Многие годы у остановки на Партизанском проспекте от пересечения с улицей Ангарской до развязки с МКАД творился хаос. На остановке и за ней концентрировалось большое количество автобусов, маршруток и легковых автомобилей. Эпизодические появления инспекторов ГАИ, штрафовавших автомобилистов за остановку в зоне действия запрещающего знака, никак не влияли на ситуацию. Решить проблему было призвано строительство транспортного хаба, который заработал 9 мая. А после его открытия в редакцию стали поступать сообщения о том, что в час пик там творится неразбериха.
Посмотреть своими глазами, что происходит на выезде из Минска в сторону Гомеля и Могилева, мы отправились в пятницу вечером. Но для начала несколько слов об устройстве хаба.
Он представляет собой большой карман с двумя полосами для движения и островком посередине. Островок является посадочной площадкой для пассажиров маршрутных такси, которые соответственно должны заезжать в полосу, ближайшую к Партизанскому проспекту. Об этом свидетельствуют знак и горизонтальная дорожная разметка.
Дальний проезд предназначается для легковых автомобилей, подвозящих и забирающих пассажиров. У его начала установлен знак "Стоянка запрещена".
Смешались в кучу кони, люди…
Перед въездом в хаб размещена схема, информирующая водителей об организации пространства внутри. Но она висит настолько высоко, что из движущегося автомобиля понять что-либо сложно.
Ну а если свернул в карман, с ходу сориентироваться, куда необходимо двигаться, становится проблематично. В итоге все смешалось: маршрутки заезжают в дальнюю часть кармана, а многие легковушки стремятся попасть в ближнюю.
Этому способствует сама организация хаба. Скамейки с ожидающими находятся именно у дальней полосы, а островок посередине узкий, мест для сидения не имеет и в пиковое время просто не способен вместить всех желающих. А если и способен, то им будет там тесно. Поэтому совершенно логично, что люди ждут транспорт там, где для них достаточно места, а маршрутки подъезжают туда, где располагаются их клиенты.
У въезда в хаб периодически слышны гудки. Некоторые автомобилисты останавливаются для высадки пассажиров сразу же после того, как свернули в карман, мешая тем самым движению как других легковушек, так и маршрутных такси.
Но ключевая проблема заключается в другом. Абсолютное большинство водителей легковых авто, которым необходимо высадить или забрать пассажиров, не утруждает себя заездом в карман. Они просто останавливаются в первом ряду на "аварийке". Ни разметка, ни знак "Остановка запрещена" их не пугают.
В день открытия хаба сообщалось, что для привлечения нарушителей к ответственности будет работать датчик контроля остановки и стоянки, но никаких специализированных устройств нами замечено не было.
Ничего не понятно, но очень интересно
Очевидно, водители просто не понимают, что можно и нужно заезжать в карман для посадки-высадки пассажиров. Схема на столбе нечитаема и непонятна, а сориентироваться и сообразить, что к чему внутри, сложно.
У въезда нужен большой лайтбокс, где просто и доступно будет написано: "Пассажиров высаживать там". Ну а внутри стоит поменять назначение полос: пассажиры и перевозчики самостоятельно расставили точки над "i" и действуют так, как удобнее всем.
В итоге вспоминается Виктор Черномырдин со своим "хотели как лучше, а получилось как всегда". Очевидно, что одну проблему строительством транспортного хаба удалось решить: пригородные и междугородные маршрутные такси теперь не останавливаются на остановке городского пассажирского транспорта, мешая автобусам.
Но останавливающиеся в первой полосе автомобили никуда не делись, а внутреннее пространство хаба используется совершенно не так, как задумано. Почему так получилось, мы поинтересовались у председателя Белорусской организации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрия Важника:
"По просьбе администрации Заводского района, которая стремилась навести там порядок, мы начинали этот проект, согласно которому изменилась разметка на пересечении, улучшились условия транзитного движения по Партизанскому проспекту. Затем по инициативе городских властей и уже без нас "Минскинжпроект" спроектировал хаб в том виде, в котором его и реализовали.
Согласен с вами: люди действительно не понимают, как этим пользоваться и что туда вообще надо заезжать. Въезд неудобный, траектория движения пересекается с траекторией автобусов, выезжающих с остановки.
Да и с маршрутчиками нужно работать принципиально по-другому. Надо спрашивать их мнение. Они ребята свободные, и если предложенная им схема неудобна, они начинают работать по-своему, что там и происходит.
В итоге пока получилась, скажем прямо, ерунда. Насколько мне известно, результатом недовольны и в республиканской ГАИ".
Наш вердикт
Сложно не согласиться с экспертом. На плане хаб кажется вполне рабочим. Но, за исключением его разработчиков и отдельных внимательных читателей, никто план не изучал. А схема на столбе перед поворотом в карман не читается. В результате автомобилисты, которым нужно высадить пассажиров, просто не могут сориентироваться и понять, что можно и нужно заехать в карман и остановиться там. Они продолжают нарушать и останавливаться, как и раньше, в первом ряду. Водители маршрутных такси и их пассажиры внутри хаба действуют так, как им удобнее, а не так, как планировали разработчики проекта.
Городские власти говорили, что если объект покажет себя с положительной стороны, то аналогичные появятся и на других выездах из города. Но по прошествии месяца очевидно, что он не работает так, как задумывалось.
Эвакуация транспорта в базе объявлений Автобизнеса