До конца лета осталось около двух недель, заканчивается сезон отпусков и летних каникул, а это значит, что автомобилей в городе опять станет больше. Помимо пробок это вскрывает давнюю проблему – нехватку парковочных мест.
Автобизнес выяснял, насколько жители Минска сейчас обеспечены местами для хранения транспорта, как власти решают проблему и согласны ли сами минчане платить за места на парковках.
Что говорят автовладельцы?
Днем проблема нехватки мест характерна для центра города, вечерами – в спальных районах, когда люди возвращаются с работы домой. Хотя в центре найти клочок земли для того, чтобы пристроить машину бесплатно, крайне сложно, некоторые все же ухитряются: ненадолго становятся на "аварийке", ставят машины в заездах или парковках кафе и ресторанов.
"Когда бываю в районе Немиги днем, ставлю машину около торговых центров либо возле ресторана в квартале за торговым домом "На Немиге" – там всегда есть места, – рассказывает Алексей. – Дело с том, что ездить сюда изредка приходится по рабочим делам, находиться приходится длительное время, поэтому пользоваться платными парковками я не хочу, так как выйдет большая сумма, а работодатель расходы на парковку компенсировать не будет. Без машины ехать не вариант, потому что у меня там инструмент, необходимый для работы".
Мужчина сказал, что если бы ему приходилось ездить сюда постоянно и налегке, он, скорее всего, ездил бы на работу на общественном транспорте, потому что на Немигу на нем очень легко добраться – чуть больше чем за полчаса можно доехать от дома до рабочего места, заплатив около двух рублей за автобус и метро или за маршрутку.
Платные парковки в середине рабочего дня в Верхнем городе заняты больше чем наполовину, следовательно, желающих заплатить и не иметь проблем в городе тоже немало. Мы позвонили на один из паркингов, где нам сказали, что места арендуют, в том числе на длительный срок, те, кто работает неподалеку, хотя стоимость мест нельзя назвать бюджетной – за месяц автомобилист отдаст за хранение машины 300 рублей. Свободные места на паркинге тоже есть.
А вот в спальных районах желающих платить за место для транспорта гораздо меньше – находятся те, кто использует платные стоянки, но большая часть жителей районов предпочитает парковать машины бесплатно во дворе дома или вдоль проезжей части дороги. Например, в районе улицы Якубова в Серебрянке мы насчитали аж четыре платные стоянки, некоторые в конце рабочего дня были заполнены меньше чем наполовину. При этом во дворах вечером найти место проблематично, в будние дни вечером обычно заняты все возможные места вдоль проезжей части.
"У меня возле дома машину припарковать обычно невозможно, поэтому я ставлю ее на дороге в 5 минутах ходьбы от дома, там места есть всегда. Платной стоянкой пользоваться не планирую, потому что и так не испытываю особых проблем с поиском места", – рассказал житель этого района Александр.
Еще одна причина, по которой люди платят за стоянки возле дома, – хранение прицепа, машины или автодома, если пользуются ими крайне редко, транспорт неисправен или его оставляют на зиму. По нашим наблюдениям больше на стоянках находилось исправных автомобилей, которыми, судя по их внешнему виду, пользуются достаточно часто.
"Я давно пользуюсь платной парковкой, машину после работы оставляю только на ней, – поделилась Людмила. – Во-первых, двор у нас постоянно занят, а это избавляет от необходимости искать парковочное место. Живу рядом с парковкой, поэтому далеко идти не надо. За услуги стоянки плачу 40 рублей в месяц и в целом считаю, что это приемлемая сумма. Машина постоянно под охраной, то есть нет риска, что ее повредят или снимут зеркало или колесо, я избавлена от необходимости искать парковочное место, нет конфликтов с соседями, когда кто-то кого-то "подпер", машина не портит зеленую зону и не мешает чистить снег".
У наших подписчиков в Telegram мы поинтересовались, готовы ли они хранить машину на платной стоянке и сколько готовы заплатить за эту услугу. 32% опрошенных ответили, что не задумывались о том, чтобы хранить машину на платной стоянке, так как рядом с их домом таковой нет. 30% наших подписчиков не стали бы оставлять машину на платной стоянке принципиально, так как считают, что она должна быть бесплатной. По мнению 15% респондентов, ценник 42 руб. за парковочное место справедливый. Еще 23% автомобилистов проголосовали за то, что стоимость парковки нужно снижать: 13% наших читателей парковками пользуются постоянно, но считают, что цену надо снизить до 20-30 руб., а 10% согласны платить символические 10 руб. – только на зарплату сторожу.
"Молодежь не хочет пройти лишние 100-200 метров и заплатить за охраняемую стоянку"
О том, какая ситуация сейчас складывается с платными автостоянками, мы поинтересовались в ГО "Гаражи, автостоянки и парковки".
"На сегодня на наших стоянках есть 27 тысяч мест для хранения автомобилей, существенная их часть пустует, – пояснил заместитель генерального директора по идеологической и кадровой работе предприятия Петр Прудников. – То есть идет падение спроса на платное хранение автомобилей, причем данная ситуация наблюдается не только летом, когда люди уезжают в отпуска, но и в течение всего года".
На предприятии эту ситуацию связывают с тем, что автомобиль и запчасти к нему больше не являются дефицитом.
"Раньше, чтобы купить автомобиль, человеку приходилось становиться в очередь, ждать, пока машина придет, для иномарок сложно было купить запчасти. Поэтому старшее поколение машину берегло и бережет до сих пор, многие из них и сейчас хранят автомобили на охраняемых стоянках. Молодежь, наоборот, легко меняет автомобили, на новые оформляется КАСКО. К тому же у всех теперь есть мобильные телефоны, поэтому машину бросают где угодно, а если она кому-то помешает, тот сможет позвонить владельцу – и транспорт уберут. Поэтому молодежь не хочет пройти лишние 100-200 метров до свободного парковочного места и платить за охраняемую стоянку, а будет искать место около дома".
