Кроссовер начал ржаветь спустя три года после покупки. Что делать

Три года назад, в марте 2019-го, Марина купила новый Hyundai Santa Fe в комплектации Superior. Панорамная крыша, светодиодные фары, заводская тонировка, литые диски R19, кожаная отделка руля и еще гора опций – за все 45 тысяч долларов. Но может ли такой автомобиль ржаветь спустя всего три года после покупки?

Три года – срок?

Следы коррозии Марина заметила не так давно. Автовладелица сталкивалась с разными машинами, в том числе и с бюджетными Hyundai Solaris, которые верой и правдой служили своим хозяевам, но о ржавчине на кузове в них речь не заходила. От того и возникли вопросы к дилеру – почему?

Как следует из договора купли-продажи, качество автомобиля соответствует техническим условиям и стандартам и гарантируется компанией Hyundai Motor Company. Гарантийные обязательства на кузов автомобиля составляют пять лет или 100.000 км пробега – в зависимости от того, какое обстоятельство наступит раньше.

Автомобиль Марины отметку по километражу, после которой гарантия перестает действовать, уже преодолел, поэтому по условиям кузовной ремонт предстоит делать за свой счет. Но остается один вопрос – очаги коррозии в значительном количестве появились сзади автомобиля, что не спишешь на повреждения от летящих впереди идущих авто камней и прочих предметов. Тогда от чего ржавчина, причем изнутри? Возникают сомнения, что завод-изготовитель в Южной Корее заложил такие "допуски". 

В нашем случае продавец по договору не несет ответственность за дефекты товара, которые являются следствием его неправильной эксплуатации, воздействия атмосферных явлений или иных внешних воздействий. Но внешние ли факторы сыграли роль в появлении ржавчины? Учитывая, что дилер, даже несмотря на тот факт, что гарантия на кузов закончилась, согласился устранить дефекты, делаем вывод, что он прекрасно понял (или предположил), что скорее всего дело не в них. Причины могут быть разные, в том числе и нарушение технологии нанесения лакокрасочного покрытия или обработки кузова перед покраской.

От причины зависит многое

Однако после кузовного ремонта Марина отказалась принимать автомобиль, мотивируя это тем, что в документах не указана причина возникновения коррозии. Казалось бы, работа сделана, какая разница в чем причина появления ржавчины? На самом деле это важно.

Поскольку автомобиль Hyundai Santa Fe приобретен юридическим лицом, то при споре с дилером действуют нормы гражданского законодательства. Но мы немного расширим тему и заодно рассмотрим два варианта – автомобиль зарегистрирован на а) физлице и б) юрлице.

Если покупателем автомобиля является физическое лицо, то при возникновении споров с продавцом (дилером) в данном случае действуют положения Закона "О защите прав потребителей". 

Ст. 21 Закона "О защите прав потребителей":

В случае обнаружения производственных недостатков, не связанных с износом, старением и другими физическими процессами в товаре, покупатель может предъявить изготовителю требования о замене товара, устранении недостатков или расторжения договора, по истечении двух лет после покупки, если покупатель докажет, что недостатки возникли еще до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. Такие требования можно также предъявлять, если недостатки в товаре обнаружены в пределах установленного срока службы товара, или в течение 10 лет после покупки, если срок службы не установлен.

Возвращаемся к "корейцу". Если причиной коррозии является нарушение технологического процесса окраски или подготовки кузова, то сроки, в течение которых можно предъявлять претензии к качеству товара, могут увеличиться.

Автомобиль относится к технически сложным товарам. Согласно ст. 20 Закона такой товар ненадлежащего качества можно вернуть в течение 30 дней. Исключение – случаи, когда в товаре обнаружены существенные недостатки.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара (работы, услуги), определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.

Ржавчину, конечно, можно устранить, но если имеет место нарушение технологии покраски, то гарантии, что коррозия не вылезет вновь, дать сложно. Если же она вдруг проявится снова, то можно вести речь о существенном недостатке, при установлении которого прав у покупателя, как и вариантов требований, хоть отбавляй.

Если владельцем автомобиля является юридическое лицо, руководствоваться нужно Гражданским кодексом. Согласно ст. 439 продавец обязан передать товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В нашем случае качество гарантирует как завод-изготовитель в Южной Корее, так и дилер. Раз обнаружены существенные нарушения требований к качеству товара, то покупатель вправе потребовать замены или отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денег. Однако здесь все ограничено гарантийными сроками (ч. 3 ст. 447 ГК).

Вместо вердикта

Как гласит договор, стороны должны приложить все усилия для разрешения спора путем переговоров. Это оптимальное решение, чтобы не тратить время и деньги на суды. От дорогого автомобиля можно требовать многого, но требования, как бы этого ни хотелось автовладельцам, четко ограничены законом. Права есть не только у покупателя, но и у продавца (дилера), и он, без сомнения, воспользуется ими по полной.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Aвтобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Источник