительная эвакуация. А какое из вышеперечисленных правонарушений совершил водитель Mercedes? Неизвестно, поскольку в акте в графе "Основание для проведения осмотра" указано "нарушение ПДД", а каких именно пунктов и по какой статье Административного кодекса квалифицируется допущенное им нарушение – об этом ни слова.

Люди в масках изувечили автомобиль и кинули нас на асфальт, после чего начался полный треш. Чем обернулась поездка в Минск

Таким образом, правовые основания для принудительной отбуксировки отсутствовали. Значит, и доставлять автомобиль на охраняемую (платную) автостоянку инспектор ГАИ права не имел.

Отдельно следует уделить внимание описанию повреждений автомобиля.

Из акта осмотра :

"Повреждены все четыре литых диска, капот и передние крылья, оба задних крыла, оба порога, все четыре двери, крышка багажника, сломана антенна, бампер, разбито лобовое и три боковых стекла, автомобиль вскрыт, ключей нет, повреждены двери и боковые зеркала, вещи в салоне разбросаны…"

Сложно даже сходу предположить, сколько потянет восстановление автомобиля. Да и выяснять, что было до, а что – после, придется долго, если вообще станет возможным.

От понятых, присутствовавших при осмотре, как следует из записи в акте осмотра, замечаний и предложений не поступило. Правда, вот одна интересная деталь: понятые, мужчины с разными фамилиями, указали один и тот же адрес проживания.

Люди в масках изувечили автомобиль и кинули нас на асфальт, после чего начался полный треш. Чем обернулась поездка в Минск

Если эти люди имели отношения к силовым ведомствам, то как тут не вспомнить про статью 4.10 ПИКоАП, где указано, что понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо.

Так что было бы у Артема время и желание побороться за свои законные права, то с "принудительной эвакуацией" можно было бы решить вопрос с весьма положительным результатом, в том числе и с обоснованностью выставления счета за услуги автостоянки и услуг эвакуатора. Но он принял другое решение, и это его право. Кстати, счет за "проживание" в изоляторе на Окрестина ему тоже вскоре придет. А о том, кто должен платить за повреждения автомобиля в подобных случаях, мы уже говорили раньше.

P.S. Впрочем, мир не без добрых людей  мастера на бесплатной основе, учитывая обстоятельства, предоставили Артему полный комплект автостекол на его автомобиль. Список СТО, которые помогают отремонтировать машины, побитые во время протестов, доступен по ссылке.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Источник