Как считают в организации, на падение интереса к платным охраняемым стоянкам влияет и строительство новых жилых комплексов с собственными крытыми паркингами, которые, к слову, обходятся автомобилистам в разы дороже. Поэтому на предприятии оптимизируют расходы, чтобы не закрывать существующие платные стоянки.
"Сейчас для этого мы можем перевести автостоянку в автоматический режим без круглосуточного присутствия на ней контролера либо объединить несколько находящихся рядом объектов: если, например, рядом две стоянки, каждая из которых заполнена наполовину, мы можем перевести все машины на одну", – пояснил Петр Прудников.
Зато, по словам представителя предприятия, последнее время большим спросом пользуется велопаркинги.
"Нами создано около полутора тысяч мест для хранения велосипедов, заполняемость велопарковок высокая – 95-97 процентов мест, периодами приближается к 100 процентам. Поэтому мы стараемся удовлетворить спрос на услугу, создавая новые места", – отметил Петр Прудников.
"Правильно организованная платная парковка во дворе отпугивает чужих"
О том, хватает ли минчанам парковочных мест и как решить проблему с их дефицитом, мы пообщались с председателем Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрием Важником.
"Обеспеченность парковочными местами жителей Минска сопоставима с американской – на один автомобиль приходится четыре парковочных места. Но все автомобилисты хотят поставить машину как можно ближе, удобнее и дешевле для себя, поэтому, когда говорят о нехватке парковочных мест, обычно имеют в виду нехватку удобных мест. К тому же в городе имеет место перемещение потоков: взять для примера то же Сухарево – ночью найти место невозможно, зато днем их больше чем достаточно. Поэтому тут проблема не столько в нехватке мест, сколько в грамотном управлении ими".
В связи с этим, по мнению Юрия Важника, сейчас основной задачей должно быть не строительство парковочных мест, а грамотное распределение существующих.
"На строительство, ремонт и обслуживание парковок выделяются средства, следовательно, это такая же коммунальная услуга, как и остальные, только у нас за нее не взимается плата. А как показывает практика, когда ресурс бесплатный, он используется нерационально. Представьте, что было бы с электричеством, если бы за него не нужно было платить? Та же ситуация сейчас с парковками.
У меня есть хороший пример: в одном шведском городе на вокзале всего два парковочных места и есть таймер, который заводится на определенное короткое время, которое нельзя продлить. Водитель подъезжает, платит, быстро выгружает сумки и уезжает. Если он не успеет за отведенное время – штраф. И в этом городе нет проблем с парковкой на вокзале, потому что все успевают решить свои дела до того, как время закончится.
Поэтому, чтобы решить проблему с парковками, нужен комплексный подход, свой вклад должно вносить как государство на этапе планирования и проектирования объектов и контроля за их эксплуатацией, так и сами граждане.
Например, у нас на этапе проектирования дома есть минимум – нужно построить парковку с минимальным количеством 350 машино-мест на 1000 жителей. Получается, что мы стимулируем использование автомобилей жителями этого дома. В Европе же сейчас поступают иначе – выделяют какое-то максимальное количество машино-мест, и те, кто в здании живет или работает, должны сами думать, как разместить существующий транспорт, нужно ли его вообще использовать или отказаться от автомобиля в пользу велосипеда или самоката. То же самое происходит, когда мы вводим плату за парковку в центре города: человек, который приезжает туда на работу, задумается, стоит ему ехать на машине или дешевле выйдет на метро", – считает Юрий Важник.
По словам председателя БАЭС, жители некоторых домов в Минске даже стали обращаться в ассоциацию с просьбой ввести плату за парковки в своих дворах, чтобы ограничить въезд тем, кто жителем дома не является.
"Это хороший способ, потому что правильно организованная платная парковка отпугивает чужих", – пояснил Юрий Важник.
Помимо введения оплаты существуют и другие способы повлиять на использование личного транспорта горожанами. Это и дистанционное решение вопросов – например, налоговую декларацию можно подать дома через компьютер, а не ехать для этого в инспекцию. Или совместное пользование автомобилем, когда люди живут и работают рядом и объединяются, чтобы добраться на работу вместе.
"На загрузку парковок можно влиять еще на этапе проектирования застройки того или иного участка. Есть объекты с точки зрения парковки дружественные и враждебные. Например, если концертная площадка располагается рядом с жилым районом. Концерты обычно проводятся вечером, вечером люди с работы едут по домам. То есть парковки в этой части города будут заполнены вечером и пустовать днем. И другой пример, когда в жилом районе строится выставочный комплекс, который работает днем. Тогда в течение дня парковки будут заняты посетителями комплекса, а вечером на эти места будут ставить машины жители домов. К сожалению, эти подходы для Беларуси пока не нормированы".
С окончанием лета одной из проблем станут парковки возле школ и детских садов.
"Некоторые школы расположены неудобно, а родители хотят привезти детей прямо к двери, поэтому на въездах часто бывают конфликты. Причем возле детских садов ситуация даже серьезнее, потому что машины стоят там дольше, так как родителям нужно время для того, чтобы отвести ребенка в сад. С помощью правильной организации движения это можно исправить. Например, настоящий коллапс был возле гимназии на улице Леси Украинки, а теперь там сделали парковку так, что останавливаться возле школы нельзя, а можно поставить машину за 300 метров от школы на парковке и дойти до двери пешком. Еще один положительный пример – двор на улице Мирошниченко, где расположены две школы и детский сад".
Эвакуация машин в базе объявлений Автобизнеса