Проблема угонов осталась в прошлом? Не скажите! И в наши дни автомобили похищают с целью дальнейшей перепродажи или разбора на запчасти. Старые модели без иммобилайзеров и вовсе "берут покататься". В общем, проблема остается, а оформлять КАСКО готовы не все. Что остается?
Заводом предусмотрено
Вкратце напомним, какими противоугонными средствами автомобили могут быть оснащены штатно. Даже самые старые и примитивные модели предлагают механическую блокировку руля, а большинство автомобилей, выпущенных начиная с 1990-х, имеют электронный иммобилайзер, распознающий родной ключ или его "клон". В дорогих комплектациях часто предлагается заводская электронная сигнализация, имеющая расширенный функционал – но, как правило, современные универсальные противоугонные системы среднего и высшего ценового уровня могут предложить то же самое, и даже больше.
Что-нибудь еще? Некоторые современные модели Toyota (в частности, Camry и RAV4, а с 2019 года также Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и Alphard) оснащены фирменным противоугонным идентификатором T-Mark. Это специальные микроточки из пленки с лазерной печатью, которые содержат индивидуальный PIN-код, привязанный к VIN-номеру. До 10.000 таких микроточек диаметром 1 мм наносятся на кузов и узлы автомобиля, увидеть их можно с помощью микроскопа, а с помощью специального веб-сервиса можно "пробить" PIN-номер и получить подробную информацию об автомобиле, начиная с VIN-номера и модификации и заканчивая цветом кузова и интерьера. Соответственно, по мнению производителя, такая маркировка позволяет повысить "противоугонные" качества японских автомобилей.
Нужен комплекс
В общем, какую-то базовую защиту помимо дверных замков и замка зажигания современные автомобили предлагают. Но этого, конечно, может оказаться недостаточно для их защиты от угона, особенно если машину вскрывают профессионалы с соответствующим опытом и оборудованием.
Тут вообще следует понимать, что таким "спецам" по зубам если не все, то большинство систем. Вопрос лишь в том, сколько усилий и, главное, времени требуется на то, чтобы обезвредить защиту. Чем дольше приходится возиться, тем выше риски, и это целесообразно в случае, если по каким-то причинам интересна конкретно эта машина. В противном случае они выберут менее защищенный аналогичный автомобиль.
Так что комплекс, включающий как механические блокираторы, так и электронные противоугонные устройства и потайные кнопки, причем смонтированные нестандартно, повышают шансы на то, что автомобиль не угонят. А на этот крайний вариант пригодится спрятанный в машине GPS-маяк или трекер. И еще раз акцентируем внимание на то, что эффективность этих средств зависит не только от их исполнения, но и установки. Чем сложнее обнаружить и устранить противоугонное устройство, тем больше времени у злоумышленников потребуется на эти действия – и тем больше шансов, что они потеряют интерес к вашему автомобилю.
Механические блокировки
Начнем с классики. Простейшие "костыли" на руль стоят около 40-50 руб., более сложные конструкции, заодно блокирующие и педали, обойдутся в 60-90 руб. На самом деле сколь-либо серьезным препятствием они станут лишь для "мелкой шпаны", которая и с замком зажигания будет возиться какое-то время. Опытных угонщиков такие блокираторы притормозят лишь на несколько секунд.
Но ведь есть и более дорогие (порядка 200-800 руб.) и серьезные механизмы с более высокой степенью защиты. Это встраиваемые блокираторы рулевого вала, кулисы коробки передач, педального узла. Часто они имеют скрытую установку, требуют качественного (и часто длительного) монтажа – не портят эстетику, относительно удобны в использовании, а отдельные изделия способны выдерживать натиск угонщиков минуту и более, что можно считать относительно неплохим результатом. То есть они тоже вскрываются, но требуют на это дополнительного времени – так что как часть противоугонного комплекса их можно рассматривать.
Особенно это касается таких средств, как дополнительный замок (блокировка) капота – ведь чтобы отключить аккумулятор или добраться до электронного блока в моторном отсеке, крышку придется открывать. Также может использоваться специальный защитный корпус (сейф) блока управления. что не исключает полностью, но хотя бы затрудняет доступ к нему.
Загвоздка в том, что механические блокираторы органов управления, как правило, требуют дополнительных действий со стороны водителя – хотя бы на их разблокировку (а некоторые – и на запирание). Просто представьте, что вам по нескольку раз на день надо вставлять блокирующий штифт, затем вынимать его, орудовать еще одним ключом – как долго вас хватит на эти операции? Рано или поздно вы начнете использовать блокиратор только при длительных стоянках, затем можете и от этого отказаться. А если устройство не используется каждый раз, автоматически, его эффективность резко снижается.
Электронные иммобилайзеры
Это же касается и электронных систем, которые могут использоваться для обездвиживания автомобиля при попытке уехать на нем без оригинального ключа или снятия с охраны. Мы уже сказали, что современные автомобили оснащены штатными иммобилайзерами. Опытных угонщиков они, конечно, не остановят, но некоторые сложности в их работе тоже создадут. А установка дополнительных систем, прерывающих те или иные цепи и не позволяющие запустить двигатель, или заглушающие его через какое-то время, могут стать неприятным сюрпризом, особенно если реализованы "творчески" – с нестандартным подключением, скрытой установкой, сложным обнаружением компонентов
Простейшее решение – тайная кнопка, которую необходимо нажать перед или после запуска двигателя. Здесь важно именно ее размещение, чтобы использование ее водителем, с одной стороны, было удобным, с другой – незаметным для стороннего наблюдателя, а с третьей – крайне сложным для обнаружения. И точно так же место расположения прерывателя цепи должно быть неочевидным и сложным для "обхода". И при этом такая система должна действовать автоматически: требовать нажатия кнопки при каждом пуске двигателя. Обычный переключатель не подойдет.
