Последние месяцы автозаки в центрах крупных городов Беларуси стали появляться куда чаще, чем когда-либо. Автобизнес изучил, какой транспорт используют белорусские силовики.
Машина-символ
Автозаки строятся на базе грузовиков МАЗ. Изготавливают спецверсии также в Беларуси. Правда, автозак — это название укороченное и народное. На самом деле эти грозные машины именуются как "автомобиль для перевозки отрядов спецназначения АЗ-5336 "Любава".
В описании на сайте белорусского производителя автомобилей-фургонов и специальной техники указано, что данный транспорт предназначен для оперативного выезда отряда МВД на место происшествия и проведения различных силовых мероприятий.
Также отмечено, что по желанию заказчика автомобиль может быть доукомплектован различными спецсредствами. В качестве дополнительных опций фургон можно оборудовать автономным отопителем и кондиционером.
По официальным данным, АЗ-5336 предназначен для перевозки 22 человек в фургоне, а также троих в кабине.
Впервые на широкой публике такой транспорт появился в ночь на 24 марта 2006 года во время разгона палаточного городка на Октябрьской площади, который был продолжением акций протеста после выборов 19 марта 2006 года.
Автозаки настолько плотно вошли в жизнь нашей страны, что в начале 2019 года белорусы создали петицию с просьбой установить в Минске памятник автозаку.
Также автозаки нашли отражение в сувенирной продукции. В 2019 году белорусский бренд одежды LSTR выпустил носки с автозаком.
Машины используют для перекрытия проезжей части — по крайней мере именно таким транспортом было ограничено движение в центре Минска на День Независимости в этом году.
А что кроме автозака?
Для задержания используют также микроавтобусы Ford и Volkswagen, чаще всего это автомобили синего цвета. С последним недавно случился курьез — во время задержания 14 июля в одном из микроавтобусов VW Transporter T5 отвалилась раздвижная дверь. Сотрудники в штатском были вынуждены положить ее в салон автомобиля и продолжить движение в таком виде.
Самих сотрудников ОМОНа, по всей видимости, возят в автобусах МАЗ и микроавтобусах ГАЗель. Например, именно в такой транспорт отправились силовики после задержания Сергея Тихановского 29 марта.
Своеобразный "парад" спецтехники белорусы увидели чуть более трех лет назад, в марте 2017 года. Тогда на улицах Минска можно было заметить не только привычные автозаки, но и более эксклюзивную технику, в том числе водометы и бронемашину "Лис".
Собранные на МЗКТ автомобили еще в июне 2014-го были показаны Александру Лукашенко на 140-м ремонтном заводе в Борисове, писал sb.by.
По техническим характеристикам полная масса броневика "Лис" составляет 8200 кг, максимальная скорость — 120 км/ч, расход топлива — 15 л при скорости 60 км/ч.
Тогда же, 15 марта 2017 года, была замечена колонна из трех пикапов Ford с необычными обвесами — эти машины используются для разгона демонстрантов.
Охладить или приподнять? Спецтехника в базе объявлений Автобизнеса