Более продвинутые системы с меткой и считывателем действуют практически по тому же принципу, и их эффективность также зависит от грамотного монтажа. И, как правило, такие иммобилайзеры с метками также являются частью противоугонного комплекса.
Электронные сигнализации
Вы не поверите, но для многих автомобилистов главное в таких системах вовсе не аспекты защиты, а функционал. Это старые "сигналки" 20-летней давности выполняли роль дистанционного управления центральным замком и стеклоподъемниками – а современные могут на расстоянии заводить и глушить двигатель, использовать режим турботаймера, управлять автономным обогревателем, заранее включать подогревы сидений, руля и ветрового стекла, причем этим функционалом можно управлять через специальное приложение на смартфоне – для этого у системы имеется GSM-модуль, поддерживающий 2G/3G.
Отдельная тема (и очень востребованная функция!) – бесключевой доступ и запуск двигателя. Реализация зависит от того, предусмотрена ли такая функция в принципе. Если нет, как обычно происходит со старыми моделями, то типичное решение – прятать где-то в салоне один из оригинальных ключей, чтобы не иметь проблем со штатным иммобилайзером. Но это значительно ослабляет противоугонную стойкость такого автомобиля. Гораздо лучше, если бесключевой доступ в принципе поддерживается, просто не включен в комплектацию конкретного автомобиля. Современные противоугонные системы работают через CAN-шину, соответственно, позволяют в полной мере и напрямую использовать функционал автомобиля.
Продвинутые системы с GSM-модулем и практически максимальным набором дополнительных функций стоят порядка 500-900 руб., более простые, но с двухсторонней связью и также неплохим функционалом, стартуют примерно от 200 руб., ну а по низу рынка – самые простые системы односторонней направленности и обычными радиобрелоками можно найти за 70-150 руб.
Что касается аспектов защиты, то, опять же, важен не только выбор сигнализации, но и то, как будет реализована ее установка и управление, в частности постановка на охрану и снятие с режима охраны. Нюансов много, так что это тема для отдельного разбора. Если в сигнализациях интересует не столько функционал, сколько защита от угона, стоит изучить вопрос подробнее и ответственно подойти к выбору установщиков.
Поисковые радиомаяки и GPS-трекеры
Итак, автомобиль с дополнительными механическими и электронными устройствами угнать, как минимум, дольше, а наверняка и гораздо сложнее, чем машину той же модели, но лишь со штатными системами безопасности. Но это все равно возможно. Повторимся: дополнительные устройства лишь снижают риск угона, но не исключают его полностью.
Но даже если машину похитили, есть шанс оперативно отыскать ее с помощью устройства, указывающего на ее местоположение. Самый примитивный вариант реализации – сотовый телефон, запрятанный в автомобиле, переведенный на беззвучный режим и подключенный к источнику питания. Обнаружить его местонахождение при использовании функции геолокации не так сложно. Проблема в том, что при отключении генератора исчезнет и питание, да и сам телефон найти и "обезвредить" преступникам не так уж сложно.
Куда эффективнее специальные устройства – поисковые маяки и GPS-трекеры (от 80 руб.). Существует несколько вариантов реализации (и они принципиальны с точки зрения принципа работы и автономности – соответственно, риска обнаружения и эффективности, в том числе точности указания местонахождения). Но главное, что с их помощью есть шансы обнаружить угнанный автомобиль в течение нескольких часов и даже дней. Кстати, не только автомобиль. Подобные устройства позволяют вернуть угнанный мотоцикл, велосипед или электросамокат.
Функцию отслеживания предлагают и сигнализации, но с ними как раз есть риск, что угонщики, понимая, с какой системой имеют дело, будут готовы к такому развитию событий. Если маячок установлен отдельно, больше шансов, что он останется незамеченным со стороны злоумышленников.
Противоугонная маркировка
Она может быть как первым предупреждением для угонщиков, что с этой машиной лучше не связываться, так и последним шансом выйти на их след – ведь маркируются не только стекла, но другие детали, так что даже после разборки шлейф "тянется" далеко. Маркировка может быть как видимой, так и невидимой, VIN-номер автомобиля дублируется в нескольких местах, а данные заносятся в базу МВД. Стоимость зависит от комплекса работ и обходится примерно в 250-500 руб. И, конечно, это также всего лишь один из кирпичиков в общей стенке под названием защита от угона.
Наш вердикт
На все 100% защитить автомобиль от угона нельзя, но можно значительно усложнить угонщикам задачу, а также повысить шансы на обнаружение автомобиля, если машину все-таки "увели". Максимальную эффективность обеспечивает комплекс, который включает механические и электронные устройства блокировки органов управления, замка капота, двигателя и т.д. Исполнение этих устройств важно, но еще важнее, как осуществляется их установка. Также следует учитывать удобство управления и стабильность работы – чтобы со временем сам владелец не пожелал самолично отключить режим охраны. Ну и на подстраховке – GPS-маяки и маркировка.
Все хорошо, но не забудем и про экономическую целесообразность – причем этот вопрос работает в обе стороны! Напичкав автомобиль всеми возможными средствами защиты, вы наверняка предотвратите угон. Но не потратите ли на это половину стоимости самой машины? Так что баланс тоже должен быть.
Машины на разбор в базе объявлений Автобизнеса